Статья:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТИЛЯ ХАЙ-ТЕК В ДИЗАЙНЕ

Конференция: CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Старкова И.Ю. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТИЛЯ ХАЙ-ТЕК В ДИЗАЙНЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(154). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(154).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТИЛЯ ХАЙ-ТЕК В ДИЗАЙНЕ

Старкова Ирина Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи
Герасименко Наталья Александровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

SOME ASPECTS OF THE CONDITIONS AND REASONS FOR THE SPREAD OF THE STYLE HIGH-TECH IN DESIGN

 

Irina Starkova

Student Sochi State University, Russia, Sochi

Natalia Gerasimenko

Senior Lecturer, Department of Management and Technologies in Tourism and Recreation Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В данной статье представлена попытка рассмотреть зарождение направлений в дизайне как результат изменяющихся социально-политических и экономических явлений на примере стиля хай-тек.

Abstract. This article presents an attempt to consider the emergence of trends in design as a result of changing socio-political and economic phenomena on the example of high-tech style.

 

Ключевые слова: Хай-тек, стиль, архитектура, дизайн.

Keywords: High-tech, style, architecture, design.

 

Сегодня в мире дизайна существует множество стилей и направлений. Все эти определяющие стили возникли еще задолго до рождения нынешних знаменитых дизайнеров, модельеров – тех людей, которые определяют дизайн третьего тысячелетия. Это мы можем сказать о дизайне мебели,  архитектуры, одежды, любых произведений предметно-художественной деятельности. Сегодня уже трудно представить себе какую-либо сферу деятельности человека, где не трудился бы дизайнер.  Сама эта профессия возникла в первой половине ХХ в.  ХХ в. дал  нам все тенденции современного дизайна и саму профессию дизайнера.

Стиль, развиваясь в сложнейшем потоке идеологии культуры, исторических, социальных, технологических, экономических предпосылок, меняется также и под воздействием изменения нашей оценки. Все процессы идут параллельно – глобальная интеграция культур, стилей, технологические новации. Возможно, в ближайшее время будет сформирован новый стиль, он может стать  «историческим», как когда-то модерн, а возможно это будут только локальные и конкурирующие стилевые направления. Но в любом случае, важно одно – ХХ век дал нам огромное наследие в области искусства. Одним из величайших наследий, стал стиль «Хай-тек».

Дадим определение популярному стилю. Хай-тек — стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конструкцию изде­лий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промыш­ленных технологий, точности стыковки деталей, применением в уст­ройстве жилой среды узлов, конструкций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте.[5] Отличается обилием металлических поверхностей с различной фактурой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого. Термин «хай-тек» появился после выхода в 1979 г. одноименной книги Дж. Крона и С. Слесин. Это название было образовано несколько ироничным соединением первой части искусствоведческого термина «high-Style» («высокий стиль») и сокращения слова «technology» («техника», «технология»). Характерной особенностью произведений, выполненных в стиле «хай-тек», являлось то, что они на первый взгляд производили впечатление откровенно техницистских, однако на самом деле весь их техницизм — некая декорация, чисто символический прием. Техницизм, подчеркнутая искусственность материалов. Элементы индустриальной эстетики.

Сложное структурирование пространства, асимметричность, замысловатость композиции, изобилующей резкими линиями, острыми углами – таковы основные особенности стиля. Излюбленные материалы — металл, стекло, бетон.

Основная смысловая и эстетическая нагрузка хай-тека ложится на использование металла и стекла, обработанных самыми разнообразными способами. Сверкающие алюминиевые или стальные поверхности, обнаженные каркасы, балки, фермы в сочетании с масштабным остеклением — главные приметы архитектуры хай-тека. Кроме того, активно включаются в композицию и интерьеры зданий, элементы инженерного оборудования: воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Не отрицается, тем не менее, и наличие сугубо декоративных вкраплений (металлических аппликаций или скульптур), не имеющих никакого функционального наполнения. В целом стилистика хай-тека тяготеет к сдержанным формам, что роднит его с минимализмом, весьма популярным направлением в современной архитектуре. [2]

Выделяют основные разновидности хай-тека:

Индустриальный хай-тек. В этом направлении архитектура построена  на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-иконических метафор, образов фабрик, и заводов, депо, пакгаузов. Основой здания служит «этажерка» – объемный металлический или железобетонный каркас. Для данной архитектуры также характерны обнажение, вынос на фасад элементов коммуникаций, внимание к элементам конструкций.

Геометрический хай-тек. Занимает лидирующую позицию на современном этапе. Главная характеристика -  поиски новых несущих систем здания, создание новой, более сложной каркасной системы на основе современнейших материалов и элементов конструкций. Отсюда появление новой геометрии здания. [1]

Бионический хай-тек. Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов. [1]

Слик-тек. Глянцевые фасады с панорамным остеклением на кирпичном или бетонном каркасе в сочетании с металлом - воплощение современного изящества.

Вторая половина XX века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Новые технологии делали производство товаров более массовым. Новый этап технического прогресса, связанный с высокой наукоемкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, ее "эстетическому приятию", а также вёл к заметным изменениям в социальной и культурной сфере.

Результатом стали разговоры о переходе от промышленной к постпромышленной эпохе, от индустриализма к информационному обществу.  Производство стало  принципиально использовать новые материалы, а также технологии. Ключом к развитию в любой области было использование инноваций. Только новые методы и идеи помогали в развитии сферы. Сфера потребления потерпела изменения, каждый задумывался об индивидуальности. В этих условиях возросла роль и ответственность дизайна, который стал выступать как одно из главных средств поиска и внедрения инноваций в области формирования предметного мира.

Современный хай-тек – это соединение науки и  архитектуры. Архитектура хай-тека желает выразить давнюю мечту человека – преодолеть время и пространство. Применение в архитектуре металлически наружных конструкций, позволило раздвинуть границы и усовершенствовать силуэт и фактуру здания.

Таким образом, в каждом объекте стилевого направления – история, дух меняющейся эпохи. Пик популярности  хай-тека  в дизайне интерьера пришелся на 1990-е годы. Но и в наши дни у хай-тека во всем мире есть солидная армия поклонников, которые во главу угла ставят практичность и комфортабельность обстановки в доме. Современные технологии не стоят на месте, новая бытовая техника, аудио-, видеоаппаратура требуют минималистического подхода к оформлению квартиры.. Поэтому у стиля хай-тек есть право на жизнь и перспективы развития.

 

Список литературы:
1. Архитектурное наследство» Бондаренко И.А., «изд. ЛКИ, 2008г.
2. История дизайна, М.: Гардарики, Лаврентьев А.Н.  2007. – С. 296.
3. История дизайна. Т. 2., М.: Михайлов С.М.  Союз дизайнеров России, 2011 – С.370.
4. «История искусства» Бусева - Давыдова И.Л., Акимова Л.И. изд. Искусство XXI век, 2010г.
5. «Энциклопедия архитектурных стилей» Фрид Кох, изд. БММ, 2009г.