Статья:

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВУ И КОРРУПЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ибрагимов Х.Ш. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВУ И КОРРУПЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВУ И КОРРУПЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ

Ибрагимов Хаджимурад Шамильевич
магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Костюк Михаил Федорович
научный руководитель, д-р. юрид. наук, профессор кафедры экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Проблема противодействия коррупции и мошенничества в строительном бизнесе находится в последнее время в центре внимания как научного сообщества, так и общественности, включая бизнес-сообщество. В сфере строительного бизнеса данный вопрос представляется особенно актуальным ввиду того, что данная сфера является одной из самых криминогенных секторов финансово-хозяйственной деятельности. Используемые в настоящее время способы противодействия мошенничеству и коррупции в строительном бизнесе не доказывают своей эффективности в полном объеме. В связи с этим, необходим анализ существующих методов противодействия, а также выработка новых методов противодействия мошенничеству и коррупции в строительном бизнесе.

Abstract. The problem of combating corruption and fraud in the construction business has recently been in the focus of attention of both the scientific community and the public, including the business community. In the construction business, this issue is particularly relevant due to the fact that this area is one of the most criminogenic sectors of financial and economic activity. Currently used methods of countering fraud and corruption in the construction business do not prove their effectiveness in full. In this regard, it is necessary to analyze the existing methods of counteraction, as well as the development of new methods

 

Ключевые слова: коррупция, мошенничество, строительный бизнес

Keywords: corruption, fraud, construction business

 

В качестве основных причин высокого уровня коррупции и мошенничества в сфере строительства в Российской Федерации в доктрине выделяются такие факторы, как неэффективность правовых норм в части регулирования ответственности за правонарушения; формальный характер реализации предусмотренных антикоррупционных мер; стагнация в международном сотрудничестве по противодействию коррупции [1].

Основным направлением в борьбе с коррупцией и мошенничеством является совершенствование правового регулирования противодействия указанным преступлениям.

Так, в сфере борьбы с коррупцией в последнее время приняты различные нормативные правовые акты, среди них главным выступает Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [6].

Помимо данного закона, приняты методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, согласно которым основными принципами борьбы с коррупцией являются принцип личного примера руководства; ответственности и неотвратимости наказания; открытости бизнеса; постоянного контроля и регулярного мониторинга и другие [2].

Важную роль в противодействии мошенничеству и коррупции в строительном бизнесе играют общественные организации, которые осуществляют меры по борьбе с коррупцией и мошенничеством.

Интересы всех категорий предпринимательства, в том числе строительной отрасли, на сегодняшний день представляют четыре крупнейших объединения: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Опора России и Деловая Россия. Несмотря на их работу и прилагаемые усилия, согласование позиций бизнеса и органов власти происходит не без затруднений.

Одним из направлений борьбы с коррупцией в сфере строительного бизнеса можно выделить совершенствование системы государственных закупок на строительные работы с целью возможности участия в них всех предприятий при наличии допуска саморегулируемых организаций (далее-СРО) и финансовых гарантий, вне зависимости от их масштаба.

Для этого необходимо ограничить искусственное укрупнение лотов, практику искусственной конкуренции, пресечь злоупотребление при определении стоимости закупаемой продукции из личной выгоды заказчика, а также пресечь расчеты с подрядчиком за невыполненные работы.

Принимаемые в последнее время нормативные правовые акты направлены на повышение прозрачности и объективности осуществления закупок в строительной сфере, возможности участия малых и средних предприятий и в то же время наиболее опытных и компетентных из них.

К числу подобных нормативных актов относится Постановление Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г., в котором были изменены требования к участникам государственных закупок по строительству, порядок подтверждения опыта и квалификации, введен дифференцированный стоимостный порог для федеральных и региональных проектов по строительству [3].

Повышению прозрачности сферы закупок также способствует введение электронного документооборота. Например, в Санкт-Петербурге функционирует единая система строительного комплекса для проведения процедуры государственной экспертизы проектной и инженерной документации и информационная система обеспечения градостроительной деятельности, в которой можно получить градостроительные планы земельных участков, сведений, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию [4].

В качестве одного из пяти направлений по улучшению инвестиционного климата в стране в плане мероприятий на 2021-2024 годы Правительство РФ указало подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. В рамках данного направления планируется переход на электронную форму подачи заявлений на подключение к сетям [5].

Таким образом, с помощью вводимых информационных технологий и электронного документооборота становится проще получать разрешительную документацию, документы о соответствии объекта строительным нормам и правилам, а также выиграть государственный контракт даже небольшим компаниям.

Подводя итог, отметим, что основным способом противодействия мошенничеству в сфере строительства является ужесточение требований к документообороту при осуществлении сделок с недвижимостью или заключения договоров на строительные работы и материалы, повышение бдительности регистрирующих, контролирующих, налоговых и иных государственных органов, а также общественности.

 

Список литературы:
1. Белошедов В.А. Методы и механизмы противодействия коррупции в сфере строительства // Вопросы студенческой науки. 2021. №4.
2. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) // СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2020 № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 890-р» // Собрание законодательства РФ. 06.07.2020. № 27. Ст. 4209.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.2017 № 658 «Об установлении случаев направления документов для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и выдачи таких разрешений исключительно в электронной форме» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. 16.08.2017.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р (ред. от 24.07.2021) «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 21.01.2019. № 3. Ст. 266.
6. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. № 266. 30.12.2008.