Статья:

Современное положение логистики на предприятии: проблемы трактовки и внедрения логистики

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Костина Н.Н. Современное положение логистики на предприятии: проблемы трактовки и внедрения логистики // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 13.12.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное положение логистики на предприятии: проблемы трактовки и внедрения логистики

Костина Надежда Николаевна
магистрант, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», РФ, г. Нижний Новгород
Цветков Максим Алексеевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», РФ, г. Нижний Новгород

 

В статье проведен обзор литературных источников в области трактовки, сущности и задач логистики. Рассмотрены преимущества логистического управления, выявлены основные факторы, препятствующие развитию логистики в России.

Логистика – довольно молодая отрасль в российской экономике и отечественные предприятия еще не в полной мере знакомы с тем, что подразумевает под собой логистика.

Тем не менее, в последние десятилетия прослеживается расширение сферы приложения логистики, которое обусловлено возрастающими потребностями предприятий в снижении затрат. Основные перспективы логистики состоят в рационализации управления потоками материалов, информации и финансов.

Логистика имеет длинную и интересную историю. Сам термин берет свое начало в IX веке н.э. и имеет непосредственное отношение к военному искусству. Широкое применение в экономике логистика получила в 60-е гг. XX века и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. В то время из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем заключалась в серьезном росте на предприятиях затрат на транспортировку готовой продукции и содержание материальных запасов. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материального потока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортировку продукции. Это стало возможно благодаря достижениям в области компьютерных технологий. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике – логистика.

В настоящее время логистика приобретает глобальное значение, поскольку предназначение логистики, в общем смысле, – обеспечить доставку товаров и услуг в нужное место и время в необходимом количестве.

Тем не менее, несмотря на то, что за рубежом логистика давно является практическим инструментом рыночной экономики, а интегрированный логистический подход, различные логистические системы, концепции и технологии применяются известнейшими зарубежными корпорациями, такими как Coca-Cola, IBM, General Motors, Volvo и другими, для большинства российских предприятий логистика, по-прежнему, находится на операционном уровне.

Причинами возникновения и внедрения концепции логистики в практическую деятельность торговых и промышленных предприятий являются [1]:

1)  усиление конкуренции на мировых и региональных рынках;

2)  достижение предела эффективности технологических процессов изготовления продукции;

3)  существенное возрастание затрат на выполнение операций по подготовке ресурсов к обработке и доставке к местам пользования или реализации;

4)  широкая дифференциация продукции торговых и промышленных предприятий с предоставлением потребителю той продукции и с теми характеристиками, которые ему необходимы;

5)  широкое распространение современных информационных технологий.

Под логистикой будем понимать перспективную, научно-практическую дисциплину, имеющую стратегическое значение в компании и фокусирующуюся на эффективном управлении совокупностью материальных и нематериальных потоков, сопутствующих им информации, финансов и сервиса, для удовлетворения потребностей покупателей и целей организации, сопряженном с минимальными возможными издержками.

Проведенный анализ литературных источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы:

1)  Понятие «логистика» далеко не однозначно по смыслу. Каждый автор старается преподнести в определение логистики новые, эксклюзивные характеристики, обобщив или выделив что-то одно. Кроме того, как пишет профессор Сергеев В.И.: «Современная трактовка понятия «логистика» с позиции бизнеса зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя» [2, с. 49]. В результате в литературе логистика трактуется как в узком, так и в широком аспекте, несет первоначальный или современный смысл.

2)  Щербаков В.В. считает, что «широкое и неоднозначное толкование сущности логистики» [3, с. 19] обусловлено несколькими причинами:

·       относительно коротким периодом приложения логистики в истории экономики;

·       существованием множества ответвлений в логистике;

·       пересечением логистики с другими дисциплинами;

·       разрозненностью терминологии логистики в разных странах.

3)  Не существует единого определения понятию «логистика». В работе [2, с. 48] автором представлена целая таблица словарных определений этого термина, самое краткое из которых содержит всего два слова – «математическая логика», а самое увесистое состоит из полсотни слов, объединенных в одном предложении: «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

4)  Логистика в России, в виду слабого развития отечественной практики ее применения, часто воспринимается как набор некоторых функций: транспортировка, складирование, упаковка, переработка, управление запасами. В то время как ведущие западные логистические агентства указывают, что «логистика – это стратегическое управление всей цепью поставок» [4, с. 11] и придают ей большое научное и практическое значение.

5)  Интересным является мнение профессоров Дж. Бауэрсокса и Дж. Клосса, которые называют логистику «парадоксальным явлением», «уникальной и сложной отраслью деятельности» [5, с. 21; 24], поскольку она состоит из множества составляющих и постоянно находится в развитии. Парадокс заключается в том, что, не имея названия, эта отрасль существовала с зарождения цивилизации, но конкретные очертания получает только в последние десятилетия.

6)  Не вызывает разногласий у исследователей только вопрос о задаче логистики – обеспечение эффективного управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и сервисными потоками для наиболее полного удовлетворения целей предприятия и потребностей покупателя с минимальными издержками [2, с. 49; 5, с. 26].

Логистический подход к управлению заключается в интеграции закупочной, сбытовой, складской, транспортной, информационной и сервисной логистики, логистики производственных процессов с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными, информационными и другими потоками.

Таким образом, можем выделить следующие основные преимущества логистического управления:

·  Обеспечивает координацию и сквозное управление между всеми звеньями логистики;

·  Консолидация информационного потока для подготовки единой отчетности;

·  Единство проектирования и реализации проектов;

·  Рационализация управления материальными и информационными потоками, что позволяет сократить все виды затрат на перемещение ресурсов;

·  Снизить уровень запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и готовой продукции;

·  Ускорить оборачиваемость вложенного капитала;

·  Снизить себестоимость производства единицы продукции;

·  Повышение качества логистического сервиса.

Все перечисленные достоинства логистического управления, в конечном итоге, способствуют росту конкурентоспособности, иными словами, выполнению стратегической цели любого предприятия.

Ключевыми факторами, препятствующими организации работы службы логистики на предприятии, по мнению Олега Локтева, руководителя отдела внедрения и сопровождения логистических систем компании ant Technologies являются:

1.  Слабая логистическая инфраструктура на уровне предприятий, регионов и страны в целом: отсутствие эффективной системы управления мониторинга, повышения производительности, современных информационных технологий для прослеживания движения продукции и грузов; нехватка складских площадей, оборудованных по последнему слову техники; неразвитая транспортная инфраструктура.

2.  Нехватка квалифицированных кадров, причем, наиболее остро эта проблема стоит в области организации современных логистических процессов и технологий.

3.  Неприменение современных технологий, таких, как штриховое кодирование, режим реального времени, волновая обработка, специализированные автоматизированные системы обработки товаров.

Геннадий Мадан, старший консультант департамента консалтинга компании TopS BI, выделяет следуюшие факторы:

4.  Недостаток теоретических и практических знаний в сфере логистики.

5.  Нечеткое представление руководителями значения логистики в структуре компании.

6.   Отсутствие строгого разграничения компетенций и ответственности отделов – «все занимаются всем».

7.  Слабое развитие рынка программного обеспечения, вследствие чего организации для решения своих задач используют программное обеспечение, предназначенное для выполнения других целей.

8.  Некорректные действия компаний, внедряющих логистику, которые «не изучив, как следует, состояние бизнес-процесса, пытаются навязать свою систему».

К другим проблемам введения логистического управления можно отнести:

9.  Исторически сложившуюся традиционную организацию логистики, подразумевающую выделение разрозненных подразделений, занимающихся конкретными видами логистической деятельности.

10.  Нежелание руководства и сотрудников менять сложившуюся систему управления.

11.  Отсутствие финансовых ресурсов для внедрения логистики.

12.  Нестабильную экономическую обстановку в стране и мире.

Для ликвидации факторов, мешающих развитию логистического управления, как на уровне предприятия, так и государства должен проводиться комплексный анализ проблем с выработкой текущих форм, алгоритмов работы и целей преобразований, в том числе с привлечением внешнего консалтинга. После чего следует определить способы достижения целей и решения конкретных проблем. К сожалению, в России данному аспекту уделяется крайне небольшое внимание.

Проведенное автором исследование представляет собой систематизацию теоретического и практического материала по теме «логистика». В ходе дальнейшего исследований предполагается рассмотрение конфликтов, возникающих между функциональными сферами логистики, и анализ причин из появления.

 

Список литературы:
1. Сущность логистики // Логистика. Транспорт. Консалтинг. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.uni-car.ru/sushhnost-logistiki/ (Дата обращения).
2. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов /Под общ. и научн. редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 976 с.
3. Щербаков В.В. Основы логистики: учебник для вузов / В.В. Щербаков. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
4. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс: учебник / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 782 с. 
5. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизес», 2008. – 640 с.