СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА
Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА
Компоненты ракетного топлива при приеме их от агрегатов доставки в системы заправки, стартового комплекса и технического комплекса должны быть кондиционными и соответствовать ГОСТам, ОСТам, техническим условиям или нормативно-технической документации.
Так как физико-химические и механические процессы, происходящие внутри емкостей, трубопроводов, например, коррозия материалов, попадание твердых частиц в компоненты топлива при их транспортировке и т. д., обусловливают наличие в КРТ твердых механических частиц, то требуется установка в системах приёма и заправки фильтров для фильтрации компонентов ракетного топлива.
Данная работа является продолжением работы [2].
Фильтр – устройство, обеспечивающие очистку компонентов ракетного топлива от механических примесей, до поступления их в цистерну хранения или топливные баки.
Перед началом заправочного процесса все компоненты топлива проходят очистку через фильтрационные установки в несколько этапов:
Первый этап – предварительная (грубая) очистка, в процессе которой происходит удаление крупных частиц размером до 5 мкм (рис. 4, а).
Второй этап – тонкая очистка, в процессе которой специальные фильтрующие элементы улавливают твёрдые частицы размером до 0,5 мкм (рис. 4, б).
а) б)
Рисунок 4. Фильтр (а – грубой очистки; б – тонкой очистки)
Третий этап – очищенные компоненты проходят этапы по обезвоживанию (очистки от воды) (рис. 5).
Рисунок 5. Обезвоживание компонентов топлива
На этом этапе основано использование двух типов волокон – гидрофильных, на которых жидкость обладает смачиваемой способностью, и гидрофобных, на которых жидкость не обладает смачиваемой способностью.
При прохождении воды через гидрофильные волокна происходит взаимодействие микрокапель с волокнами, их укрупнение и стекание укрупненных микрокапель вниз под действием силы тяжести.
Однако, часть микрокапель, пройдя через гидрофильный слой, попадает на гидрофобный, где останавливается, укрупняется и также стекает вниз под действием силы тяжести.
Для эффективной очитки компонентов ракетного топлива используют агрегат фильтрации топлива, который выполняет функции:
- очистки топлива от механических примесей и водоотделение;
- отбор проб КРТ из критических точек для визуального и лабораторного анализа;
- учёт выданного КРТ;
- выполнение операций на открытой площадке в любое время года и суток при температуре воздуха от -50°С…+50°С, влажности воздуха до 98 %.
Рассматриваются варианты замены фильтрующих элементов (ФЭ), применяемых на сегодняшний фильтров в АФТ на более перспективные (таблица 1).
Таблица 1.
Фильтроэлементы
ФЭ используемый в настоящие время |
Перспективный ФЭ |
ЭФБ - 5/30 ЭФБ - 15/30 |
Металлокерамический |
ЭФК - 375 – 3 |
ЭФК - 375 – 1 |
СЭ – 35 |
ЭС – 750 – 1 – Г |
Металлокерамические фильтры изготавливаются спеканием порошков различных металлов: бронзы, никеля, серебра, нержавеющей стали и титана. Они способны задерживать частицы размером до 1 мкм и ниже.
Металлокерамический фильтр лучше задерживает мелкие твердые частицы, чем фильтрующие ткани, благодаря извилистым и многослойным порам и жесткому, неподвижно фиксированному расположению металлических частиц.
Был проведен расчёт пропускной способности фильтра и скорости фильтрации для подтверждения правильности выбора фильтрующего элемента по следующим формулам ля подтверждения правильности выбора фильтрующего элемента.
Использовались следующие формулы:
1. Пропускная способность фильтра:
где – расчётный коэффициент пропорциональности пропускной способности фильтрующего элемента;
– перепад давления на фильтре;
– коэффициент динамической вязкости фильтруемой жидкости.
2. Скорость фильтрации:
где – площадь поверхности фильтрующего элемента
– расчётная производительность фильтрующего элемента
Результаты расчётов представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2.
Фильтрующие элементы, применяемые на сегодняшний день
|
ЭФБ - 5/30 |
ЭФБ - 15/30 |
ЭФК - 375 – 3 |
СЭ – 35 |
q, |
23,23 |
27,88 |
81,31 |
898,30 |
77,993 |
77,993 |
58,495 |
90,991 |
Таблица 3.
Перспективные фильтрующие элементы
|
Металлокерамический (грубой очистки) |
Металлокерамический (тонкой очистки) |
ЭФК - 375 – 15 |
ЭС – 750 – 1 - Г |
q, |
89,055 |
116,159 |
81,31 |
1161,59 |
129,99 |
142,987 |
58,495 |
116,989 |
Целесообразность регенерации фильтров часто определяется экономическими соображениями. После снижения проницаемости фильтра до 70—80% от первоначальной величины фильтр обычно заменяют новым. В таблице 4 рассматривается три этапа регенерации фильтров и изменение их пропускной способности на основании экспериментальных данных.
Таблица 4.
Регенерация фильтрующих элементов
Состояние фильтра |
Пропускная способность элементов фильтрующих бумажных (ЭФБ) |
Пропускная способность металлокерамического фильтра |
Новый |
100% |
100% |
После 1 регенерации |
85% |
95% |
После 2 регенерации |
65% |
89% |
После 3 регенерации |
50% |
84% |
Наиболее перспективный метод регенерации металлокерамических фильтров — применение ультразвука. Этот метод дает возможность почти полностью восстанавливать проницаемость фильтрующих элементов.
Таким образом задача повышения качества очистки компонентов ракетного топлива может быть решена за счёт изменения структуры системы фильтрации и замены фильтроэлементов на перспективные металлокерамические, которые позволяют получить более высокую степень очистки. С экономической точки зрения новые фильтрующие элементы с их способность регенерации наиболее выгоны, так как их можно применять после трёх - четырёхкратной регенерации, что невозможно сделать с существующими фильтрами.