Статья:

Оценка маркетинговой деятельности и анализ рынка спортивных услуг (на примере СК Плавательный)

Конференция: LXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Красносельцева И.Е., Уварова Л.А. Оценка маркетинговой деятельности и анализ рынка спортивных услуг (на примере СК Плавательный) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(88). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(88).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка маркетинговой деятельности и анализ рынка спортивных услуг (на примере СК Плавательный)

Красносельцева Ирина Евгеньевна
студент, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королёва, РФ, г. Самара
Уварова Лада Алексеевна
студент, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королёва, РФ, г. Самара

 

Экономическая теория предполагает, что цена товара (услуги) включает в себя издержки по ее реализации, а также рентабельность, характеризующую максимальный валовый доход для организации. Таким образом, уровень цены, с одной стороны, должен приводить к максимальной загрузке по услугам комплекса, но с другой, не быть ниже цены аналогичных услуг у основных конкурентов отрасли.

Проанализируем динамику средних цен на услуги  СК Плавательный за последние девять лет работы (2010-2019 гг.). Средняя цена представляет собой среднее значение стоимости абонементов и разовых посещений по всем категориям тарифов в категориях открытый и закрытый бассейн. Динамика средней цены представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика средней цены на услуги бассейна

Категория бассейна

Года

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Открытый бассейн

177,06

181,76

189,41

200,59

207,06

217,06

234,12

236,47

242,35

244,12

Закрытый бассейн

218,24

226,47

235,29

245,88

254,12

269,41

280,59

288,24

288,82

294,12

 

По полученным данным можно сделать следующие выводы:

- средняя цена на услуги закрытого и открытого бассейна за исследуемый период имеет динамику роста;

- ежегодный прирост цены составляет приблизительно от 2 до 5%, что соответствует рыночным показателям по отрасли;

- средняя цена на услуги закрытого бассейна значительно выше открытого. Эта особенность проявляется вследствие повышенного спроса на услуги закрытого бассейна по сравнению с открытым.

К рыночным факторам, влияющим на уровень цены в СК, относятся:

- повышение спроса на спортивные услуги,

- монополия на рынке (единственный в г.о. Самара бассейн с открытой ванной),

- повышение цен на заработную плату, покупку сопутствующих материалов,

- нестабильность экономики.

Изменения системы тарифов должны находиться в пределах экономической целесообразности, границ доверия потребителей и максимальной привлекательности. Благоприятность тарифной политики для потребителя услуги определяется соотношением действующего тарифа с наиболее или наименее выгодными тарифами на аналогичные услуги на рынке:

где  - действующий тариф, - наиболее и наименее выгодные тарифы для потребителей у конкурентов.

В ценообразовании СК Плавательный использует метод установления цены на основе уровня текущих цен на рынке. В среднем тарификация СК Плавательный соответствует рыночному.

К основным услугам спортивного комплекса относятся услуги по плаванию в открытом и закрытом бассейне. На территории г.о. Самара бассейнов открытой ванной с аналогичными характеристиками нет. В данной категории услуг анализируемый объект является монополистом.

Проведем комплексную оценку конкурентоспособности по различным техническим и экономическим параметрам. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Критерии оценки конкурентоспособности

Критерий

СК Плавательный

Нептун

Орбита

Южный

Ипподром арена

Размер плавательной ванны

50 м

25 м

25 м

25 м

25 м

Расположение

Центр города - Волжский пр-т, 10

ул. Строителей, 1к1

ул. Ново-Вокзальная, 70а

Южный город

Ипподром - пр-к Кирова, 320а

Наличие парковки

есть

нет

есть

есть

есть

Наличие детских спортивных секций

есть

есть

есть

есть

нет

Наличие групповых программ

есть

нет

нет

есть

есть

Состояние имущественного комплекса, балл

3

4

5

5

5

Наличие доп. услуг (массаж, солярий, столовая)

есть

есть

нет

нет

есть

Средняя стоимость разового посещения, руб.

450

350

350

250

350

Стоимость абонемента на месяц, руб.

4500

4600

4800

1900

5000

 

Воспользуемся методом комплексной оценки конкурентоспособности на рынке. Алгоритм включает в себя следующие этапы.

1 этап. Выбор базы сравнения (эталона) на рынке, обладающей наивысшей потребительской ценностью. В нашем случае эталоном является спортивный комплекс Орбита.

2 этап. На втором этапе произведем расчет единичных показателей конкурентоспособности технических параметров по формуле:

где  - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;  - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность,  – величина i-того показателя.

К тому же найдем единичный показатель экономических параметров, таких как стоимость разового посещения и покупка абонемента по формуле:

где З – общие затраты, а  – экономические затраты.

3 этап.  Показатель конкурентоспособности найдем по формуле:

где  K –  групповой показатель конкурентоспособности.

Показатель оценивает эффект полученной потребителем услуги на единицу вложенных средств. Результаты оценки конкурентоспособности плавательных бассейнов г.о. Самара следующие:

 

СК Плавательный ……….. 0,64

Нептун …………………..…0,91

Орбита ……………....……..0,51

Южный …………….……….....1

Ипподром арена …………..0,48

 

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1. Анализируя полученные данные можно заметить, что СК Плавательный не является лидером на рынке, однако благодаря метаположению и широкому спектру услуг занимает стабильную нишу.

Таким образом, на основании проведенного комплексного анализа текущего состояние спортивного комплекса Плавательный, можно сделать следующие выводы:

- издержки на обслуживание комплекса постоянны, поэтому не являются фактором, влияющим на изменение прибыли;

- функция объема продаж от роста цены на услуги имеет обратную зависимость;

- анализ графика выручки показал сезонность, зависящую от времени посещения, дня недели и месяца;

- загруженность бассейнов не постоянна, а зависит от фактора времени и дня недели.

 

Список литературы:
1. Евсюков, С.Г. Модель динамического ценообразования на рынке сетевых благ в условиях монополии поставщика – 2016. – №30 (312). – С. 65-73 
2. Емельянова, Т. В. Применение ценовой стратегии периодической скидки в розничной торговле - 2018. – №4 (45). – С. 457-485 
3. Елагина, А.С. Разработка системы скидок и надбавок на продукцию пищевых производств – 2016. – №4 (9). – С. 989-1003