Статья:

Сущность процесса цифровизации и его особенности на микро и макро уровнях

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Иванов А.Ю. Сущность процесса цифровизации и его особенности на микро и макро уровнях // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(69).pdf (дата обращения: 09.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность процесса цифровизации и его особенности на микро и макро уровнях

Иванов Антон Юрьевич
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Появление и повсеместное распространения цифровой экономики стали причиной значительных изменений современной среды функционирования бизнеса. Цифровая экономика признается как актуальный тренд развития современного общества, бизнеса, промышленного производства, государственных институтов, торговли и сферы услуг, жизнедеятельности людей. По своей сути это понятие включает в себя все изменения, происходящие в экономике под влиянием развития информационных технологий.

Понятие «цифровая экономика» появилось в 1990-х годах. Основоположником термина считается Николас Негропонте, который метафорически описал цифровую экономику как «переход от движения атомов к движению битов» [1, с.4].

С термином цифровой экономики тесно связан термин цифровизации (диджитализации). Российский центр стратегических разработок определяет цифровизацию следующим образом:

  • в узком смысле, «цифровизация — замена аналоговых (физических) систем сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии.
  • в широком смысле — процесс переноса в цифровую среду функций и деятельностей (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями» [2].

Чернова Г.В., Халин В.Г. определяют процесс цифровизации следующим образом: «Под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни» [1, с.47].

В зарубежной практике диджитализация понимается как «масштабная трансформация бизнеса, затрагивающая весь набор функций предприятия от автоматизации закупок до продаж и маркетинга, влияющая как на изменение операционной модели, так и на инфраструктуру предприятия, базирующуюся на цифровых технологиях и протекающую под действием трех основных драйверов: изменение запросов пользователей, развитие технологий и усиление конкуренции» [4].

Таким образом, развитие и движение к модели цифровой экономики на всех уровнях можно охарактеризовать терминами «цифровизация» или «диджитализация», в рамках которого происходит изменение экономических процессов, внедрение цифровых технологий, а также производство товаров и оказание услуг, связанных с ними.

Рассмотрим ключевые изменения в экономике в контексте цифровизации.

1. Усиление роли информационных технологий как ключевого фактора производства

Само по себе создание и распространение технологий уже давно определяет направления развития обществ и стран, и не раз кардинально меняло жизнь людей. Однако, в последние годы широко распространяются технологии нового поколения, обладающие глобальным масштабом. Такие технологии, как искусственный интеллект, беспилотные машины, облачные технологии и анализ больших данных, индивидуализированное производство (стандарт tailor-made) и 3D-печать, интернет-вещей, роботы и дроны, социальные медиа и цифровые платформы, по мнению Инициативной группы исследователей Цифровой Трансформации Международного Экономического Форума, являются ключевыми для всех отраслей в будущем. При этом данный список не является исчерпывающим, так как он не включает только появляющиеся технологии (например, блокчейн), которые были интегрированы в одной или нескольких отраслях на сегодняшний день.

Внедрение данных технологий в совокупности, по оценкам экспертов, способно повысить производительность в компаниях в 3 раза [5].

2. Изменение структуры экономических активов.

Вслед за развитием и распространением цифровых технологий в компаниях происходит изменение структуры активов: сильно растёт доля нематериальных активов. Например, в 1975 г. доля НМА крупнейших холдингов США составляла 17%, а уже к 2018 г. это доля выросла до 87% [6, с. 96].

Важно отметить, что увеличивается доля непосредственно тех активов, которые отвечают приоритетам цифровой экономики, а именно цифровых нематериальных активов (программное обеспечение, базы данных и т.п.) и связанных с ними материальных активов (компьютерное и серверное оборудование, датчики и т.п.).

В результате рассматриваемой тенденции правительства стран стремятся закрепить на законодательном уровне статус и порядок работы с цифровыми активами и информацией. Например, на рассмотрение в Государственную думу РФ внесен законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах», уже внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (о цифровых правах).

Увеличиваются объем капитальных вложений в создание и приобретение нематериальных цифровых активов (программное обеспечение, базы данных и т.п.), IT-оборудования среди материальных активов (компьютеры, инфраструктура и т.п.). Кроме того, финансируется цифровизация существующих материальных активов (подключение m2m соединений) и их подключение в информационные системы, а также растут расходы на внедрение новых технологий.

3. Диджитализация продуктов и услуг

В результате цифровизации, в экономике появляются структурные изменения:

- появляются новые отрасли и рынки, на основе цифровых технологий, связанных с ними продуктов и услуг. Примерами могут выступить контент сфера в социальных сетях, например видеосюжеты и видео блоги в Youtube и аналогичных площадках, а также рынок интернет-рекламы (контекстная реклама и продвижение в сети) и рынок web-агентств.

- появление новых профессий (напр. контент-маркетолог, web-дизайнер, smm-менеджер в социальных сетях).

В качестве примера рассмотрим сферу разработки сайтов и мобильных приложений. Данная отрасль хорошо развилась именно в начале этого века. Она не имеет географических барьеров (компания с клиентом могут находиться в разных точках мира и свободно коммуницировать). Это позволяет клиенту из богатой страны снизить стоимость получения услуг, а для разработчика из другой страны увеличить свои поступления. Кроме того, она характерна тем, что между потребителем и продавцом создаются особые отношения: создается продукт и проводится его постоянное обслуживание в рамках концепции SaaS (software as a service), поскольку цифровые продукты как сайты и приложения периодически обновляются и создаются их новые версии.

Эта сфера привлекательна для работников и предпринимателей: существует спрос на труд в этой сфере, он имеет низкие барьеры (достаточно пары ноутбуков, чтобы открыть web-агентство), а также существует большое количество образовательных ресурсов для освоения навыков web-разработки.

Ключевым драйвером структурных изменений, на взгляд автора, являются крайне низкие или даже нулевые предельные издержки у цифровых продуктов и услуг (особенно программного обеспечения и данных). В сочетании с глобальным охватом Интернета это позволяет этим продуктам, фирмам и платформам, которые их используют, очень быстро масштабироваться даже с небольшим количеством сотрудников, материальных активов вне зависимости от географического положения.

4. Увеличение скорости изменений

Современный мир начинает характеризоваться молниеносными изменениями, быстрым устареванием технологий, и сокращением жизненных циклов продуктов.

Эти наблюдения доступны даже для обывателей, которые могут наблюдать, например, уже ставшее традиционным ежегодное обновление линейки мобильных телефонов от Apple и Samsung. Уже через год телефон становиться устаревшим и выходит новая версия.

Рост скорости передачи данных и переход к стандарту 5G[1] позволяет обрабатывать большие объемы данных (big-data), появляется возможность более точного и качественного прогнозирования на основе больших данных и нейронных сетей. Это обеспечивает ресурсы для обучения искусственного интеллекта на множестве примеров и ситуаций. Технологии приобретают сквозной характер – они внедряются во всех процессах экономики: еще от начала осознания потребности человека (предиктивная аналитика в интернете и в соц. сетях), поставки материалов на склад с автоматическим учетом, заканчивая процессом продажи и потреблением. Сами цифровые технологии способствуют и ускоряют появление новых цифровых технологий.

Огромное количество данных и возможностей рождает огромное количество новых продуктов и услуг. В результате в обществе появляется краткосрочные вспышки потребления товаров/услуг, быстро сменяют друг друга различные виды товаров и услуг.

При этом, вместе с продуктами меняются и методы производства, в силу того что каждая компания находиться в условиях угрозы технологического отставания. Как результат – быстрее проявляется моральное устаревание активов компаний и растут корпоративные R&D расходы[2]. Это же порождает потребность внедрения новых технологий и цифровизации с целью повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса, а также снижения издержек в долгосрочной перспективе.

Сама конкуренция становится еще ожесточеннее и все чаще проявляется феномен коопетиции (конкуренции сотрудничества соперничающих игроков рынка).

5. Изменение характера взаимодействий между субъектами экономики

Благодаря современным технологиям, субъекты экономики могут связываться не зависимо от их местоположения, а также передавать ценную информацию. Становиться возможным цифровое подтверждение репутации субъектов, что характерно как для крупных компаний, так и для обычных пользователей.

В целом, уменьшается информационная асимметрия рынков через распространение маркетплейсов и интернет-сайтов аггрегаторов. Укрепляется так называемая экономика отзывов, однако одновременно чрезмерно увеличиваются объемы информации.

Изменяется подход к клиенту: начинает превалировать концепция гипер клиентоориентированности или клиентоцентричности среди производителей и продавцов, которые могут знать досконально своих потребителей (полные портреты и характеристики), создания продуктов и оказание услуг стандарта tailor-made[3]. Также происходит усиление взаимодействия производитель-клиент: персонализированные коммуникации и увеличение ценности для конкретных клиентов (оказание сервиса, онлайн-поддержки и т.п.), а также вовлечение клиентов в процесс создания продуктов.

Внутри компаний активно начинают использоваться технологии BI (Business Intelligence) – методы представления информации (как в реальном времени, так и на основе больших данных) для поддержки принятия управленческих решений.

Происходит стремительное ускорение скорости обмена информацией (информация может изменяться быстрее, чем успевает думать человек). Это создает возможности роста m2m-коммуникаций[4] и их активное вовлечение в экономические процессы, становится возможным автоматизация рутинных и сложных процессов.

Благодаря технологиям происходит кросс-интеграция отраслей (например, скрещивание услуг мобильных операторов и банковских услуг). Все чаще проявляется «уберизация» или развитие цифровых платформ, объединяющих множество производителей и потребителей в рамках цифровых площадок. Распространяется аутсорсинг, удаленная работы и аутстаффинг (кадрового аутсорсинга). А также проявляется кросс-доступность инфраструктуры и различных объектов: «sharing» и «on-demand» economy.

Новые технологии открывают новые возможности и инструменты государственного контроля и надзора в экономике (например, усиливающийся налоговый надзор через введение онлайн-касс).

В результате этих процессов формируются интеграции и экосистемы с участием различных стейкхолдеров, а инициаторами данных процессов, как правило, выступают крупные компании, диверсифицирующие свою деятельность.

6. Увеличение рисков информационной безопасности        

Развитие технологий открывает двери не только для новых возможностей, но и для киберпреступности. Все чаще проявляются случаи взлома и кражи персональных данных, изменение данных с целью нанесения вреда и распространение данных, подрывающих репутации субъектов экономики и целых стран в условиях глобализации.

Как результат, увеличиваются расходы на обеспечение информационной и экономической безопасности государства и бизнеса. Сегодня уже в любой компании обязательно имеются специализированные IT-службы и департаменты в структурах организаций (системные администраторы и т.п.)

Ужесточаются правовые нормы, регламентирующие защиту частных данных в цифровом пространстве, и предпринимаются попытки ограничения свободы действий в информационном поле, которые несут не только охранительное, но и разрушающее влияние (например, изолированность китайского интернета, блокировка мессенджера Telegram на территории РФ).

7. Цифровизация человека

Цифровизация оказывает влияние и на самого человека. Во-первых, в настоящем мире уже стало нормой потребление информационного контента – просмотр различных видео, чтение статей и блогов, новостей со всего мира, общение с друзьями и коллегами в социальных сетях и многое другое.

Во-вторых, диджитализация оказывает влияние на процесс развития человека. Сегодня людям крайне затруднительно получать и осваивать новую и актуальную информацию. По мнению сотрудников образовательного направления компании Mail.ru Group, порядка 80% популярных учебников в РФ написано до 1991 года, и 65% школьников получат профессии, которые еще даже и не существуют [7]. Получаемые знания и навыки довольно быстро устаревают, что делает процесс обучения неэффективным. Под давлением находится высшее образование (вузы и университеты) со стороны неакадемического образования, которое представлено курсами в интернете и открытыми источниками.

В-третьих, из-за цифровизации под угрозой находиться большое количество рабочих мест. «Переход на новые тренды экономического развития всегда сопровождался снижением числа занятых, что неизменно актуализировало переподготовку кадров, и оставляет эту проблему острой и на настоящий момент» [3, с. 54].

По многим параметрам современные технологии могут превосходить человека (круглосуточная работа, снижение случайных ошибок или ошибок «человеческого фактора», возможность работы с большим количеством данных). «По прогнозам, к 2035 году в развитых странах роботы заместят работу, выполняемую людьми, в 25–30% видах профессиональной деятельности» [2]. Но при кажущихся преимуществах, цифровые технологии не обеспечивают рост производительности труда для всей экономики в целом.

Именно сотрудники, которые не готовы по тем или иным причинам освоить новое, становятся самым большим барьером цифровизации компаний. И как правило, перед руководством компании стоит сложный выбор между увольнением людей или отказ от внедрения инноваций и новых технологий.        

На основе рассмотренных процессов выделим и структурируем положительные и отрицательные последствия базовых изменений, происходящих в контексте цифровизации, на микро и макроуровень экономики (см. Таблица 1).

Таким образом, сама по себе цифровизация, несмотря на существенные выгоды для бизнеса и общества, несет серьезные вызовы и проблемы.

Самыми острыми, на взгляд автора, являются киберугрозы. Это может нарушить нормальную работу государства и взломать доступ к инфраструктурам, так и привести к сбоям оборудования на производстве, а также ухудшить репутацию субъекта экономики в цифровой среде.

Еще одним важным аспектом диджитализации является недоучтенность человеческого фактора. Все еще не наблюдается роста производительности труда в экономике в целом, да и сама цифровизация компаний часто наталкивается на неготовность сотрудников перестроиться на новый формат работы, в результате чего многие цифровые нововведения не окупаются.

Серьезные проблемы существуют и в сфере образования: подготовка специалистов и кадров в традиционной сфере не успевает за новыми изменениями, в итоге спрос на рабочую силу не подтвержден соответствующим предложением. Это порождает популярность онлайн курсов и школ, однако остается открытым вопрос о качестве образовательных услуг.

Вполне очевидно, что перечисленные сложности не являются исчерпывающими в процессе формирования цифровой экономики. Именно поэтому, на взгляд автора, широкий масштаб приобретают развитие цифровых экосистем компаний, выступающий способом диверсификации деятельности и страхования от рисков падение тех или иных сфер, а также «уберизация» и sharing-economy, которые позволяют брать «в аренду» нужные ресурсы и быстро отказываться от них в случае невостребованности.

Таблица 1.

Изменения и последствия формирования цифровой экономики

Изменения в экономической среде в контексте цифровизации

Последствия

на макроуровне

Последствия

на микроуровне

Усиление роли информационных технологий как ключевого фактора производства

 

+ Потенциал роста производительности труда и эффективности экономики в целом

- Деградация старых сфер экономики

- Появление новых угроз из-за появления новых технологий (киберпреступность, нарушение суверенитета стран)

- Рост рисков технологического отставания стран

+ Внедрение новых технологий и увеличение эффективности производства за счет новых технологий и цифровизации

+ Потенциальное снижение затрат (низкие маржинальные издержки цифровых технологий)

+ Автоматизация производств и удаленный контроль

- Неопределенность затрат и результата внедрения технологий

Изменение структуры экономических активов

+ Развития инфраструктуры цифровой экономики (сети передачи данных, стандарты и т.п.)

+ Общее увеличение инвестиций в создание новых активов

+ Повышение конкурентоспособности экономики в целом

+ Рост доли активов цифровой экономики (цифровые НМА и оцифрованные материальные активы)

+ Уменьшение издержек за счет низких маржинальных издержек цифровых активов

- Увеличение расходов (на R&D)

- Рост рисков технологического отставания

Диджитализация продуктов и услуг

+ Появление новых рынков и отраслей

+ Создание новых рабочих мест

+ Устранение географических барьеров

- Отмирание и вытеснение устаревающих отраслей

- Чрезмерный рост потребления

- Отставание законодательной базы

+ Устранение географических барьеров (выход на новые рынки сбыта)

+ Возможность создания новых товаров и услуг (персонализированные продукты)

- Ужесточение конкуренции

- Необходимость в цифровизации бизнес-процессов – рост затрат ресурсов

Увеличение скорости изменений

+ Рост скорости и объема передачи данных

+ Цифровые технологии сами порождают новые технологии

- Чрезмерное ускорение и угроза перегрева экономики

- Колебания на рынках

+ Рост эффективности коммуникаций

+ Проявление коопетиции

- Сокращение жизненного цикла продуктов

- Быстрое моральное устаревание активов

Изменение характера взаимодействий между субъектами экономики

+ Возможность коммуникации по всему миру

+ Уменьшение информационной асимметричности рынков

+ Развитие m2m коммуникаций

+- Кросс-интеграция отраслей

- Угроза монополизации рынков крупными компаниями

- Уберизация экономики и вытеснение традиционных производств

+ Вовлечение потребителя в производство продукции

+ Расширенные знания о клиенте

+ Проверка репутации контрагентов

+ Автоматизация рутинных процессов

- Усиление контроля государства

 

Цифровизация человека

+ Новые продукты и услуги: рост потребления цифрового контента

- Ухудшение качества традиционного образования

- Рост рисков крупных структурных сдвигов и рост безработицы

- Общее снижение производительности труда

+ Рост выгоды от использования роботизации и автоматизации

- Нехватка специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики

- Человеческий фактор как барьер процессов цифровизации на предприятии

- Рост расходов на переподготовку кадров

Составлено автором

 
Список литературы:
1. Negroponte N. Being Digital / N. Negroponte. - NY : Knopf, 1995. - 256 p.
2. Центр стратегических разработок, «Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России» экспертно-аналитический доклад URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf (Дата обращения: 28.09.19)
3. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10 (118) – с. 46-63.
4. Рыжков В., «Что такое digital-трансформация?» URL: https://www.osp.ru/os/2016/02/13049319 (Дата обращения: 28.09.19)
5. WEF Digital Transformation Initiative. Unlocking $100 Trillion for Business and Society from Digital Transformation. Executive summary. P. 12. URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/wp-content/blogs.dir/94/mp/files/pages/files/dti-executive-summary-20180510.pdf (Дата обращения: 23.09.2019).
6. П. А. Булдыгин, В. С. Журакивский Цифровые активы как новый вид нематериальных финансовых активов в деятельности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №5-1., с. 96-98.
7. http://labirint.rgub.ru/?page_id=252 (Дата обращения: 06.10.19)

[1]  5G – стандарт передачи данных нового поколения.

[2] R&D – (research and development) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

[3] tailor-made – стандарт продукции или услуги, изготовленной в соответствии с конкретными запросами конкретного потребителя (индивидуализированное производство).

[4] Межмашинное взаимодействие (англ. Machine-to-Machine, M2M) —название группы технологий, которые позволяют техническим средствам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать её в одностороннем порядке.