Статья:

Трудности и проблемы малого бизнеса в России

Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Федосеев Д.А. Трудности и проблемы малого бизнеса в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(113). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(113).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Трудности и проблемы малого бизнеса в России

Федосеев Денис Александрович
студент, Омский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Омск
Романова Алена Николаевна
научный руководитель, доцент, Омский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Омск

 

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей.

Современное российское общество продолжaет переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия сновa столкнулась с необходимостью выборa ориентиров своего дальнейшего рaзвития, и здесь нельзя ошибаться.

Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рaбочих мест, созданию широкого кругa собственников, является рaзвитие малых форм производствa.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017) содержит условия, выполнение которых означает отнесение предприятия к категории малого бизнеса[5,с.28]. Согласно статье 4 данного закона устанавливаются критерии по среднесписочной численности персонала, объему дохода и специальные требования.

С точки зрения содержания и специфики малого предпринимательства данная форма хозяйственных отношений означает работу в условиях полной самостоятельности, имущественной ответственности, риска, а предприниматель является единоличным хозяином своего предприятия.

Для малых предприятий часто характерна полная вовлеченность в бизнес как самого предпринимателя, так и членов его семьи, так называемый "семейный бизнес". Малые предприятия – это одновременно работодатели, производители продукции, услуг, работ, катализаторы научно-технического прогресса, налогоплательщики, экономические агенты. Развитие малого бизнеса в России имеет большое значение для всей страны в целом.

Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки малого бизнеса, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки малого бизнеса. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки малого бизнеса» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России[3,с.21].

Для малого предпринимательства в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения, государственным курсом на построение цифровой экономики.

Имеющиеся предпосылки на данный момент позитивно воздействует на малое предпринимательство в основных производственных сферах, это касается, в первую очередь, предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.

Вместе с тем, было бы наивным считать, что малое предпринимательство может стать основой экономики страны: на то оно и малое, чтобы и вклад его в экономику был достаточно малым. Для крупных предприятий малый бизнес может выполнять функцию связующего звена, а для населения – функцию расширения ассортимента товаров, услуг, работ. Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для данного сектора направлениями: производство товаров народного потребления широкого спроса, сфера услуг, торговля, общественное питание, пищевая промышленность[1,с.2].

Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:

  • наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
  • слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;
  • низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);
  • отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.
  • как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.

Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность[2,с.113].

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки малого бизнеса является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - самофинансировании) государственных программ поддержки малого бизнеса с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие малого бизнеса с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднических операций малого бизнеса. Роль банков как источника инвестиционной деятельности малого бизнеса, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

На мой взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима[4,с.196].

 

Список литературы:
1. Аликаева, М. В., Ксанаева М.Б. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf698.pdf.
2. Дунаева, А. И. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе / А.И. Дунаева , Н. О. Удачин // Theoretical & Applied Science. 2014. № 3 (11). С. 111-115.
3. Кривда, С. В. Сильные и слабые стороны малого бизнеса / С. В. Кривда // Российское предпринимательство. 2010. № 12-2. С. 32-36.
4. Романова, Е. К. Актуальные проблемы малого предпринимательства в России / Е. К. Романова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 15. С. 196-199.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета, N 164, 31.07.2007.