Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Окольнова М.Е. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(154). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(154).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Окольнова Мария Евгеньевна
студент Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Федорова Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Развитие современных финансовых технологий на сегодняшний момент позволяет сделать процесс заключения сделок между поставщиками и заказчиками значительно эффективнее и продуктивнее. Сфера государственных финансов также не осталась в стороне от информационного прогресса, в том числе в части совершенствования системы государственных закупок путем внедрение электронных торговых площадок. Безусловно, с появлением механизма электронных торгов увеличилось количество участников закупок, сократилось число коррупционных нарушений, а также появился механизм поддержки стабильного уровня конкуренции в данной сфере общественных отношений.

В России развитие применения электронных площадок произошло с момента принятия Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [3], который ныне утратил силу в связи с принятием нового закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [4].

Именно когда стало возможным использовать электронную цифровую подпись для заключения договоров, подписания юридически значимых документов в России появились первые электронные площадки, но использовались они только лишь частными коммерческими организациями. Позже же их начали использовать для заключения государственных контрактов.

На сегодняшний день большинство закупок от имени государства и за счет государственных средств осуществляются в электронной форме. Переход на электронную форму был обусловлен требованиями обеспечения прозрачности закупок и доступности информации о расходовании бюджетных средств. В целях единообразия для размещения заказов используется такие системы как «электронные торговые площадки» (далее - ЭТП).

В течение последнего десятилетия в системе государственных закупок произошли значительные изменения, которые напрямую связаны с использованием новых цифровых и финансовых технологий.  Все закупки, за исключением закрытых способов и закупок у единственного поставщика, проводятся в электронной форме на электронной площадке. Помимо этого, сведения о проведении государственной закупки заносится на портал zakupki.gov.ru.

Понятие электронной торговой площадки закреплено в в п. 17 ст. 3 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. В соответствии с выше указанной статьей электронная площадка — это сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным законодательством требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков.

В ст.  24.1. Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывается, что именно Правительство устанавливает   требования к операторам электронных площадок и определяет перечень таких площадок. Так Постановление Правительства Российской Федерации № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» регулирует порядок создание и предоставления статуса оператора электронной торговой площадки. А в Распоряжении Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ». установлен перечень ЭТП, которые должны быть использованы при проведении электронных закупок.

Электронные торговые площадки выполняют следующие функции:

1) Торговая функция. Она заключается в том, что ЭТП созданы для быстрой организаций торгов и тендеров.

2) Функция универсальности. С помощью ЭТП решается множество разнообразных задач, связанных с возможностью реализации и приобретения товаров и услуг, в том числе для заключения контрактов для государственных и муниципальных органов.

3) Маркетинговая функция. Кроме непосредственно торговли, ЭТП позволяет выяснить и во многом сформировать спрос и предложение, регулируя уровень конкуренции и рыночную ситуацию в государстве.

4) Контрольная функция. Она заключается в том, что площадки — это большая база данных, которая хранится в себе информации о всех проведённых закупках и контрольные органы государственной власти могут использовать эти данные в качестве пресечения и предупреждения финансово-бюджетных преступлений.

Самыми распространённым площадками в России являются «Сбербанк–АСТ»; Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП); ТЭГ- ТОРГ; РТС – тендер; «ММВБ-Информационные технологии». Всё эти информационные финансовые ресурсы   используются для проведения конкурентных процедур для обеспечения нужд государства и для эффективного расходования бюджетных средств.

Но как и любая финансовая технология электронные торговые площадки имеют свои недостатки. Во-первых, не все компании могут участвовать в электронных закупках на ЭТП. Поскольку требуется обширный список правильно составленной документации для авторизации на площадки как участника. Во-вторых, электронный аукцион может длиться от нескольких минут до многих часов, так как никто не ударяет по молотку, как это было ранее на очных аукционах, участники могу торговаться бесконечно, а цифровые технологии им в этом помогают. Например, на электронной площадке "Сбер АСТ" действует бот, который запрограммирован на победу в торгах. В зависимости от заданной программы робот поднимает ставки или опускает их в зависимости от способа закупки. В-третьих, всегда есть риск технического сбоя в самый решающий момент. В-четвёртых, так как заключение сделки проходит через посредника на частных коммерческих ЭТП, нет возможности ознакомиться с заказчиком, проверить его надежность, особенно это касается коммерческих электронных площадок. В-пятых, для участия в торгах нужно иметь на счету определенную сумму денег, которая снимется в качестве абонентской платы за использование торговой платформы. По окончании торгов сумма возвращается. Шестым минусов электронных площадок можно назвать то, что они не могут работать на всех браузерах. Так, например, площадка Сбербанка и Фабрикант поддерживается только в браузере Internet Explorer, а МЭТС работает только в браузере Firefox. Данный аспект может создать неудобство как для заказчиков, так и поставщиков в государственных закупках. Так как придётся каждый раз подбирать необходимое программное обеспечение для проведения торгов.

Перечисленные мною недостатки минимизируются за счёт предусмотренной ответственности операторов электронной торговой площадки. В кодексе об административных правонарушениях нет прямо предусмотренных штрафов за действия оператора электронной площадки в части обеспечения технической доступности функционала площадки, но уже не одна жалоба в ФАС была признана обоснованной за действия оператора ЭТП при проведении процедуры.

В качестве примера можно привести дело № А40-183562/18-122-2156 [7] от 24 октября 2018 года. В ФАС России поступила жалоба компании «Капитал Строй» на действия оператора электронной площадки «Российский аукционный дом» (АО «РАД») при проведении ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана закупки ремонтных работ начальной (максимальной) ценой контракта 1,4 млн рублей. Комиссия ФАС России установила, что в рамках проведения закупки оператором электронной площадки не было обеспечено непрерывности проведения аукциона. В частности, на сайте АО «РАД» возник технический собой, по причине которого «Капитал Строй» не смог принять участие в закупке. Заказчику и оператору было предписано отменить протокол проведения аукциона и назначить новые время и дату проведения закупки, о чем уведомить в надлежащем порядке. Компания «РАД», не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилась в суд. Арбитражный суд города Москвы отказал оператору в удовлетворении заявленных требований, полностью поддержав позицию ФАС России.

В таких ситуациях потери несёт не только участник закупки, но и государственный заказчик, который вынужден заново выделять средства на проведения новой конкретной процедуры.

Стоит ответить, что при регистрации на площадках в качестве участника закупки необходимо согласиться с регламентом или правилами использования площадки, в которых отдельно прописана ответственность оператора ЭТП перед пользователем. И согласна эти документам зачастую оператор ЭТП ограничивает свою ответственность перед пользователем за технические сбои. Так, например, в п 6 Регламента [6] Универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ» прописано, что «Оператор не несёт ответственности за какой-либо ущерб, потери и убытки, которые понёс Пользователь по причине технического несоответствие оборудования». На мой взгляд, такая оговорка вообще исключает любую юридическую ответственность в том числе гражданско-правовую ответственность оператора электронной торговой площадки, так как любой технический сбой на стороне пользователя можно квалифицировать как «техническое несоответствие».

Таким образом, основным преимуществом системы электронных площадок является экономия времени, а также минимизация и упрощение документооборота, но все же существуют минусы в правовом регулировании деятельности операторов электронных торговых площадок. Ограниченная ответственность как перед пользователями-участниками, так и перед организаторами, отсутствие законодательно закреплённых административных санкций за техническую невозможность участия в конкурентных процедурах – все эти моменты приводят к незащищенности пользователей ЭТП со стороны государства. Корректировка законодательства в этой части безусловно повлияет, на развитие конкуренции, экономию бюджетных средств и обеспечение развития инновационных технологий в данной сфере.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652, в "Российской газете" от 12 апреля 2013 г. N 80
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 127
4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"// Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в "Парламентской газете" от 8 апреля 2011 г. N 17
5. Рахматуллина Виктория Рамилевна, Горшенин Виктор Федорович Особенности закупочной деятельности Российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках // Вестник ЧелГУ. 2018. №8 (418). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zakupochnoy-deyatelnosti-rossiyskoy-promyshlennoy-korporatsii-na-elektronnyh-torgovyh-ploschadkah (дата обращения: 23.12.2021).
6. Регламент Универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ» // URL: https://utp.sberbank-ast.ru/Main/Notice/988/Reglament (дата обращения 23.12.2021)
7. Решение от 24 октября 2018 г. по делу № А40-183562/2018 // URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/4RDZ1qY1mX5v/ (дата обращения: 23.12.2021)