Сущность процесса цифровизации и его особенности на микро и макро уровнях
Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Сущность процесса цифровизации и его особенности на микро и макро уровнях
Появление и повсеместное распространения цифровой экономики стали причиной значительных изменений современной среды функционирования бизнеса. Цифровая экономика признается как актуальный тренд развития современного общества, бизнеса, промышленного производства, государственных институтов, торговли и сферы услуг, жизнедеятельности людей. По своей сути это понятие включает в себя все изменения, происходящие в экономике под влиянием развития информационных технологий.
Понятие «цифровая экономика» появилось в 1990-х годах. Основоположником термина считается Николас Негропонте, который метафорически описал цифровую экономику как «переход от движения атомов к движению битов» [1, с.4].
С термином цифровой экономики тесно связан термин цифровизации (диджитализации). Российский центр стратегических разработок определяет цифровизацию следующим образом:
- в узком смысле, «цифровизация — замена аналоговых (физических) систем сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии.
- в широком смысле — процесс переноса в цифровую среду функций и деятельностей (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями» [2].
Чернова Г.В., Халин В.Г. определяют процесс цифровизации следующим образом: «Под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни» [1, с.47].
В зарубежной практике диджитализация понимается как «масштабная трансформация бизнеса, затрагивающая весь набор функций предприятия от автоматизации закупок до продаж и маркетинга, влияющая как на изменение операционной модели, так и на инфраструктуру предприятия, базирующуюся на цифровых технологиях и протекающую под действием трех основных драйверов: изменение запросов пользователей, развитие технологий и усиление конкуренции» [4].
Таким образом, развитие и движение к модели цифровой экономики на всех уровнях можно охарактеризовать терминами «цифровизация» или «диджитализация», в рамках которого происходит изменение экономических процессов, внедрение цифровых технологий, а также производство товаров и оказание услуг, связанных с ними.
Рассмотрим ключевые изменения в экономике в контексте цифровизации.
1. Усиление роли информационных технологий как ключевого фактора производства
Само по себе создание и распространение технологий уже давно определяет направления развития обществ и стран, и не раз кардинально меняло жизнь людей. Однако, в последние годы широко распространяются технологии нового поколения, обладающие глобальным масштабом. Такие технологии, как искусственный интеллект, беспилотные машины, облачные технологии и анализ больших данных, индивидуализированное производство (стандарт tailor-made) и 3D-печать, интернет-вещей, роботы и дроны, социальные медиа и цифровые платформы, по мнению Инициативной группы исследователей Цифровой Трансформации Международного Экономического Форума, являются ключевыми для всех отраслей в будущем. При этом данный список не является исчерпывающим, так как он не включает только появляющиеся технологии (например, блокчейн), которые были интегрированы в одной или нескольких отраслях на сегодняшний день.
Внедрение данных технологий в совокупности, по оценкам экспертов, способно повысить производительность в компаниях в 3 раза [5].
2. Изменение структуры экономических активов.
Вслед за развитием и распространением цифровых технологий в компаниях происходит изменение структуры активов: сильно растёт доля нематериальных активов. Например, в 1975 г. доля НМА крупнейших холдингов США составляла 17%, а уже к 2018 г. это доля выросла до 87% [6, с. 96].
Важно отметить, что увеличивается доля непосредственно тех активов, которые отвечают приоритетам цифровой экономики, а именно цифровых нематериальных активов (программное обеспечение, базы данных и т.п.) и связанных с ними материальных активов (компьютерное и серверное оборудование, датчики и т.п.).
В результате рассматриваемой тенденции правительства стран стремятся закрепить на законодательном уровне статус и порядок работы с цифровыми активами и информацией. Например, на рассмотрение в Государственную думу РФ внесен законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах», уже внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (о цифровых правах).
Увеличиваются объем капитальных вложений в создание и приобретение нематериальных цифровых активов (программное обеспечение, базы данных и т.п.), IT-оборудования среди материальных активов (компьютеры, инфраструктура и т.п.). Кроме того, финансируется цифровизация существующих материальных активов (подключение m2m соединений) и их подключение в информационные системы, а также растут расходы на внедрение новых технологий.
3. Диджитализация продуктов и услуг
В результате цифровизации, в экономике появляются структурные изменения:
- появляются новые отрасли и рынки, на основе цифровых технологий, связанных с ними продуктов и услуг. Примерами могут выступить контент сфера в социальных сетях, например видеосюжеты и видео блоги в Youtube и аналогичных площадках, а также рынок интернет-рекламы (контекстная реклама и продвижение в сети) и рынок web-агентств.
- появление новых профессий (напр. контент-маркетолог, web-дизайнер, smm-менеджер в социальных сетях).
В качестве примера рассмотрим сферу разработки сайтов и мобильных приложений. Данная отрасль хорошо развилась именно в начале этого века. Она не имеет географических барьеров (компания с клиентом могут находиться в разных точках мира и свободно коммуницировать). Это позволяет клиенту из богатой страны снизить стоимость получения услуг, а для разработчика из другой страны увеличить свои поступления. Кроме того, она характерна тем, что между потребителем и продавцом создаются особые отношения: создается продукт и проводится его постоянное обслуживание в рамках концепции SaaS (software as a service), поскольку цифровые продукты как сайты и приложения периодически обновляются и создаются их новые версии.
Эта сфера привлекательна для работников и предпринимателей: существует спрос на труд в этой сфере, он имеет низкие барьеры (достаточно пары ноутбуков, чтобы открыть web-агентство), а также существует большое количество образовательных ресурсов для освоения навыков web-разработки.
Ключевым драйвером структурных изменений, на взгляд автора, являются крайне низкие или даже нулевые предельные издержки у цифровых продуктов и услуг (особенно программного обеспечения и данных). В сочетании с глобальным охватом Интернета это позволяет этим продуктам, фирмам и платформам, которые их используют, очень быстро масштабироваться даже с небольшим количеством сотрудников, материальных активов вне зависимости от географического положения.
4. Увеличение скорости изменений
Современный мир начинает характеризоваться молниеносными изменениями, быстрым устареванием технологий, и сокращением жизненных циклов продуктов.
Эти наблюдения доступны даже для обывателей, которые могут наблюдать, например, уже ставшее традиционным ежегодное обновление линейки мобильных телефонов от Apple и Samsung. Уже через год телефон становиться устаревшим и выходит новая версия.
Рост скорости передачи данных и переход к стандарту 5G[1] позволяет обрабатывать большие объемы данных (big-data), появляется возможность более точного и качественного прогнозирования на основе больших данных и нейронных сетей. Это обеспечивает ресурсы для обучения искусственного интеллекта на множестве примеров и ситуаций. Технологии приобретают сквозной характер – они внедряются во всех процессах экономики: еще от начала осознания потребности человека (предиктивная аналитика в интернете и в соц. сетях), поставки материалов на склад с автоматическим учетом, заканчивая процессом продажи и потреблением. Сами цифровые технологии способствуют и ускоряют появление новых цифровых технологий.
Огромное количество данных и возможностей рождает огромное количество новых продуктов и услуг. В результате в обществе появляется краткосрочные вспышки потребления товаров/услуг, быстро сменяют друг друга различные виды товаров и услуг.
При этом, вместе с продуктами меняются и методы производства, в силу того что каждая компания находиться в условиях угрозы технологического отставания. Как результат – быстрее проявляется моральное устаревание активов компаний и растут корпоративные R&D расходы[2]. Это же порождает потребность внедрения новых технологий и цифровизации с целью повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса, а также снижения издержек в долгосрочной перспективе.
Сама конкуренция становится еще ожесточеннее и все чаще проявляется феномен коопетиции (конкуренции сотрудничества соперничающих игроков рынка).
5. Изменение характера взаимодействий между субъектами экономики
Благодаря современным технологиям, субъекты экономики могут связываться не зависимо от их местоположения, а также передавать ценную информацию. Становиться возможным цифровое подтверждение репутации субъектов, что характерно как для крупных компаний, так и для обычных пользователей.
В целом, уменьшается информационная асимметрия рынков через распространение маркетплейсов и интернет-сайтов аггрегаторов. Укрепляется так называемая экономика отзывов, однако одновременно чрезмерно увеличиваются объемы информации.
Изменяется подход к клиенту: начинает превалировать концепция гипер клиентоориентированности или клиентоцентричности среди производителей и продавцов, которые могут знать досконально своих потребителей (полные портреты и характеристики), создания продуктов и оказание услуг стандарта tailor-made[3]. Также происходит усиление взаимодействия производитель-клиент: персонализированные коммуникации и увеличение ценности для конкретных клиентов (оказание сервиса, онлайн-поддержки и т.п.), а также вовлечение клиентов в процесс создания продуктов.
Внутри компаний активно начинают использоваться технологии BI (Business Intelligence) – методы представления информации (как в реальном времени, так и на основе больших данных) для поддержки принятия управленческих решений.
Происходит стремительное ускорение скорости обмена информацией (информация может изменяться быстрее, чем успевает думать человек). Это создает возможности роста m2m-коммуникаций[4] и их активное вовлечение в экономические процессы, становится возможным автоматизация рутинных и сложных процессов.
Благодаря технологиям происходит кросс-интеграция отраслей (например, скрещивание услуг мобильных операторов и банковских услуг). Все чаще проявляется «уберизация» или развитие цифровых платформ, объединяющих множество производителей и потребителей в рамках цифровых площадок. Распространяется аутсорсинг, удаленная работы и аутстаффинг (кадрового аутсорсинга). А также проявляется кросс-доступность инфраструктуры и различных объектов: «sharing» и «on-demand» economy.
Новые технологии открывают новые возможности и инструменты государственного контроля и надзора в экономике (например, усиливающийся налоговый надзор через введение онлайн-касс).
В результате этих процессов формируются интеграции и экосистемы с участием различных стейкхолдеров, а инициаторами данных процессов, как правило, выступают крупные компании, диверсифицирующие свою деятельность.
6. Увеличение рисков информационной безопасности
Развитие технологий открывает двери не только для новых возможностей, но и для киберпреступности. Все чаще проявляются случаи взлома и кражи персональных данных, изменение данных с целью нанесения вреда и распространение данных, подрывающих репутации субъектов экономики и целых стран в условиях глобализации.
Как результат, увеличиваются расходы на обеспечение информационной и экономической безопасности государства и бизнеса. Сегодня уже в любой компании обязательно имеются специализированные IT-службы и департаменты в структурах организаций (системные администраторы и т.п.)
Ужесточаются правовые нормы, регламентирующие защиту частных данных в цифровом пространстве, и предпринимаются попытки ограничения свободы действий в информационном поле, которые несут не только охранительное, но и разрушающее влияние (например, изолированность китайского интернета, блокировка мессенджера Telegram на территории РФ).
7. Цифровизация человека
Цифровизация оказывает влияние и на самого человека. Во-первых, в настоящем мире уже стало нормой потребление информационного контента – просмотр различных видео, чтение статей и блогов, новостей со всего мира, общение с друзьями и коллегами в социальных сетях и многое другое.
Во-вторых, диджитализация оказывает влияние на процесс развития человека. Сегодня людям крайне затруднительно получать и осваивать новую и актуальную информацию. По мнению сотрудников образовательного направления компании Mail.ru Group, порядка 80% популярных учебников в РФ написано до 1991 года, и 65% школьников получат профессии, которые еще даже и не существуют [7]. Получаемые знания и навыки довольно быстро устаревают, что делает процесс обучения неэффективным. Под давлением находится высшее образование (вузы и университеты) со стороны неакадемического образования, которое представлено курсами в интернете и открытыми источниками.
В-третьих, из-за цифровизации под угрозой находиться большое количество рабочих мест. «Переход на новые тренды экономического развития всегда сопровождался снижением числа занятых, что неизменно актуализировало переподготовку кадров, и оставляет эту проблему острой и на настоящий момент» [3, с. 54].
По многим параметрам современные технологии могут превосходить человека (круглосуточная работа, снижение случайных ошибок или ошибок «человеческого фактора», возможность работы с большим количеством данных). «По прогнозам, к 2035 году в развитых странах роботы заместят работу, выполняемую людьми, в 25–30% видах профессиональной деятельности» [2]. Но при кажущихся преимуществах, цифровые технологии не обеспечивают рост производительности труда для всей экономики в целом.
Именно сотрудники, которые не готовы по тем или иным причинам освоить новое, становятся самым большим барьером цифровизации компаний. И как правило, перед руководством компании стоит сложный выбор между увольнением людей или отказ от внедрения инноваций и новых технологий.
На основе рассмотренных процессов выделим и структурируем положительные и отрицательные последствия базовых изменений, происходящих в контексте цифровизации, на микро и макроуровень экономики (см. Таблица 1).
Таким образом, сама по себе цифровизация, несмотря на существенные выгоды для бизнеса и общества, несет серьезные вызовы и проблемы.
Самыми острыми, на взгляд автора, являются киберугрозы. Это может нарушить нормальную работу государства и взломать доступ к инфраструктурам, так и привести к сбоям оборудования на производстве, а также ухудшить репутацию субъекта экономики в цифровой среде.
Еще одним важным аспектом диджитализации является недоучтенность человеческого фактора. Все еще не наблюдается роста производительности труда в экономике в целом, да и сама цифровизация компаний часто наталкивается на неготовность сотрудников перестроиться на новый формат работы, в результате чего многие цифровые нововведения не окупаются.
Серьезные проблемы существуют и в сфере образования: подготовка специалистов и кадров в традиционной сфере не успевает за новыми изменениями, в итоге спрос на рабочую силу не подтвержден соответствующим предложением. Это порождает популярность онлайн курсов и школ, однако остается открытым вопрос о качестве образовательных услуг.
Вполне очевидно, что перечисленные сложности не являются исчерпывающими в процессе формирования цифровой экономики. Именно поэтому, на взгляд автора, широкий масштаб приобретают развитие цифровых экосистем компаний, выступающий способом диверсификации деятельности и страхования от рисков падение тех или иных сфер, а также «уберизация» и sharing-economy, которые позволяют брать «в аренду» нужные ресурсы и быстро отказываться от них в случае невостребованности.
Таблица 1.
Изменения и последствия формирования цифровой экономики
Изменения в экономической среде в контексте цифровизации |
Последствия на макроуровне |
Последствия на микроуровне |
---|---|---|
Усиление роли информационных технологий как ключевого фактора производства
|
+ Потенциал роста производительности труда и эффективности экономики в целом - Деградация старых сфер экономики - Появление новых угроз из-за появления новых технологий (киберпреступность, нарушение суверенитета стран) - Рост рисков технологического отставания стран |
+ Внедрение новых технологий и увеличение эффективности производства за счет новых технологий и цифровизации + Потенциальное снижение затрат (низкие маржинальные издержки цифровых технологий) + Автоматизация производств и удаленный контроль - Неопределенность затрат и результата внедрения технологий |
Изменение структуры экономических активов |
+ Развития инфраструктуры цифровой экономики (сети передачи данных, стандарты и т.п.) + Общее увеличение инвестиций в создание новых активов + Повышение конкурентоспособности экономики в целом |
+ Рост доли активов цифровой экономики (цифровые НМА и оцифрованные материальные активы) + Уменьшение издержек за счет низких маржинальных издержек цифровых активов - Увеличение расходов (на R&D) - Рост рисков технологического отставания |
Диджитализация продуктов и услуг |
+ Появление новых рынков и отраслей + Создание новых рабочих мест + Устранение географических барьеров - Отмирание и вытеснение устаревающих отраслей - Чрезмерный рост потребления - Отставание законодательной базы |
+ Устранение географических барьеров (выход на новые рынки сбыта) + Возможность создания новых товаров и услуг (персонализированные продукты) - Ужесточение конкуренции - Необходимость в цифровизации бизнес-процессов – рост затрат ресурсов |
Увеличение скорости изменений |
+ Рост скорости и объема передачи данных + Цифровые технологии сами порождают новые технологии - Чрезмерное ускорение и угроза перегрева экономики - Колебания на рынках |
+ Рост эффективности коммуникаций + Проявление коопетиции - Сокращение жизненного цикла продуктов - Быстрое моральное устаревание активов |
Изменение характера взаимодействий между субъектами экономики |
+ Возможность коммуникации по всему миру + Уменьшение информационной асимметричности рынков + Развитие m2m коммуникаций +- Кросс-интеграция отраслей - Угроза монополизации рынков крупными компаниями - Уберизация экономики и вытеснение традиционных производств |
+ Вовлечение потребителя в производство продукции + Расширенные знания о клиенте + Проверка репутации контрагентов + Автоматизация рутинных процессов - Усиление контроля государства
|
Цифровизация человека |
+ Новые продукты и услуги: рост потребления цифрового контента - Ухудшение качества традиционного образования - Рост рисков крупных структурных сдвигов и рост безработицы - Общее снижение производительности труда |
+ Рост выгоды от использования роботизации и автоматизации - Нехватка специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики - Человеческий фактор как барьер процессов цифровизации на предприятии - Рост расходов на переподготовку кадров |
Составлено автором
[1] 5G – стандарт передачи данных нового поколения.
[2] R&D – (research and development) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
[3] tailor-made – стандарт продукции или услуги, изготовленной в соответствии с конкретными запросами конкретного потребителя (индивидуализированное производство).
[4] Межмашинное взаимодействие (англ. Machine-to-Machine, M2M) —название группы технологий, которые позволяют техническим средствам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать её в одностороннем порядке.