СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Конференция: CLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология
CLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Все в мире развивается, и живопись не является исключением. Она приобретает все новые формы. Современная китайская живопись получила больше свободы. Художники захотели переосмыслить прошлое и создать новую систему ценностей. В данной статье показываются новые идеалы и мысли китайских творцов, а также изменения, которые произошли в обществе, через картины.
Традиционная китайская живопись зародилась в древнем Китае и получила название Гохуа – «живопись нашей страны» [1]. Существует два стиля китайской живописи: гунби и сей.
Гунби («прилежная кисть») – это академический стиль, который характеризуется тончайшей проработкой деталей, изысканностью предметов. Изображаются в основном храмы, фигурные композиции и повествовательные сюжеты.
Сей (се-и) («грубая кисть») или «рисование мыслей» – это стиль, которому присуща лаконичность. Его цель – передать чувства и идеи художника.
Среди жанров китайской живописи выделяют следующие: «горы и воды», «цветы и птицы», анималистическая живопись, живопись фигур и портретная живопись [2].
ХХ век изменил Гохуа, живопись получила активное развитие. Если раньше были популярны бесстрастные лица, заданность поз и жестов, важно было показать статус, а не личность, то сейчас творчество получило свободу в произведениях современных китайских художников.
Один из самых известных живописцев современности – Чжан Сяоган. Его стиль уникален, а картины высоко ценятся. Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая. Своими картинами Чжан Сяоган реагирует на культурную революцию 1960-х – 1970-х годов. В картинах «Площадь Тянаньмэнь» художник показывает «Инцидент 4 июня», красным цветом как бы подчеркивая причину всех бед, а желтым показывает цвет императора. В тяжелый период жизни художника появляется серия картин «Призрак», в которых он отражает жизнь и смерть, образы конца света и смерти, боль человеческой души, которая разрывается между памятью и забвением [3].
Интересным также является творчество художника Юэ Минцзюнь. Он является представителем циничного реализма, принцип которого – «вывернуть наизнанку постулаты соцреализма и гиперболизировать обезличивание личности. Проще говоря, показать, как страшно, когда пытаются всех уравнять» [4]. Юэ Минцзюнь изображает мужчин с широкой улыбкой, которые выглядят скорее жутковато. Предположительно, так как в Китае действует принцип сохранения лица, то через смех и улыбку Юэ Минцзюнь находит «защиту». Это ложная радость, отражающая отчаяние. Его картины показывают как прошлое, так и настоящее. Показательно, что на всех работах изображен и сам художник [5].
Заслуживают внимания и работы художника Лю Вэя. Его картины выглядят как некое месиво, при этом можно отличить какие-то предметы. Это автор объясняет тем, что каждый предмет может иметь свою душу, хотя сделан из одного материала. Его картины передают нравственный упадок, с которым столкнулся или может столкнуться человек [6].
Работы художника Цзэн Фаньчжи также очень экспрессивны. Жизнь рядом с больницей и частое ее посещение сильно отразились на его творчестве. Чувство изоляции и отчужденности, когда ты не знаешь никого и никто не знает тебя, сказалось на произведениях. Так, основные темы его картин – это больницы, маски и мясо. Живопись имеет скорее не политический, а психологический характер, ее еще называют апокалиптической, а картины – темными портретами реальности [7]. Интересно, что он даже создал свою версию «Тайной вечери» как символ движения Китая к капитализму.
Художник Лю Е прославился своими персонажами, похожими на мультипликационных героев. Его картины красочны. Этот художник ставит европейские сюжеты в китайской действительности. Лю Е пишет маслом, хотя это не очень свойственно для китайской живописи. Он не так любит изображать политические картины, как эмоции и детские фантазии. Поскольку в Китае до недавнего времени существовала политика одного ребенка, то его творчество вызывает еще больший интерес. Он показывает мир взрослых через изображения детей [8].
Красочными работами выделяется также Фан Лицзюнь. Он, как и Юэ Минцзюнь, является представителем циничного реализма. В основном художник изображает молодых лысых мужчин, которые кричат, скучают, зевают, ненавидят, выглядят печальными. Лысые головы в Китае – признак глупости либо духовной силы. Фан Лицзюнь также рисует лысых детей. Своими картинами художник показывает обезличенную массу, которой можно управлять [9].
Традиционное искусство в современном Китае тоже не забыто. Художник Тянь Хайбо отдает дань уважения традициям, рисуя китайские пейзажи. Его работы выделяются рисованием рыб, особенно карпов кои, как символа процветания, богатства и счастья. Поэтому рисование водоемов с рыбами в Китае считается признаком высокой красоты и культуры [10].
Любопытно также творчество художника Ву Чжаомина, который рисует скорее на европейский манер. Ву Чжаомин любит рисовать с натуры, главным образом, женщин, он передает как их изящность, изысканность, так и одиночество. Но натуру он использует только в качестве отправной точки, остальное мастер дописывает так, как он видит и чувствует. Картинам свойственна воздушность и обобщенность, что характерно как раз для китайской живописи. Произведения обладают глубокой атмосферой, красотой форм, теней и разнообразием оттенков [11].
Передача традиционной живописи Гунби также изменилась. Сюй Лэй пишет картины традиционно тонкой кистью на шелке или рисовой бумаге. Его работы магические и эстетичные, они выглядят так, будто он сам рассказывает историю. «То, что увлекает мое внимание, это не технология рисования, а отношение между мышлением и аллегориями знаков» [12]. Художник смешивает современность и традиционность.
Как можно заметить, современная китайская живопись разнообразна. Она совершенствуется, но не забывает о традициях, уважает их. Никто не забывает прошлого. Китайские художники узнаваемы, признаны выдающимися, их картины ценятся, поскольку имеют глубокий смысл и ярко выражают чувства. Китайская живопись продолжает развиваться, заимствуя элементы художественных традиций других стран, но по-прежнему самобытна и незабываема.