Оценка маркетинговой деятельности и анализ рынка спортивных услуг (на примере СК Плавательный)
Конференция: LXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка маркетинговой деятельности и анализ рынка спортивных услуг (на примере СК Плавательный)
Экономическая теория предполагает, что цена товара (услуги) включает в себя издержки по ее реализации, а также рентабельность, характеризующую максимальный валовый доход для организации. Таким образом, уровень цены, с одной стороны, должен приводить к максимальной загрузке по услугам комплекса, но с другой, не быть ниже цены аналогичных услуг у основных конкурентов отрасли.
Проанализируем динамику средних цен на услуги СК Плавательный за последние девять лет работы (2010-2019 гг.). Средняя цена представляет собой среднее значение стоимости абонементов и разовых посещений по всем категориям тарифов в категориях открытый и закрытый бассейн. Динамика средней цены представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика средней цены на услуги бассейна
Категория бассейна |
Года |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Открытый бассейн |
177,06 |
181,76 |
189,41 |
200,59 |
207,06 |
217,06 |
234,12 |
236,47 |
242,35 |
244,12 |
Закрытый бассейн |
218,24 |
226,47 |
235,29 |
245,88 |
254,12 |
269,41 |
280,59 |
288,24 |
288,82 |
294,12 |
По полученным данным можно сделать следующие выводы:
- средняя цена на услуги закрытого и открытого бассейна за исследуемый период имеет динамику роста;
- ежегодный прирост цены составляет приблизительно от 2 до 5%, что соответствует рыночным показателям по отрасли;
- средняя цена на услуги закрытого бассейна значительно выше открытого. Эта особенность проявляется вследствие повышенного спроса на услуги закрытого бассейна по сравнению с открытым.
К рыночным факторам, влияющим на уровень цены в СК, относятся:
- повышение спроса на спортивные услуги,
- монополия на рынке (единственный в г.о. Самара бассейн с открытой ванной),
- повышение цен на заработную плату, покупку сопутствующих материалов,
- нестабильность экономики.
Изменения системы тарифов должны находиться в пределах экономической целесообразности, границ доверия потребителей и максимальной привлекательности. Благоприятность тарифной политики для потребителя услуги определяется соотношением действующего тарифа с наиболее или наименее выгодными тарифами на аналогичные услуги на рынке:
где - действующий тариф, - наиболее и наименее выгодные тарифы для потребителей у конкурентов.
В ценообразовании СК Плавательный использует метод установления цены на основе уровня текущих цен на рынке. В среднем тарификация СК Плавательный соответствует рыночному.
К основным услугам спортивного комплекса относятся услуги по плаванию в открытом и закрытом бассейне. На территории г.о. Самара бассейнов открытой ванной с аналогичными характеристиками нет. В данной категории услуг анализируемый объект является монополистом.
Проведем комплексную оценку конкурентоспособности по различным техническим и экономическим параметрам. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Критерии оценки конкурентоспособности
Критерий |
СК Плавательный |
Нептун |
Орбита |
Южный |
Ипподром арена |
Размер плавательной ванны |
50 м |
25 м |
25 м |
25 м |
25 м |
Расположение |
Центр города - Волжский пр-т, 10 |
ул. Строителей, 1к1 |
ул. Ново-Вокзальная, 70а |
Южный город |
Ипподром - пр-к Кирова, 320а |
Наличие парковки |
есть |
нет |
есть |
есть |
есть |
Наличие детских спортивных секций |
есть |
есть |
есть |
есть |
нет |
Наличие групповых программ |
есть |
нет |
нет |
есть |
есть |
Состояние имущественного комплекса, балл |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Наличие доп. услуг (массаж, солярий, столовая) |
есть |
есть |
нет |
нет |
есть |
Средняя стоимость разового посещения, руб. |
450 |
350 |
350 |
250 |
350 |
Стоимость абонемента на месяц, руб. |
4500 |
4600 |
4800 |
1900 |
5000 |
Воспользуемся методом комплексной оценки конкурентоспособности на рынке. Алгоритм включает в себя следующие этапы.
1 этап. Выбор базы сравнения (эталона) на рынке, обладающей наивысшей потребительской ценностью. В нашем случае эталоном является спортивный комплекс Орбита.
2 этап. На втором этапе произведем расчет единичных показателей конкурентоспособности технических параметров по формуле:
где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность, – величина i-того показателя.
К тому же найдем единичный показатель экономических параметров, таких как стоимость разового посещения и покупка абонемента по формуле:
где З – общие затраты, а – экономические затраты.
3 этап. Показатель конкурентоспособности найдем по формуле:
где K – групповой показатель конкурентоспособности.
Показатель оценивает эффект полученной потребителем услуги на единицу вложенных средств. Результаты оценки конкурентоспособности плавательных бассейнов г.о. Самара следующие:
СК Плавательный ……….. 0,64
Нептун …………………..…0,91
Орбита ……………....……..0,51
Южный …………….……….....1
Ипподром арена …………..0,48
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1. Анализируя полученные данные можно заметить, что СК Плавательный не является лидером на рынке, однако благодаря метаположению и широкому спектру услуг занимает стабильную нишу.
Таким образом, на основании проведенного комплексного анализа текущего состояние спортивного комплекса Плавательный, можно сделать следующие выводы:
- издержки на обслуживание комплекса постоянны, поэтому не являются фактором, влияющим на изменение прибыли;
- функция объема продаж от роста цены на услуги имеет обратную зависимость;
- анализ графика выручки показал сезонность, зависящую от времени посещения, дня недели и месяца;
- загруженность бассейнов не постоянна, а зависит от фактора времени и дня недели.