Статья:

Продовольственное эмбарго как мера нетарифного регулирования современной России

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Вольхина Н.А. Продовольственное эмбарго как мера нетарифного регулирования современной России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(1).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Продовольственное эмбарго как мера нетарифного регулирования современной России

Вольхина Наталья Александровна
студент, Калужский филиал ФГБОУ «РАНХиГС», РФ, г.Калуга
Шаурина Ольга Сергеевна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Калужский филиал ФГБОУ «РАНХиГС», РФ, г. Калуга

 

На современном этапе развития общества отмечается значительное распространение рыночных отношений, возрастает роль международного экономического сотрудничества, происходит ускорение интеграционных процессов, что лишь подтверждает возрастающую роль внешнеэкономической деятельности стран. Без сомнений, внешнеэкономическая деятельность нуждается в регулировании со стороны государства, поскольку таким образом обеспечиваются экономические и политические интересы страны.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. В Российской Федерации государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется двумя методами: с помощью таможенно-тарифного регулирования, а также с применением мер нетарифного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин[1].

Нетарифное регулирование является методом государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера[1].

Систему нетарифного регулирования составляют меры, среди которые наиболее распространены лицензирование внешнеэкономической деятельности, квотирование, меры экспортного контроля, ветеринарный, фитосанитарный, карантинный контроль и другие. Однако, сегодня наибольшую актуальность в связи со сложившейся геополитической ситуацией в мире приобретает такая мера нетарифного регулирования, как продовольственное эмбарго.

Эмбарго представляет собой полную или частичную паузу в осуществлении внешнеторговых операций между отдельно взятыми государствами.

Продовольственное эмбарго как специальная экономическая мера была введена Правительством Российской Федерации 7 августа 2014 г. сроком на 1 год в целях обеспечения безопасности России как ответная мера на санкции западных стран против РФ в связи с возвращением Крымского полуострова в состав России.

Продовольственное эмбарго означает, что в страну запрещается ввозить определенные виды товаров тех стран, которые приняли решение о введении экономических санкций по отношению к Российской Федерации.

Под запрет попали поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, молока, фруктов, овощей, а также некоторых других категорий продуктов.

Среди стран, подвергшихся влиянию продовольственного эмбарго, оказались США, страны Евросоюза, Канада, Норвегия, Австралия, Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, а также Украина[2].

Рассмотрим влияние введения продовольственного эмбарго на динамику импорта продовольственных товаров, попавших под запрет на ввоз на территорию Российской Федерации, в период с 2014 по сентябрь 2017 года[4].

Таблица.

Динамика импорта товаров, попавших под действие продовольственного эмбарго в период с 2014 по сентябрь 2017 гг., тыс. тонн

Код ТН ВЭД

Продуктовая категория

2014г.

2015г.

2016г.

Январь-сентябрь

2017г.

0201

Говядина, свежая и охлажденная

99

103

94

63

0202

Говядина, замороженная

531

332

273

277

0203

Свинина

381

305

259

208

0207

Мясо птицы

453

253

225

169

0302

Рыба свежая и охлажденная

86

30

26

22

0303

Рыба мороженая

438

299

277

219

0304

Филе рыбы

103

70

62

44

0305

Рыба сушеная, соленая, копченая

18

22

23

20

0401

Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара

299

246

256

241

0402

Молоко и сливки, сгущенные или с добавления сахара

192

201

236

185

0405

Сливочное масло и прочие жиры и масла

150

94

106

84

0406

Сыры и творог

314

198

206

104

0701

Картофель свежий и охлажденный

689

547

288

546

0706

Морковь, репа, свекла, козлобородник, сельдерей корневой, редис и прочие аналогичные съедобные корнеплоды, свежие или охлажденные

310

225

185

195

0808

Яблоки, груши и айва, свежие

1398

1141

919

683

 

Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что в целом отмечается снижение объемов импорта товаров представленных товарных позиций по причине введения продовольственного эмбарго. По большей части наращивания объемов импорта не происходит ни за счет увеличения поставок от традиционных поставщиков, ни за счет поиска новых поставщиков иностранной продукции, из чего следует вывод, что государство держит курс на поддержку отечественного рынка и развитие программы импортозамещения.

Рассматривая хронологию событий, связанных с введением данной меры нетарифного регулирования, стоит отметить, что с 7 августа 2015 года Правительством РФ было принято решение об уничтожении санкционных товаров, незаконно попавших на территорию России. По состоянию на июль 2017 было уничтожено более 16 тонн продовольственных товаров[5].

 

Рисунок. Объемы уничтоженных санкционных товаров, незаконно ввезенных на территорию РФ, тонн

 

Рассматривая конец 2016 – начало 2017 годов в контексте реализации меры продовольственного эмбарго на территории России, стоит также отметить, что Правительство РФ пополнило список товаров, на которое распространяется продовольственное эмбарго. Кроме товаров, проанализированных выше, в 2016-2017 годах список пополнили следующие товары:

· свиньи живые, за исключением чистопородных племенных животных (товарная позиция 0103);

· пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, свежие, охлажденные или замороженные (товарная позиция 0206);

· свиной жир и жир домашней птицы (товарная позиция 0209);

· мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое (товарная позиция 0210);

· рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (товарные позиции 0306, 0307, 0308);

· фрукты и орехи (товарные позиции 0801-0810);

· жир крупного рогатого скота, овец и коз (товарная позиция 1502);

· пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра (код ЕТН ВЭД ЕАЭС 1901 90 990 0);

· соль, включая соль столовую и денатурированную (товарная субпозиция 2501 90).

За последний год перечень товаров, на который наложен запрет на ввоз в связи с ведением меры нетарифного регулирования, пополнился значительным перечнем товаров. Данное увеличение списка запрещенных ко ввозу товаров из ряда стран является отражением продления антироссийский санкций со стороны США и стран Европы.

Таким образом, роль такой меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как продовольственное эмбарго, высока, данная мера позволяет в значительной степени защитить отечественный рынок от излишнего потока иностранных товаров, предупредив неблагоприятную ситуацию на внутреннем рынке государства, но главное – то, что данная мера нетарифного регулирования обеспечивает защиту экономических и политических интересов государства, что и является причиной использования данной меры Российской Федерацией с 2014 года по настоящее время.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13.07.2015);
2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305 и от 30 июня 2017 № 293» (ред. 25.10.2017);
3. Аналитический доклад Управления по конкурентной политике Правительства РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8972.pdf
4. Г. Казакулова, Н.Новопашина «Продуктовая политика: какими результатами «отмечают» три года эмбарго». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/04/08/2017/598305b79a7947fdd8de81e
5. Таможенная статистика внешней торговли 2016-2017 гг. по данным ФТС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:3842052213898457::NO:::