Статья:

Система управления муниципальным имуществом в муниципальном образовании

Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Минатуллаева З.М. Система управления муниципальным имуществом в муниципальном образовании // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 29(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/29(30).pdf (дата обращения: 21.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Система управления муниципальным имуществом в муниципальном образовании

Минатуллаева Зумруд Магомедовна
студент, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут
Кодинцев Александр Яковлевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут

 

Эффективность местного муниципального управления муниципальным имуществом является актуальной проблемой и эта актуальность растет. Ошибки в управлении муниципальным имуществом муниципального образовании могут вызвать наступление негативных последствий. Обязательным требованием к муниципальному управлению является деятельность по сокращению риска, обусловленного возможностью принятия ошибочных решений в сфере муниципального управления. Основу такого сокращения рисков составляет применение научного полхода к осуществлению управления муниципальным имуществом, применение практики менеджмента, маркетинга, стратегического управления и планирования.

Местное муниципальное управление (местное самоуправление) является конституционной основой государственного строя в российской Федерации. В Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ  призвано обеспечивать самостоятельное решение населением целого ряда вопросов местного значения, в том числе и в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом [1, с. 23 ].  В связи с этим вопросы, которые связанны  с эффективным управлением муниципальным имуществом в муниципальном образовании являются особенно актуальными.

Основной задачей эффективного муниципального управления является обеспечение рационального использования ресурсов муниципального образования для удовлетворения общественных потребностей его населения. Решение этой задачи обеспечивает реализацию полномочий муниципального управления, снижение социальной напряженности и повышение уровня доверия к местным властям [5, с. 167].

Понятие «управление муниципальной собственностью» следует рассматривать в двух значениях: как определенную систему способов, форм и методов управления муниципальной собственностью и  как порядок принятия решений компетентных муниципальных органов, в связи с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжением собственностью муниципального образования [2, с. 36].

В основе муниципального управления лежит децентрализация государственной власти, которая подразумевает рост эффективности управления в обратной пропорциональности уровню власти: чем более уровень власти приближен к населению, тем лучше его понимание потребностей населения. Эффективная организация муниципального управления требует решения следующих задач (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Задачи эффективного муниципального управления [7, с. 215]

 

Решение этих задач обеспечивает формирование оптимальной структуры органов муниципального управления, призванной повышать эффективность такого управления.

Далее определим, что представляет собой муниципальное имущество, и в каком качестве оно выступает при управлении муниципальным имуществом.

Муниципальным имуществом признается имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Муниципальное имущество может выступать в качестве объекта оперативного или доверительного управления.

Под оперативным управлением понимается наличие права на владение, распоряжение и пользование муниципальным имуществом в соответствии с нормами права, заданиями собственника, предназначением имущества и целями деятельности.

Правом распоряжения муниципальным имуществом с согласия муниципального образования наделяются также муниципальные казенные предприятия, бюджетные и автономные предприятия. При этом они имеют право самостоятельного распоряжения всем остальным имуществом, в том числе движимым, что запрещено казенным предприятиям.

Передача в оперативное управление муниципального имущества в муниципальных образованиях может осуществляться в отношении действующих имущественных комплексов, находящихся на реконструкции или в процессе строительства.  Передача муниципального имущества в оперативное управление осуществляется на основании постановления Администрации муниципального образования, кроме исключительных случаев [3, с. 604]. Правом оперативного управления муниципальным имуществом могут наделяться:   жилищные фонды; учреждения массовой культуры и спорта;  научно-просветительские и образовательные учреждения;  медицинские учреждения; комплексы, осуществляющие снабжение различными коммунальными ресурсами и прочие.

В  доверительное управление муниципальное имущество передается на основании соглашения, в письменной форме определяющего все основные аспекты передачи муниципального имущества.

Под доверительным управлением муниципальным имуществом в муниципальных образованиях понимается такая форма его использования, при которой одна сторона – собственник муниципального имущества (учредитель доверительного управления) – передает другой стороне – доверительному управляющему – имущество на определенный промежуток времени для управления в интересах доверительного управляющего [6, с. 49].  Без оформления передачи имущества соответствующим соглашением право доверительного управления муниципальным имуществом не возникает.

На практике полномочия в сфере управления муниципальным имуществом в муниципальных образованиях разграничиваются следующим образом: нормотворческими полномочиями, по установлению порядка реализации правомочий собственника, наделяется местный предстательный орган, а непосредственно распорядительными полномочиями в области управления осуществляет местный исполнительно-распорядительный орган -  администрация муниципального образования.  Такая модель распределения полномочий в сфере управления муниципальным имуществом принята в большинстве муниципальных образований

Система управления муниципальным недвижимым имуществом муниципального образования включает в себя следующие элементы [4, с. 734]:

  • механизм управления, в основе которого лежат цели, принципы, методы управления;
  • управляющую подсистему  (органы управления и процессы управления);
  • подсистемы обеспечения (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль эффективности и т. п.). 

Подсистемы обеспечения функционирования системы управления муниципальным имуществом  призваны создавать необходимые условия для функционирования основных подсистем в ходе реализации всех целевых установок. Совокупность объектов муниципального имущества, формирующие материально вещественную основу его собственности, являются элементами этой системы.

Одна из главных особенностей системы управления муниципальной собственностью — открытость данной системы, которая характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с населением. Кроме 
того, это система с обратной связью, так как система местного самоуправления является выборной и любые решения, принимаемые местной властью, носят политический характер. 

В целях совершенствования функционирования системы управления муниципальным имуществом  в муниципальных образованиях целесообразно: законодательно закрепить положение о том, что собственником объектов муниципальной собственности в муниципальных образованиях выступает население муниципального образования; законодательно определить понятие «система управления муниципальной собственностью»; расширить полномочия представительного органа местного самоуправления, в области управления муниципальным имуществом муниципального образования. Реализация предлагаемых мер будет иметь большое практическое значение в сфере управления муниципальным имуществом в муниципальном образовании.

Подводя итоги, стоит сказать, что помимо общей проблематики в данной сфере, у каждого муниципального образования существуют свои управленческие проблемы. Например,  отсутствие регистрации прав муниципальной собственности на некоторые объекты недвижимости;  низкая инвестиционная привлекательность объектов муниципальной собственности в связи с их неудовлетворительным состоянием; низкий спрос на муниципальное  имущество. Решение перечисленных проблем, возможно путем применения целевого программирования и стратегического планирования в каждом отдельном муниципальном образовании.

Из вышесказанного следует, что в настоящее время существует необ­хо­димость в дальнейшей разработке и оптимизации системы управления муниципальным имуществом, которое бы позволило обеспечить  эффективное и устойчивое развитие муниципальных образований

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 35 с. 
2. Аничкова, А. А. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью / А. А. Аничкова // Проблемы теории и практики управления — 2014. — № 7. — С. 32—38. 
3. Ерошкин, А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации / А. К. Ерошкин // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 603—606. 
4. Ерошкин, А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ /  А. К. Ерошкин // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 733-736.
5. Макарова, Е.П. Муниципальное имущество: проблемы современного теоретического анализа / Е. П. Макарова // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века. — 2012 — №2. —  С. 164-181.
6. Огиев, Д. В. Инновационные направления совершенствования управления муниципальной собственностью / Д. В. Огиев // Современные  исследования социальных проблем. — 2014. — № 1. — С. 44—53. 
7. Хакимов, В. В. Особенности системы управления муниципальной собственностью / В. В. Хакимов  // Вестник ЧелГУ. — 2016. — №2 (384). — С. 214—221.