Статья:

Потенциал и проблемы использования информационных технологий в общеобразовательных организациях

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Павловская К.Н. Потенциал и проблемы использования информационных технологий в общеобразовательных организациях // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Потенциал и проблемы использования информационных технологий в общеобразовательных организациях

Павловская Ксения Николаевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, Армавир
Гурова Евгения Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, Армавир

 

Аннотация. Целью данной статьи является раскрытие потенциала и трудностей при использовании информационных технологий в общеобразовательных учреждениях. Особое внимание уделяется рассмотрению влияния компьютеризации на качество обучения, а также раскрыты примеры использования информационных технологий в образовательной среде.

 

Ключевые слова: информационные технологии; система образования; графика; системные и прикладные программы; компьютеризация; электронное обучение.

 

В настоящее время  россияне проявляет большой интерес к современной системе образования. Зачастую многие из них - родители школьников, которые обеспокоены образованием своих детей. Сейчас многие люди, несвязанные с образовательной сферой, легко могут заметить проблемы в системе образования, но наиболее остро ощущают существующие проблемы-учителя.

В современном общественном развитии информационно-коммуникационные технологии распространены повсеместно, во всех сферах человеческой деятельности. Они охватывают все жизненное пространство и образуют всемирную информационную систему, затрагивающую каждого.  Сейчас невозможно представить ход прогресса без применения инновационных технологий.

Центральным ядром данного этапа является компьютеризация образования. С начала XXI века Министерство образования Российской Федерации уделяло большое внимание информатизации  и компьютеризации учебного процесса, так как использование информационных технологий может в разы увеличить количество педагогических методов обучения и их качество [1]. В 2002 году Министерством образования Российской Федерации был разработан «Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям» [2]. Он имел цель приобщить образовательную систему к последним достижениям технологического прогресса, целью повышения качества образования. Внедрение данного нововведения позволило использовать компьютер не только в рабочей среде, но и в образовательной практике на уроках.

Компьютерные технологии уже на протяжении более чем 20 лет проникают во все сферы человеческой деятельности. Практически нет отраслей деятельности, в которой бы не использовались электронно-вычислительные системы. Конечно, сфера образования не стала исключением. Как раз в данной отрасли, компьютеры рассматриваются как неотъемлемая часть  образовательного процесса, а не дополнение к нему. [6].

Но нельзя утверждать, что в образовательном процессе компьютер используется в полном объеме. В основном это связано с тем, что информационные технологии еще не до конца нашли свое применение в школе. В учебных заведениях реализуются не все его возможности компьютерных технологий. Многие учителя, приверженцы в большей степени традиционной системы обучения, мало знакомы с новыми информационными технологиями и не владеют способами их использования в процессе обучения. Казалось бы, это ушло в прошлое и все активные пользователи ПК, но нет. В большей мере, уроки с применением компьютера проводят учителя информатики, в силу своей квалификации. Но и они могут не быть в полной мере обучены современным программам и системам. Многие учителя слабо представляют условия, необходимые при использовании компьютерных технологий для обучения отдельным предметам.

Распространение новых компьютерных технологий имеют существенное влияние на увеличение количества учебных тем в рамках обучения информатики, что увеличивает нагрузку в учебном процессе на учащихся. Проблема комплексного применения компьютерных технологий в образовательной среде на данный момент вызывает повышенный интерес в российской педагогической науке. Именно поэтому, учителя информатики обязаны совершенствовать свои знания и методику преподавания. Но не все к этому готовы. Бывают ситуации, когда педагоги высказывают следующее: «Нас этому не учили. Нам не давали такой материал. На курсах мы не осваивали эти программы». Помимо этого, школьная программа чрезвычайно перегружена теоретическими знаниями, что не позволяет в полной мере реализовать потенциал полученных знаний на практике, просто не остается времени. Возможно, и сами школьники не считают нужным учиться работе с компьютером, так как думают, что все знают и умеют. Но, тем не менее, требования к современным педагогам растут, как и растет роль компьютеризации и информатизации образования. И педагоги обязаны повышать свою квалификацию и совершенствовать свои знания.

Модернизация системы российского образования позволяет расширять потенциал инновационного развития общества. Она основана на применении новых подходов к развитию образования. ФГОС, реализованный повсеместно в систему образования, позволяют внедрять системно ­– деятельностный и компетентностный подходы в обучении учащихся. Использования новейших педагогических технологий, направленно на формирование универсальных учебных действий  школьников, а это, несомненно, соответствует требованию Федерального государственного образовательного стандарта.[4].

В последнее десятилетие школьное образование перенесло масштабную компьютеризацию: кабинеты были оснащены интерактивными досками, средствами мультимедийных ресурсов и др. Сейчас невозможно представить школьный класс без наличия компьютера, интерактивной доски и различных средств компьютерной техники. Информационные технологии делятся на два вида: аналоговые; цифровые.

Аналоговые информационные технологии представляют информацию в виде непрерывной случайной величины.

Цифровые информационные технологии используют корпускулярный способ представления информации. Цифровое представление информации защищает ее от помех, в том числе при передаче по каналам связи.

Таким образом, информационные технологии и информатика тесно взаимосвязаны. Под информатикой понимают науку о средствах, методах и технологиях, а также их автоматизации и функционирования. Как учебный предмет информатика должна формировать мышление учеников, передавать навыки практического применения. Информатика призвана формировать у учащихся приемы работы с информацией. [3].

На уроках информатики развивается системное восприятие мира, осваиваются информационные связи природных и социальных явлений, развивается аналитическое мышление,  которое подразумевает под собой способность оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе аргументированные решения. Перечисленные приобретаемые навыки  требуют от школьников дополнительных возможностей, а от педагогов - применения  инновационных средств обучения [4].

Если проследить методику преподавания информатики в школе то можно с уверенностью утверждать,  что зачастую учителя информатики не реализуют богатый резерв своего предмета и не ставят цель активно участвовать при развитии мыслительных функций учеников в течение изучения предмета информатика и ИКТ [5].

На каждом школьном предмете компьютерные технологии могут оказать помощь, предоставляя возможность продемонстрировать наглядность. Помимо этого, существует множество различных программ, при помощи которых можно рассмотреть модели объектов, мгновенно произвести какие-либо сложные вычисления. Это все позволяет существенно сэкономить время, это позволяет сделать то, что в реальной жизни сделать зачастую либо сложно, либо невозможно [6].

К примеру, на уроках биологии перед учениками стоит задача проследить рост растений. В реальных условиях это бы заняло не один месяц, но при помощи современных компьютерных технологий можно имитировать рост растений и проследить за основными стадиями процесса всего за несколько минут. Применяя информационные технологии в образовании, необходимо помнить нормативном документе ФГОС. Он включает в себя требования к формированию у школьников всесторонних, логических универсальных учебный действий, к ним можно отнести анализ, сравнение, обобщение синтез и другие. Каждое действие подлежит применению в ходе учебного процесса, для выполнения поставленных задач и требований.  В период практического обучения педагогу необходимо также выстроить интеллектуальную деятельность учащихся на всех этапах урока и на уроках разной целенаправленности.

Преимущества применения информационных технологий:

- использование информации  различного рода (видео, аудио) при проведении занятий;

- использование графической информации на занятиях;

-  быстрый контакт между педагогами и учениками [5].

Информационно-коммуникационные технологии очень упрощают приемы получения знаний. Если, буквально, двадцать лет назад нужно было приложить немало усилий, чтобы отыскать нужную информацию, то теперь все необходимое лежит на поверхности, стоит только захотеть найти что-либо. С каждым годом использование компьютерных технологий в российском образовании  динамично прогрессирует. Все это ведет к новой отрасли в системе образования – «электронной педагогики». Данное новшество должно обеспечить стремительное развитие образования и его качественное улучшение.

 

Список литературы:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС. 1994.- 336 с.
2. Красовская Л.В. Использование современных информационных технологий при изучении информатики в школе / Л.В. Красовская, А.С. Зубенко, Н.С. Саляева, Е.В. Чуева. - Ялта: Тенденции развития высшего образования в новых условиях, 2016. – 218 с.
3. Лыфенко А.В. Проблемы преподавания учебного предмета «Информатика и ИКТ» в средней школе // Международная конференция «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе». ФГБОУ ВО МПГУ/ Под ред. Т.Б. Захаровой, Н.К. Нателаури. - М.: МПГУ, 2016. - 397 с.
4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения - Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Международная научно-практическая Интернет-конференция. - М., 2005. - С. 50-55.
5. Скаковская Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н.Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России. -2010. - № 3. - С. 61-67.
6. Сулла Р.В., Красовская Л.В. Информационные технологии в школьном образовании // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2017. -С. 521-523.