ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА
Конференция: CLXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CLXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА
Внедрение цифровых технологий и инноваций проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в сферу трудовых отношений. Цифровизация постепенно меняет рынок труда, привнося в него новые подходы к управлению предприятиями, а также новые требования к компетенциям сотрудников. Скорость изменений растет с каждым годом, так как цифровая трансформация поддерживается на государственном уровне и является стратегическим направлением деятельности.
Цифровая трансформация службы занятости населения Республики Башкортостан реализовано значительное количество проектов в сфере информационных технологий в рамках оказываемых услуг и осуществляемых функций, изображено на рисунке 1:
Рисунок 1. Цифровая трансформация службы занятости населения
· реализация ведения сведений о трудовой деятельности («электронная трудовая книжка»).
В республике продолжается переход от бумажного документооборота к онлайн-взаимодействию с гражданами и работодателями.
В электронных сведениях сохраняются все данные о трудовой деятельности гражданина, которые учтены в бумажной трудовой книжке. Введенный в эксплуатацию на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) сервис предоставления зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в электронном виде позволяет получить из информационных ресурсов фонда выписку о трудовой деятельности за период с 1 января 2020 г.
Основным инструментом взаимодействия служб занятости с гражданами и работодателями становится Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (ЕЦП) (https://trudvsem.ru/), с помощью которой все государственные услуги будут оказываться в электронном виде.
Подача заявлений в электронной форме была реализована на ЕЦП с началом пандемии в 2020 году (всего подано 240 тыс. заявлений), а с 18 ноября прошлого года на ЕЦП реализован процесс оказания 2-х государственных услуг:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- содействие работодателям в подборе необходимых работников.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации до конца года планирует перевод предоставления всех государственных услуг службы занятости на ЕЦП.
Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан для обеспечения перехода в кратчайшие сроки службы занятости на работу в ЕЦП организовало работы по настройке доступа более 700 рабочих мест сотрудников центров занятости.
На едином портале реализован сервис проактивного уведомления граждан (в личном кабинете и на электронную почту), которые были уволены в связи с сокращением численности или штата работников организации. Для уволенных граждан будут автоматически сформированы проекты заявлений для возможности подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, а также для направления жалобы на работодателя в связи с нарушением трудового законодательства при увольнении по сокращению численности или штата работников; постановка на учет в качестве безработного и получение пособия по безработице в дистанционном формате.
Признание гражданина безработным и назначение пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения дистанционно на основании заявления в электронной форме, которое гражданин формирует, используя личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо личный кабинет на едином портале.
При этом все необходимые для принятия решения документы и сведения запрашиваются центрами занятости населения в порядке межведомственного взаимодействия;
Для автоматизации деятельности службы занятости республики в настоящее время, в том числе для осуществления социальных выплат безработным, используется ГИС РБ Служба занятости населения (Программный комплекс «Катарсис»). В комплексе реализована интеграция со СМЭВ и ЕЦП по загрузке заявлений граждан в электронной форме для дальнейшей работы. Онлайн-взаимодействие с клиентами службы занятости обеспечивает Интерактивный портал службы занятости населения РБ (http://rabota.bashkortostan.ru) и мобильное приложение.
В прошлом году на Интерактивном портале:
- для граждан добавлена возможность получения справок в электронном виде (с 1 июня прошлого года выдано 4 тыс. справок);
- организовано анкетирование граждан и работодателей, с помощью которого можно оценить качество предоставления услуг и оставить свои предложения и замечания по работе центров занятости (по состоянию на 01.02.2022 в анкетировании приняли участие 40 845 граждан и 6 790 работодателей);
- проведена интеграция с рекрутинговыми сайтами HeadHunter и SuperJob, что позволило использовать вакансии этих сайтов для подбора работы гражданам.
Подводя итог, необходимо отметить, что процесс цифровой трансформации на рынке труда необратим, так как данный тренд носит глобальный характер и поддерживается на государственном уровне. Развитие инноваций способствовало ускорению технологических изменений и появлению вызовов экономики будущего. Для преодоления возможных рисков, которые могут возникнуть в процессе перехода к новой экономике, сотрудникам необходимо озаботиться приобретением необходимых навыков и компетенций уже сегодня, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда.