АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Конференция: CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что, несмотря на имеющиеся теоретические и законодательные достижения в области правого регулирования расследования коррупционным преступлений, совершаемых сфере распределения и расходования бюджетных средств, в современных условиях возникают сложности в их квалификации, порядка возбуждения уголовных дел, а также методики расследования. Открытость и прозрачность процессов распределения бюджетных средств в России не снижает значимости проблемы нецелевого использования денежных средств из государственного бюджета.
В соответствии с «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» утверждённой указом президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 [7] одной из ключевых угроз национальной безопасности России является коррупция.
Следственным комитетом Российской Федерации в первом полугодии 2021 г. возбуждено 9,8 тыс. уголовных дел по фактам совершения коррупционным преступлений, перед судом в итоге предстало более 5,6 тыс. подсудимых – в основном представителей правоохранительных органов, судебных инстанций, сфер образования и здравоохранения, муниципальных чиновников, а так же военнослужащих старшего и высшего начальствующего состава. Размер средней взятки в России 2021 году Следственный комитет Российской Федерации оценила в 451 тыс. рублей (в особо крупном размере – 7 млн. рублей) [8].
К преступлениям коррупционной направленности относится противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки: наличие надлежащих субъектов уголовного наказуемого деяния, которым относятся должностные лица, указанные в примечание к статье 285 УК РФ, связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяния связано с получением имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); совершение преступления только с прямыми умыслом.
К числу такого рода преступлений относятся, в том числе и уголовно наказуемые деяния, совершаемые в сфере распределения расходования бюджетных средств: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); дача взятки (ст. 290 УК РФ); получение взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) и ряд других преступлений коррупционной направленности [9].
Стоит отметить, что при совершении преступлений указанных категорий, следователю совместно с сотрудниками органа дознания приходится опрашивать большое количество лиц, как причастных к их совершению, так и лиц не обладающих значимой информации. После проведённых опросов в ходе анализа полученных из объяснения данных, следователю надлежит сузить круг лиц, которые впоследствии будут допрошены в качестве подозреваемых и свидетелей.
Далее, говоря об истребовании, изъятие исследовании документов, следует отметить, что совершение рассматриваемой категорий преступлений невозможно без сложного документооборота, при изучении которого могут быть выявлены признаки коррупционного преступления.
При проверке любого из поводов к возрождению уголовного дела (ч. 1 ст. 140 УПК РФ) по факту совершения указанных коррупционных преступлений, оперативному сотруднику, дознавателю, следователю, следует знать, что при определении нецелевого использования средств на предприятиях (учреждениях, организациях), которые финансируется за счёт средств федерального бюджета, органом, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распределителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по распределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования.
Поэтому в целях установления первоначального источника финансирования, т.е. бюджета определённого уровня, необходимо воссоздать всю цепочку расчётов между различными юридическими и физическими лицами.
Особенность уголовных дел, связанных с коррупционными проявлениями в сфере распределения и расходования бюджетных средств выражается и в том, что должностные лица, получающие определённое вознаграждение за нецелевое выделение денежных средств в адрес взяткодателей хорошо знает о том что, что выделяемые суммы на длительном пути своего следования от распорядителя до получателя трансформируется из безналичной формы в наличную, что способствует сокрытию первоначально совершенного коррупционного преступления (злоупотребления должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и др.).
В частности, в случаях расследования указанных коррупционных преступлений, посредством перевода денежных средств с расчётных счетов физических и юридических лиц осуществляется розыск похищенных денежных средств путём истребовании в банках и иных кредитных организациях выписок по расчётным счётам.
Выявить и раскрыть такие сложные способы совершения коррупционных преступлений зачастую возможно только путём производства документальных проверок и ревизии.
Как одним из способов оптимизации процесса проведения документальной проверки и ревизии, необходимо отметить и немаловажную роль самого хозяйствующего субъекта. По-моему мнению, руководитель проверяемой организацию либо сам, либо посредством выделения компетентных сотрудников должен активно участвовать и содействовать проведению подобного рода документальных проверок ревизии.