Проблемы по оприходованию материально-производственных запасов, возникшие при ликвидации основных средств
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы по оприходованию материально-производственных запасов, возникшие при ликвидации основных средств
Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, теряют необходимые характеристики, выходят из строя, что приводит к нецелесообразности дальнейшего их использования. А значит, приходит время их вывода из производственной деятельности – ликвидации.
Обычно с баланса в порядке ликвидации списывают здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, а также пришедшие в ветхое состояние, морально устаревшие и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть проданы. Не секрет, что основные средства являются дорогостоящими активами, часто имеющими составные части, которые могут быть использованы в производственной или управленческой деятельности. При этом возникает множество вопросов, связанных с оприходованием материалов, оставшихся после ликвидации основного средства, в бухгалтерском учете.
Общие подходы к процедуре ликвидации основных средств и ее оформлению сформулированы методическими указаниями по учету основных средств [5] (далее – Методические указания).
Проблема №1 «Кто принимает решение»
Решает судьбу устаревшего основного средства ликвидационная комиссия, в состав которой войдут выбранные руководителем сотрудники предприятия. Методическими указаниями рекомендуется составлять формировать комиссию с обязательным участием главного бухгалтера и материально-ответственного лица, на которого возложена обязанность по сохранности данного основного средства. В дальнейшем члены ликвидационной комиссии решают вопрос о пригодности деталей, отдельных узлов, материалов и прочих МПЗ.
Решение: создание ликвидационной комиссии с обязательным участием главного бухгалтера и материально-ответственного лица.
Проблема №2 «Какой документ составить»
Для принятия решения по ликвидации основного средства составляется специальный документ – заключение, которое в дальнейшем будет являться основой для составления акта на списание основного средства. В этом же акте производится отметка о получении ценных и пригодных к использованию материально-производственных запасов.
Решение: для оприходования МПЗ, оставшихся после ликвидации основных средств, составляется заключение и акт на списание.
Проблема №3: «Форма акта: унифицированная или произвольная?»
В общем случае составляется акт на списание основных средств (форма № ОС-4) о частичном или полном списании основных средств (кроме автотранспортных), в котором указывают наименование объекта, год его выпуска или постройки, дату поступления в организацию и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, балансовую стоимость, сумму начисленной амортизации, количество капитальных ремонтов. Здесь же приводят подробные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, конструктивных элементов объекта и обосновывают необходимость его ликвидации (износ, преждевременное выбытие вследствие ненормальных условий эксплуатации, аварии и др.).
При этом предприятие вправе составлять акт в свободной форме, но с учетом требований законодательства.
До 2013 года документальное оформление основных средств производилось с помощью альбома первичных форм документов, утвержденного Госкомстатом РФ [6] С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ данное требование изменилось, и с 1 января 2013 года первичные документы по учету основных средств из альбома унифицированных форм не являются обязательными к применению. Организации вправе разрабатывать собственные формы первичных учетных документов, учитывая требования п.9 Федерального закона №402-ФЗ. Первичные учетные документы должны иметь обязательные реквизиты, такие как:
- наименование документа;
- дата составления;
- наименование хозяйствующего субъекта, составившего документ;
- содержание хозяйственной операции;
- натуральный или денежный измеритель;
- должность и подпись лица, ответственного за сделку.
Тем не менее, большинство организаций в связи с введением изменений, которые дают, казалось бы, больше свободы в бухгалтерском учете, не стали заново «изобретать велосипед» и продолжили использование унифицированных форм, рекомендованных Госкомстатом.
Решение: организация самостоятельно избирает форму акта на списание, исходя из собственной специфики и положений учетной политики.
Проблема №4 «Оценка МПЗ, полученных при ликвидации»
Запасные части, узлы, детали выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств или использования в обычной деятельности приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств.
Рыночную стоимость можно подтвердить обзорами рынка, прайс-листами поставщиков аналогичных материалов, а также заключением специалиста по оценке.
Решение: МПЗ оцениваются по рыночной стоимости.
Проблема №5 «Отражение в учете МПЗ, полученных в результате ликвидации основного средства»
В бухгалтерском учете оприходование материально-производственных запасов осуществляется с применением счета 91.1 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» на сумму рыночной стоимости. Таким образом, в бухгалтерском учете возникают прочие доходы, формирующие конечный финансовый результат.
Решение: применение счета 91.1.
Проблема №6 «Налоговый учет МПЗ, полученных в результате ликвидации основного средства»
Стоимость МПЗ, полученных в результате ликвидации основных средств, в целях налогообложения налогом на прибыль признаются в составе внереализационных доходов, таким образом увеличивая налогооблагаемую базу. При этом организация вправе учесть затраты, понесенные на ликвидацию основных средств, в составе внереализационных расходов (пп.8 п.1 ст.265 НК РФ [1]).
Решение: включить рыночную стоимость МПЗ в состав внереализационных доходов.
Проблема №7: «Момент признания доходов»
Момент признания дохода жестко привязан к способу, который применяется для расчетов доходов и расходов.
Так, при методе начисления момент признания доходов придется на день, когда составлен акт ликвидации амортизируемого объекта. А при кассовом методе — на день, когда этот объект оприходован.
Решение: при методе начисления – день составления акта на списание основного средства.
Проблема №8: «Автоматизация учета. Оприходование МПЗ в программе 1С
Для проведения операции в программе 1С: Бухгалтерия на платформе 8 используются регламентные операции: «Учет материальных ценностей, оставшихся после ликвидации основного средства (черный металлолом)»; «Учет материальных ценностей, оставшихся после ликвидации основного средства (запчасти)». Данные автоматизированные операции позволят избежать ошибок при формировании проводок вручную.
Решение: применение автоматизированных регламентных операций.
Итак, даже при такой, казалось бы, несложной процедуре как оприходование материалов при ликвидации основных средств, может возникнуть масса вопросов, решение которых было предложено в данной статье.