Анализ безработицы в республике Карелия
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ безработицы в республике Карелия
В 2017 году республика Карелия оказалась на 8 месте в списке 10 регионов с самым большим уровнем безработицы с показателем в 9.8 процентов от численности рабочей силы. Также, Карелия находится на первом месте по безработице в Северо-Западном Федеральном Округе с уровнем, превышающим общие показатели округа в 2 раза. [5]
В июне 2017 года численность безработных по данным Росстата составила 7400 человек [5]
За 2 квартала службой занятости было зафиксировано около 1.2 тысяч человек, лишившихся места работы. Каждое десятое обращение за это время исходило от уволенного с предыдущего места работы из-за ликвидации предприятия или сокращения штатов.
Важным аспектом проблемы является факт увеличения безработицы среди молодежи. Как видно из таблицы представленной ниже, в 2016 году количество занятых в экономике людей 20-29 лет уменьшилось на 3 % в сравнении с 2011 году. И, таким образом, безработная молодежь составляет 20 % от общего числа безработных региона. [1]
Таблица 1
Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам по данным Росстата (процентов к итогу)
|
|
В том числе в возрасте, лет |
|
|||||||||||||
15-19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-72 |
|||||||||||
2011 |
100 |
0,7 |
23,6 |
26,6 |
25,5 |
19,7 |
3,9 |
39,6 |
||||||||
2012 |
100 |
0,8 |
23,1 |
27,2 |
24,8 |
19,8 |
4,3 |
39,8 |
||||||||
2013 |
100 |
0,8 |
23,0 |
27 |
25,2 |
19,4 |
4,6 |
39,8 |
||||||||
2014 |
100 |
0,8 |
21,7 |
27,4 |
24,3 |
20,4 |
5,3 |
40,3 |
||||||||
2015 |
100 |
0,5 |
21,2 |
28,7 |
24,4 |
19,4 |
5,8 |
40,3 |
||||||||
2016 |
100 |
0,9 |
20,2 |
28,1 |
24,4 |
20,1 |
6,4 |
40,7 |
Наиболее мобильное и трудоспособное население оказалось не востребованной на рынке труд и не смогли найти применение своим профессиональным навыкам.
В Карелии на 1 июля 2017 количество рабочих мест составляло 4.9 тысяч. В то время как зарегистрированного безработного населения насчитывается 6.6 тысяч, что говорит о том, что безработица отчасти обусловлена несоответствием профессиональных качеств трудовых ресурсов и потребностями экономики региона. [1]
Снижение спроса на рабочую силу было связано со стагнационными процессами в экономике, вызванными слабой динамикой производства.
Из-за снижения объёмов производства, предприятия вынуждены идти на сокращения рабочего штата, чтобы снизить убытки.[4] Многие предприятия не рискуют набирать новую рабочую силу из-за экономической неопределённости. [2]
При этом республика уже не первый год лидирует на Северо-Западе России по такому показателю как напряженность на рынке труда: на одну вакансию в Карелии претендуют двое безработных.[4]
Это обстоятельство, безусловно, является одним из факторов оттока населения из приграничного региона. По итогам первого полугодия миграционная убыль составила в Карелии 120 человек: из республики уехали 10 620 жителей, в основном – в другие регионы страны, а приехали в нее 10 500 человек. [1]
Основными причинами миграции является дифференциация средней заработной платы в Северо-Западном Федеральном округе.
Таблица 2
Средняя заработная плата СЗФО за 2017 год по данным Росстата, (тысяч рублей)
Карелия |
32.5 |
Коми |
39.5 |
Архангельск |
37 |
Псков |
24.5 |
Санкт-Петербург |
45.5 |
Ленинградская область |
28 |
Новгород |
27.5 |
Калининград |
29 |
Вологда |
29 |
Ненецкий АО |
59.5 |
Мурманск |
44 |
Как видно из таблицы, Республика Карелия, имея среднюю заработную плату 32,5 тысяч рублей, уступает 5 регионам в Северо-Западном ФО.[5]
Ещё одной причиной миграции может служить недостаточное количество высокотехнологичных рабочих мест.
Количество высокопроизводительных рабочих мест в Карелии является одним из самых в низких Северо-Западном Федеральном Округе.
Таблица 3
Число высокопроизводительных рабочих мест за 2016 г., по данным Росстата
Республика Карелия |
66474 |
Республика Коми |
143215 |
Архангельская область |
166754 |
Ненецкий автономный округ |
15186 |
Архангельская область (без автономного округа) |
151568 |
Вологодская область |
120862 |
Калининградская область |
97858 |
Ленинградская область |
188047 |
Мурманская область |
114767 |
Новгородская область |
71649 |
Псковская область |
58449 |
г.Санкт-Петербург |
783139 |
Вследствие этого, происходит миграция специалистов и выпускников вузов из региона в соседние регионы с более высокой заработной платой, и с наибольшим количеством высопроизводительных рабочих мест. Также, наблюдается миграция в такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург.[2]
В России достаточно низкие пособия для безработных. Работа, которую представляют на бирже труда, зачастую низкоквалифицированная, вследствие чего граждане не заинтересованы в ней, вследствие чего, они регистрируются как безработные. Во многих регионах безработицу маскируют под неоплачиваемыми отпусками, снижением уровня зарплат, явно нарушая законы. Поэтому по официальной статистике безработицы невозможно представить реальную картину.
Рациональное использование трудовых ресурсов в Министерстве Социальной Защиты рассматривают как возможность исправления ситуации с безработицей. Существует необходимость стимулирования работодателей к приему на работу граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Основной массой таких граждан является молодежь.
Замминистр считает, что необходимо финансово стимулировать работодателей для того, чтобы они не отказывали в приеме на временную стажировку выпускников высших и средних учебных заведений. К примеру: за счет бюджета компенсировать работодателям часть расходов, которые идут на заработную плату стажеров. Подобная практика уже имела место в Карелии.[3]
Увеличен объем средств, предусмотренных в этом году на мероприятия по борьбе с безработицей. В них включено профессиональное обучение безработных граждан, содействие их самозанятости, организация временных, в том числе общественных работ.
Глава Республики Карелия Александра Худилайнена распорядился оказывать особое внимание поддержке моногородов, так как республика является лидером по их количеству. В частности, в 1,9 раза увеличены ассигнования на поддержку рынка труда именно в моногородах республики.[3]
Исходя из всего вышесказанного, можно рассматривать следующие пути борьбы с безработицей в данной республике:
Стимулирование государством создания рабочих мест на предприятиях. Например, предоставляя налоговые льготы предпринимателям, которые расширяют производство или трудоустраивают тех, кто испытывает особые трудности в поисках работы: инвалидов, молодёжь
Поддержка и помощь в развитии малого и среднего бизнеса, который в России очень слаб, являются наиболее эффективной мерой борьбы с безработицей. Как заявляют сами предприниматели, основная проблема малого бизнеса состоит в нехватки квалифицированных кадров, а не бюрократия и высокие социальные платежи. Существуют специальные фонды и программы, которые оказывают поддержку малому бизнесу. Повышение квалификации и соответствие образования востребованным профессиям помогут удерживать безработицу на относительно низком уровне. [3] Однако повлиять на это государство может лишь опосредованно, поднимая престиж рабочих профессий и увеличивая финансирования профтехучилищ и техникумов. Но пока конкурс на поступление на экономические и управленческие специальности остается в России наиболее высоким. [4]
На данный момент, туризм является одной из самых динамично развивающихся сфер экономической деятельности, оказывающая огромное влияние на рост ключевых секторов экономики: транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство и прочие отрасли. Туризм выступает ускорителем социально-экономического развития многих стран и регионов мира, способным дать большое количество рабочих мест. Туристско-рекреационные возможности Республики Карелия, особенности развития туризма на ее территории позволяют рассматривать туристский бизнес в качестве перспективного направления социально-экономического развития региона.[3]
Поэтому, стоит рассмотреть возможности введения налоговых каникул для сферы туризма, чтобы стимулировать развитие данной отрасли.
В среднесрочной перспективе, смягчение проблемы кадрового обеспечения в республике связано с разработкой и реализацией мер социальной поддержки и для работодателей, и для работников, а также, изменений в бюджетной, промышленной, инвестиционной политики страны.