Статья:

Алгоритм формирования системы стратегического управления на малых предприятиях

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Карпенко Е.Д. Алгоритм формирования системы стратегического управления на малых предприятиях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(32).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Алгоритм формирования системы стратегического управления на малых предприятиях

Карпенко Екатерина Дмитриевна
магистрант, Южный институт менеджмента, РФ, г. Краснодар
Метельская Елена Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, РФ, г. Краснодар

 

Стратегическое управление является важнейшей частью системы управления любого предприятия, так как способствует повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но руководители малых предприятий редко его используют.

Главными проблемами формирования и внедрения системы стратегического управления для  малых предприятий, как определили сами руководители,  является сложность и трудоемкость технологии прохождения тех или иных этапов стратегического планирования, недостаток знаний руководителя и персонала и нехватка времени.

На основе проведенного исследования был сформирован алгоритм формирования системы стратегического управления для малых аграрных предприятий, представленный ниже.

1. Принять решение о внедрении стратегического управления и выбрать разработчиков. Необходимо оповестить персонал о внедрении на предприятии новой формы управления – стратегического управления, рассказать о его необходимости и значении, определить ответственных лиц из управленческого персонала, которые вместе с ним будут участвовать в его формировании и внедрении.

Даже на микро предприятии предприниматель может подобрать себе помощников, но основную и большую часть работы необходимо будет выполнять самому.

2. Обучение персонала основным аспектам стратегического управления (внешними силами, либо с помощью самообучения).

3. Установление состава необходимой информации и источников ее получения, продумывание документооборота.

4. Определение руководителем малого агрохозяйства  миссии и цели  предприятия. Уточним, что в основе миссии любой организации лежит желание удовлетворить конкретные потребности общества, это своего рода идеология предприятия, его социальное предназначение и внешняя цель, а генеральной внутренней целью является увеличение получаемой прибыли. В процессе подготовки миссии необходимо продумать её предварительный вариант, необходимый для фильтрации информации в процессе анализа среды. И лишь на основе проведенного анализа разрабатывать окончательный вариант с учетом и других факторов, к примеру, таких как история развития предприятия, его уникальные особенности и др.

5. Далее разработчикам необходимо пройти все этапы подготовки стратегического плана: проанализировать внешнее и внутреннее состояние предприятия, уточнить миссию, цель и разработать стратегии, затем их детализировать до плановых заданий, задать коридор нормальных отклонений при возможных изменениях внешней и внутренней и среды и начать внедрение.

В процессе исследования было выявлено, что отдельные части этого сложного процесса можно упростить. Это лучше, чем вообще отказываться от стратегического управления по этой причине. В частности, специалисты консалтинговой компании iTeam, исходя из своего опыта работы с малыми фирмами по вопросам управления предлагают объединить в один анализ изучение внешней и внутренней среды малого предприятия  упустив некоторые элементы особенно внешней среды [1].  Это объясняется тем, что при уменьшении размера предприятия снижается и влияние на него окружающей среды. А, следовательно, отдельными показателями можно пренебречь.

Взяв за основу эту методику и адаптировав ее под специфику малого сельскохозяйственного предприятия ООО «К.», был проведен анализ внешней и внутренней среды методом анкетирования его персонала по следующим факторам: организационная и корпоративная структура; стиль руководства; управление персоналом; коммуникации; технологии; знание клиентов; конкурентов, отрасли, бизнеса; контроль финансов; планирование; маркетинговая стратегия; производство. Каждому участнику были выданы анкеты для заполнения. Далее были выполнены необходимые расчеты и получены результаты, которые легли в основу построения матрицы SWOT-анализа для исследуемого агропредприятия (рисунок 1).

 

Рисунок 1.  Матрица SWOT-анализа малого агропредприятия ООО «К.»

 

Учитывая взаимодействия указанных факторов, результаты анализа основных показателей деятельности, а также специализацию предприятия на растениеводстве, предприятию c целью увеличения  доли рынка рекомендовалось выбрать стратегию фокусирования на издержках (концентрировать внимание на производственных мощностях, совершенствовать управление трудовыми и финансовыми ресурсами, внедрять достижения науки, современные технологии производства, использовать возможности лизинга и др.).

6. Далее предприятия проходят все остальные этапы стратегического управления в соответствии с выбранной стратегией: прогнозируются объемы производства и необходимые ресурсы, урожайность, продуктивность, выручка и другие показатели, вносятся необходимые корректировки с учетом возможных изменений запланированных показателей.

7. Реализация стратегии.

Процесс заполнения анкет персоналом предприятия и их обработка не вызвали затруднений, поэтому эта упрощенная методика вполне может быть использована небольшими предприятиями для анализа сильных и слабых сторон. Кроме того, её легко можно  адаптировать к особенностям своего бизнеса.

 

Список литературы: 
1. Савтюгин А. Стратегическое планирование для малого и среднего бизнеса – упрощенный подход к трудоемкой работе. - https://blog.iteam.ru/strategicheskoe-planirovanie-dlya-malogo-i-srednego-biznesa/
2. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 c.41.
3. Занин Д.Е., Метельская Е.А. Обзор актуальных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в современных условиях / Сборник статей по итогам научно-практической конференции «Прогнозирование социального и экономического развития в новых геополитических условиях» (Стерлитамак 08.09.2018 г.).- Стерлитамак: АМИ, 2018.- С.23-25.