Алгоритм формирования системы стратегического управления на малых предприятиях
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Алгоритм формирования системы стратегического управления на малых предприятиях
Стратегическое управление является важнейшей частью системы управления любого предприятия, так как способствует повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но руководители малых предприятий редко его используют.
Главными проблемами формирования и внедрения системы стратегического управления для малых предприятий, как определили сами руководители, является сложность и трудоемкость технологии прохождения тех или иных этапов стратегического планирования, недостаток знаний руководителя и персонала и нехватка времени.
На основе проведенного исследования был сформирован алгоритм формирования системы стратегического управления для малых аграрных предприятий, представленный ниже.
1. Принять решение о внедрении стратегического управления и выбрать разработчиков. Необходимо оповестить персонал о внедрении на предприятии новой формы управления – стратегического управления, рассказать о его необходимости и значении, определить ответственных лиц из управленческого персонала, которые вместе с ним будут участвовать в его формировании и внедрении.
Даже на микро предприятии предприниматель может подобрать себе помощников, но основную и большую часть работы необходимо будет выполнять самому.
2. Обучение персонала основным аспектам стратегического управления (внешними силами, либо с помощью самообучения).
3. Установление состава необходимой информации и источников ее получения, продумывание документооборота.
4. Определение руководителем малого агрохозяйства миссии и цели предприятия. Уточним, что в основе миссии любой организации лежит желание удовлетворить конкретные потребности общества, это своего рода идеология предприятия, его социальное предназначение и внешняя цель, а генеральной внутренней целью является увеличение получаемой прибыли. В процессе подготовки миссии необходимо продумать её предварительный вариант, необходимый для фильтрации информации в процессе анализа среды. И лишь на основе проведенного анализа разрабатывать окончательный вариант с учетом и других факторов, к примеру, таких как история развития предприятия, его уникальные особенности и др.
5. Далее разработчикам необходимо пройти все этапы подготовки стратегического плана: проанализировать внешнее и внутреннее состояние предприятия, уточнить миссию, цель и разработать стратегии, затем их детализировать до плановых заданий, задать коридор нормальных отклонений при возможных изменениях внешней и внутренней и среды и начать внедрение.
В процессе исследования было выявлено, что отдельные части этого сложного процесса можно упростить. Это лучше, чем вообще отказываться от стратегического управления по этой причине. В частности, специалисты консалтинговой компании iTeam, исходя из своего опыта работы с малыми фирмами по вопросам управления предлагают объединить в один анализ изучение внешней и внутренней среды малого предприятия упустив некоторые элементы особенно внешней среды [1]. Это объясняется тем, что при уменьшении размера предприятия снижается и влияние на него окружающей среды. А, следовательно, отдельными показателями можно пренебречь.
Взяв за основу эту методику и адаптировав ее под специфику малого сельскохозяйственного предприятия ООО «К.», был проведен анализ внешней и внутренней среды методом анкетирования его персонала по следующим факторам: организационная и корпоративная структура; стиль руководства; управление персоналом; коммуникации; технологии; знание клиентов; конкурентов, отрасли, бизнеса; контроль финансов; планирование; маркетинговая стратегия; производство. Каждому участнику были выданы анкеты для заполнения. Далее были выполнены необходимые расчеты и получены результаты, которые легли в основу построения матрицы SWOT-анализа для исследуемого агропредприятия (рисунок 1).
Рисунок 1. Матрица SWOT-анализа малого агропредприятия ООО «К.»
Учитывая взаимодействия указанных факторов, результаты анализа основных показателей деятельности, а также специализацию предприятия на растениеводстве, предприятию c целью увеличения доли рынка рекомендовалось выбрать стратегию фокусирования на издержках (концентрировать внимание на производственных мощностях, совершенствовать управление трудовыми и финансовыми ресурсами, внедрять достижения науки, современные технологии производства, использовать возможности лизинга и др.).
6. Далее предприятия проходят все остальные этапы стратегического управления в соответствии с выбранной стратегией: прогнозируются объемы производства и необходимые ресурсы, урожайность, продуктивность, выручка и другие показатели, вносятся необходимые корректировки с учетом возможных изменений запланированных показателей.
7. Реализация стратегии.
Процесс заполнения анкет персоналом предприятия и их обработка не вызвали затруднений, поэтому эта упрощенная методика вполне может быть использована небольшими предприятиями для анализа сильных и слабых сторон. Кроме того, её легко можно адаптировать к особенностям своего бизнеса.