Ш.С. КАЖГАЛИЕВ – РОЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОРКЕСТРЕ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ
Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Ш.С. КАЖГАЛИЕВ – РОЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОРКЕСТРЕ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ
Аннотация. Cтатья актуализирует вопросы преемственности, как основополагающие для становления и развития оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы – от основ, заложенных Ахметом Куановичем Жубановым в первой половине XX века, до развития этих традиций в оркестре в 1950-е и последующие годы Шамгоном Сагаддиновичем Кажгалиевым. Об истории оркестра ранее в своем очерке писал Б. Гизатов. Также ценные сведения об А. Жубанове содержатся в работах А. Затаевича «Исследования, воспоминания, письма и документы» и Н. Кетегеновой «Композиторы Казахстана». Большое количество уникальных сведений о деятельности Ш. Кажгалиева содержатся в монографии Т. Бейсембека «Шамғон Қажығалиев», а также в личных архивах, рукописях и письмах маэстро, хранящихся у его семьи. В фокусе внимания – ранний период зарождения и становления коллектива, первоначальный инструментарий, его последующая реконструкция и модернизация. Обосновывается ключевая роль реконструкции и модернизации инструментов оркестра и расширения их технических возможностей, способствовавших не только обогащению репертуара, но и полноценному функционированию оркестра с использованием оркестровых технологий. Это путь, который прошел прославленный оркестр – от исполнения домбристами казахских кюев в унисон на заре своего становления – до полноценных оркестровых обработок и транскрипций различных произведений русских, советских и западноевропейских композиторов. Подчеркивается особая роль Ш.С. Кажгалиева в реализации этих задач в контексте культурной жизни Казахстана в советский период и в настоящее время.
Ключевые слова: Шамгон Кажгалиев, Ахмет Жубанов, оркестр казахских народных инструментов, народный оркестр, репертуар, культура, искусство.
Отправной точкой «зарождения» дирижирования оркестром в Казахстане стало создание будущего оркестра народных инструментов имени Курмангазы в 1933 году в виде небольшого ансамбля домбристов, где первые музыканты из народа, не знавшие нотную грамоту, коллективно музицировали. Это был камерный ансамбль из домбристов, который стремительно расширялся в численности музыкантов и инструментарии, впоследствии преобразовавшийся в полноценный оркестр, где ощущалась большая потребность в руководителе и лидере такого ансамбля.
Поистине, знаменитый оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы известен вот уже почти 90 лет. В наши дни имя первого оркестрового коллектива, безусловно, прочно и неразрывно связано с музыкальной историей нашей страны – как советской, так и независимой. Начав свою деятельность в 1933 году в виде небольшого ансамбля домбристов, инициатором которого был Ахмет Куанович Жубанов, уже к 1934 году коллектив был преобразован в первый казахский национальный оркестр. 25 июня того же года был подписан указ президиума КазЦИК “о создании первого казахского национального оркестра” – именно эту дату нужно считать началом зарождения оркестрового искусства страны [1, 14].
Дирижером и художественным руководителем оркестра был назначен Ахмет Куанович Жубанов. В это детище, равного которому нет по сей день, он вложил весь свой талант и силы, а творческий рост коллектива не прекращается вот уже 89 лет.
Уже в 1935 году на базе оркестра была создана Казахская Государственная филармония имени Жамбыла [1, 20]. В мае 1936 года оркестр с успехом выступил в Московском Большом театре, разучил и исполнил фрагменты из опер М. Глинки «Руслан и Людмила», П. Чайковского «Пиковая дама», «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и другие произведения классиков. К 10-летию оркестра, в 1944 году коллективу было присвоено имя выдающегося казахского кюйши и композитора – Курмангазы Сагырбайулы, которое коллектив с большой гордостью и честью несет все эти годы.
Многогранная личность А.К. Жубанова позволила преуспеть и стоять у истоков во многих сферах – музыкант, композитор, автор многих крупных научных трудов, музыкальный мастер с большой буквы, человек, давший основу величайшему национальному оркестру страны, в которые были заложены правильные традиции и выстроен верный вектор в развитии, сказавшиеся на скором росте уже популярного в то время народного коллектива. В первую очередь эти традиции касались репертуарной политики, в которой обязательно около 70% составлял казахский оригинальный репертуар, но при этом обязательно присутствовали академические произведения западноевропейской, русской и советской классики. Немаловажным была и гастрольная политика, в которой коллектив исполнял произведения композиторов принимающей стороны, в связи с чем делались уникальные обработки именно для этого оркестра.
Шамгон Сагаддинович Кажгалиев является ярким примером преемственности поколений, сменив своего наставника на посту главного дирижера и художественного руководителя, возглавив оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы в 25-летнем возрасте в 1952 году. Говоря о Ш.С. Кажгалиеве, можно с уверенностью сказать, что маэстро продолжал развивать заложенные
А.К. Жубановым традиции, а стремление к профессиональному развитию и росту знаний позволили за кратчайший срок поднять исполнительский уровень молодого коллектива, что успешно отразилось в 1953 году на IV всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте, где оркестр был удостоен звания лауреата I степени и золотой медали.
В числе первых участников коллектива были академически непрофессиональные, вышедшие из народа, но обладавшие высоким профессионализмом и дарованием музыканты. Среди них: Гульнафис Баязитова, Фатима Балгаева, Жаппас Каламбаев, Абуталип Исмаилов в группе кобызов; Науша Букейханов, Лукпан Мухитов, Кали Жантлеуов, Галим Койшибаев, Уахап Кабигожин, Темирбек Ахметов в группе домбр; Бахтияр Кубайжанов на домбре-контрабасе и сыбызгист Искак Валиев. Именно эти личности устным путем передавали многие кюи и народные песни, впоследствии записанные и нотированные А.К. Жубановым.
Базовыми инструментами оркестра 1936-48 гг. представлены группа кобызов, домбр и ударных [2, 180]. В группе кобызов: кобыз-прима I и II, кобыз-альт, кобыз-бас, кобыз-контрабас; в группе домбр: домбра-прима I и II , домбра-тенор I и II, домбра-бас, домбра-контрабас; в группе ударных: перестраивающийся большой дауылпаз и неперестраивающийся малый дауылпаз (аналог литавр). Ниже приведена схема оригинальной «первой» рассадки оркестра образцов 1936-48 гг. За основу взята классическая форма оркестровой рассадки по европейскому прообразу:
Рисунок 1. Оригинальная «первая» рассадка оркестра
С приходом в оркестр Ш.С. Кажгалиева в качестве художественного руководителя и главного дирижера произошли первые изменения оригинальной рассадки. Ниже приведена рассадка оркестра перед поездкой в 1953 году в Бухарест на IV всемирный фестиваль молодежи и студентов. На схеме видно, что дауылпаз и кобыз-контрабас поменяли местами, что может быть связано с ориентацией на симфонический и русский народный оркестры, для которых типичным расположением литавр было в левом верхнем углу. Также впервые был добавлен инструмент альт-кобыз, расположившийся рядом с бас-кобызом.
Расположение «основных» инструментов – в традиционном понимании домбр и кобызов также претерпело изменения. Если ранее они располагались ровно слева и справа от дирижера, то в новой рассадке обе группы кобызов-прим расположились в полукруге, как бы окружая и обрамляя дирижера, а группы домбр-теноров расположились позади них, создавая важную опору и поддержку. С одной стороны, это была гибкая рассадка, с другой мы видим, как сменялись эти традиции даже на протяжении первых 20 лет:
Рисунок 2. Рассадка оркестра от 1953 года
На этом эксперименты с поисками улучшения звучания оркестра не прекращались, т.к. та или иная рассадка имеет прямое отношение к качеству исполняемого материала. К 1958 году, во времена большой реконструкции и модернизации многих инструментов Ш.С. Кажгалиев экспериментально-практическим путем апробировал разные варианты рассадки музыкантов, пробуя различные акустические сочетания инструментов.
Ценными сведениями послужила схема рассадки 1958 года, которая приближенно напоминает оркестр в его текущем виде:
Рисунок 3. Рассадка оркестра от 1958 года после проведенной Ш.С. Кажгалиевым реконструкции и модернизации инструментов
Нововведенная группа сырнаев (баян) расположилась в самой середине, став неким ядром оркестра, условно разделяя смычковые и щипковые группы между собой. Перед сырнаями расположились смычковые группы кобыз-альтов и кобыз-басов. Домбровая группа не изменила своего расположения.
Позади сырнаев также по центру располагались высоко-регистровые – домбра прима I и II, и, впервые, рядом с ними в один ряд были добавлены нововведенные инструменты: слева домбра-пикколо (из-за схожести диапазона и регистра), справа домбра-альты и домбра-баритоны. За всеми домбровыми высоких и средних регистров без изменений располагались басовая и контрабасовая группы позади.
Также можем видеть, что ударными инструментами теперь представлен не только «дауылпаз» (литавры), а целая группа ударных инструментов, включающая в себя малый барабан, тарелки, треугольник, бубен и другие «мелочи».
Рисунок 4. Рассадка оркестра от 1964 года
В рассадке 1964 года I и II группы кобызов-прим расположились полностью справа друг за другом, аналогично I и II группам скрипок в симфонических составах. Эти изменения положительно повлияли на удобство восприятия музыки и сам репетиционный процесс – кобызы-примы располагались близко и хорошо слышали партии друг друга, чем будучи расставленными в противоположных сторонах сцены. То же самое произошло с I и II группами домбр-теноров, которые расположились по левую сторону от дирижера. На передний план перед дирижером теперь выдвинулись средне-регистровый кобыз-альт, а позади них низко-регистровый кобыз-бас. Группа высоко-регистровых домбр – домбра-прима, домбра-секунда, домбра-альт располагались так же, как и в предыдущей рассадке, но уже не в полукруглый, а прямой ряд, в связи с конструктивными изменениями концертной сцены и нехватки места для новых инструментов.
Впервые в оркестр Ш.С. Кажгалиевым были добавлены 2 флейты и 2 гобоя для еще большего тембрового разнообразия при исполнении зарубежной классики и большей вариативности при сочинении новых произведений для этого оркестра. Сырнаи, из-за своего достаточно громкого звука, были смещены немного вглубь по правую сторону сцены, дабы создать оптимальный, не выбивающийся звуковой баланс в оркестре.
Басовая линия осталась неизменно позади оркестра, создавая мощную опору, а кобызы-контрабасы для удобства исполнения сместились в правую часть за кобызами-примами, аналогично симфоническому оркестру (виолончели и контрабасы).
Рисунок 5. Диапазоны инструментов оркестра, 1958 г.
Представленная схема диапазонов инструментов оркестра после проведенной реконструкции, модернизации и введения новых инструментов в состав оркестра ясно показывает, насколько сильным является покрытие инструментами почти всех регистров – от самой низкой ноты E1 контроктавы у домбры-контрабаса и кобыза-контрабаса до самой высокой a4 4 октавы у домбры-примы и сырная, а кобыза-примы с самой высокой g4 в 4 октаве.
Это всё стало возможным благодаря чуткому пониманию природы казахских народных инструментов, трудоемкой работе по их реконструкции и модернизации по прообразу большого симфонического состава, который позволил оркестру исполнять самый обширный мировой репертуар, при этом не утрачивая исконного национального казахского звучания.
В настоящее время состав расширился до 70-80 музыкантов, его рассадка становится еще гибче, временами в состав оркестра добавляется фортепиано, арфа и другие инструменты в определенных произведениях, написанных различными современными композиторами, но, тем не менее, оркестр придерживается традиций, заложенных в далекие времена А.К. Жубановым и развитых Ш.С. Кажгалиевым.
По сей день коллектив использует находки и политику, как репертуарно-гастрольную, так и темброво-рассадочную, введенные Ш.С. Кажгалиевым, а заложенные традиции, до сих пор обеспечивают жизнь, успех и процветание этого коллектива.
В наши дни, почти во всех оркестрах казахских народных инструментов используется схема, близкая к 1964 году, аккуратно адаптированная под новые сценические и концертные реалии, созданная экспериментально-практическим путем выдающимся деятелем казахской культуры, Народным артистом СССР – Шамгоном Сагаддиновичем Кажгалиевым.