Статья:

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Конференция: CLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Ишмуратова К.Э. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(151). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(151).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ишмуратова Карина Эдуардовна
студент кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры, РФ, г. Химки

 

THE MAIN AREAS OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY

 

Karina Ishmuratova

Student of the Department of Socio-Cultural Activities Moscow State Institute of Culture, Russia, Khimki

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые области социализации личности, в частности, деятельность, общение и самосознание. На примере конкретных сфер процесса социализации исследуется их суть, виды, специфика, а также их реализация в жизни и влияние на становление личности и его взаимодействия в обществе.

Abstract. The article examines the key areas of personality socialization, in particular, activity, communication and self-awareness. Using the example of specific spheres of the process of socialization, their essence, types, specifics, as well as their implementation in life and influence on the formation of personality and its interaction in society are investigated.

 

Ключевые слова: социализация, личность, деятельность, общение, самосознание.

Keywords: socialization, personality, activity, communication, self-awareness.

 

Процесс социализации личности длится на протяжении всей её жизни, это объясняется тем, что окружающее нас пространство постоянно претерпевает изменения. Вследствие модернизации среды, человек вынужден трансформировать свой образ жизни для более комфортабельного существования в предлагаемых условиях. Социализацией является многогранный процесс перенятия индивидом опыта того социума, в котором он развивается, а также активное воспроизводство и построение систем взаимосвязей и социальных отношений, преобразующих его существование [6]. В рамках школьной программы учащиеся изучают определение «социализации» с точки зрения усвоения индивидом культурных и социальных норм и особенностей, а также освоение им разных социальных ролей. В самом процессе социализации важно выделить основные сферы – это деятельность, общение и самопознание.

В последние годы наблюдается увеличение интереса к ипостасям процесса социализации личности. Это обусловлено внешними факторами, прямо или косвенно влияющими на самого субъекта. В силу информатизации современного мира, возникает не просто интерес, а потребность изучать ключевые сферы, благодаря которым осуществляется социализация личности, её положение в нынешнем обществе. Поэтому, актуальность данной темы в условиях современных обстоятельств высока и требует детального изучения.

Рассуждая о ключевых сферах процесса социализации важно понимать, что они являются её ядром при взаимодействии с самыми разнообразными факторами. Если рассматривать их с позиции целого, то в сумме они формируют у индивида «расширяющую действительность», в которой он оперирует, познает и общается, таким способом – осваивает как микросреду, так и социальную систему в целом [2]. Однако если изучать сферу процесса социализации и её влияние на личность в отдельности, то можно выявить больше особенностей каждой области, тем самым детальнее осознав их роль и воздействие на всю сущность самого процесса.

Деятельность -  специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и себя самого. [1]. Деятельность начинается с того момента, когда индивид начинает выполнять самые примитивные действия. Изначально – игра, в которой обобщённый субъект применяет на себе разноплановые роли, пробует новые виды активности, а затем осуществляется осознанный выбор социальных ролей из всевозможных вариантов.

Социализация в деятельности осуществляется в три этапа:

  1. Ориентация в самой структуре деятельности, предоставляющая возможность определить основной вид активности
  2. Выделение центрального вида деятельности и подчинение ему остальных вариантов.
  3. Усвоение новых или ранее неизученных видов деятельности после профессиональной подготовки в определенном виде деятельности [6].

Важно обозначить, что деятельность может быть как осознанной, так и неосознанной. Данный фактор полностью зависит от установок и убеждений личности, а также его желания совершенствовать окружающую среду и даже формировать новую реальность [7].

Другой не менее значимой сферой процесса социализации выделяют общение. Общение – совокупность многоплановых процессов, нацеленных на установление и развитие контактов между участниками социума, в ходе которого происходит обмен знаниями, ценностями, эмоциями. Оно подразделяется на следующие типы: коммуникация, интеракция, социальная перцепция. Они составляют структуру всего общения как одной из значимых сфер социализации. Специфика коммуникации заключается в обмене информации, в процессе которого изменяется эмоциональные, поведенческое состояние самих участников взаимодействия. Важно отметить и средства коммуникации: вербальные, то есть речь, и невербальные -  оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая системы, организация пространства и времени коммуникативного процесса, а также визуальный контакт. Особенность интеракции состоит в воздействии и влиянии личности или социальной группы друг на друга. Что касается социальной перцепции, этот термин обозначает сложный процесс восприятия, понимания и оценки личностью социальных объектов в виде других личностей, социального общества, самого себя. В контексте социальной перцепции существуют виды барьеров восприятия: установки, ошибка «ложного согласия», эффекты «ореола», «персонификации», «первичности», «новизны» и т.д. Таким образом, общение выступает важным инструментом в процессе социализации личности, оно влияет на взаимодействия структур социума, а также на общество в целом.

Самосознание – отождествление субъектом собственной сущности, понимание социального положения в обществе, а также способность анализировать свои эмоции, ощущения, мотивы поведения [4]. Обобщая существующие в теории структуры, можно выявить концепцию самосознания, состоящую из познавательной части, самооценки и саморегуляции. Познавательная часть заключается в осознании личностью всех своих психологических и социальных сторон. Она проявляется в отношении индивида, группы лиц или общества в целом к системе ценностей, сформировавшихся на основе знаний предыдущих поколений. Под самооценкой понимают отношение индивида к личностным характеристикам. На самооценку влияют разные факторы, в особенности: воспитание, положение в обществе, окружение и т.д. Она выражает степень принятия субъектом себя и своих особенностей, личностных качеств, внешности. Саморегуляция – совокупность способностей индивида, базирующихся на знании о себе, контроле и изменении своего поведения. Аспекты, которые влияют на процесс саморегуляции: особенности личности, специфика взаимоотношений между субъектом и обществом, внешние условия среды [5]. Таким образом, самосознание стоит воспринимать, как продукт развития, позволяющий выявить в себе многообразие индивидуальных способностей и взрастить имеющийся потенциал. Подводя итог, стоит отметить, что овладение разными видами деятельности, общением, а также формированием самосознания обуславливается самим процессом социализации. При таком исходе проявляется идентичность личности, обобщённый субъект становится уникальным, не похожим на остальных. В ходе исследования было выявлено определение социализации, влияние ключевых сфер в процессе социализации на личность как в целом, так и дифференцированном смысле. Благодаря анализу стало понятно, что внутри каждой сферы есть своя структура, особенности, типы, другие значимые детали, формирующие механизм социализации как основной. Нельзя упускать тот факт, что в условиях запросов современных тенденций и критических изменений мира, развитие личности несёт трансформирующий характер, что несомненно влияет на весь процесс социализации. Следовательно, такие сферы как деятельность, общение и самосознание в действительности играют важную роль в процессе социализации личности, а также являются главными механизмами для её функционирования.

 

Список литературы:
1. Боголюбов, Л.Н. Социальная сфера // Обществознание 10 класс. Москва, 2009. С. 162 – 164.
2. Деятельность и социализация // Spravochnick.ru – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/deyatelnost_i_socializaciya/
3. Котова, О.А., Лискова, Т.Е. ЕГЭ 2018. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки. Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. М.: 2018. - 152 с.
4. Самосознание – что это такое, его структура и способы развития // PsyLogik.ru – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylogik.ru/74-samosoznanie.html
5. Саморегуляция – её виды и функции, эффективные методы // PsyLogik.ru – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylogik.ru/90-samoreguljacija.html
6. Социализация личности // Студопедия – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/6_99091_sotsializatsiya-lichnosti.html (4)
7. Социализация личности: сущность, этапы, содержание // Библиофонд – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=882858#text(5)