Статья:

ОБЗОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЫНКА РОССИИ В 2022 ГОДУ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Навоченко А.А. ОБЗОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЫНКА РОССИИ В 2022 ГОДУ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЗОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЫНКА РОССИИ В 2022 ГОДУ

Навоченко Анастасия Алексеевна
студент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Слепухин Владимир Геннадьевич
научный руководитель, канд. эк. наук, доцент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Железнодорожный рынок в 2022 г. претерпел кардинальные изменения. Во-первых, в связи с санкциями сократилась погрузка на сети РЖД, ввелся запрет определенных номенклатур товаров в «недружественные» страны, а также ушли с рынка крупные собственники контейнеров.

Во-вторых, с 1 июня 2022 г. произошла индексация тарифов РЖД на грузовые перевозки. Отменены льготы для перевозок угля. Все это привело к дополнительной финансовой нагрузке на грузоотправителей, что повлекло за собой снижение погрузки и инвестиционной деятельности по приобретению нового подвижного состава [6].

Также в России образовался дефицит новых кассетных подшипников из-за санкций, так как в основном они были импортными. В настоящее время риск остановки производства из-за отсутствия наличия кассетных подшипников полностью минимизирован. Им на смену стали закупать у Китая БУ подшипники и делать их ремонт. К концу 2023 года отечественные производители кассетных подшипников сертифицируют подшипник из полностью отечественных компонентов [5].

Стоит отметить, что вырос спрос на экспортные и транзитные перевозки через Казахстан, Белоруссию и Азербайджан. В целом, направление грузопотока поменялось за последний год с «север-юг» на «запад-восток». Стал расти спрос на перевозки на восточных полигонах.

В связи с событиями за 2022 г. снизилось производство деталей для грузовых вагонов.

Декабрь 2022 г. сохранил тренд на снижение выпуска комплектующих для вагонов. Производство цельнокатаных колес сократилось на 10%, в основном за счет снижения поставок из-за рубежа. При этом сократился и выпуск российских изделий: если в ноябре производство цельнокатаных колес уменьшилось на 1,2%, то в декабре – на 3,9%. Выпуск боковых рам и надрессорных балок снизился на 29,5 и 27,5% соответственно.

Основной спад произошел уже не только за счет сокращения спроса в вагоностроении, но и за счет снижения потребления запчастей в депо. В декабре 2022 года было отремонтировано 42 437 вагонов, что на 22,9% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Иными словами, спад заказов усилился. Существенных закупок операторами запчастей в запас с середины лета также не наблюдалось.

Ранее потребность в запчастях росла – сначала в период активизации заказов новых вагонов, а потом на фоне массовой отправки вагонов в плановый ремонт, когда сказался эффект отложенного спроса, который произошел в период низких ставок аренды вагонов. По инерции рост выпуска вагонов из ремонта продолжился, достигнув пикового значения в июле (+45,1%).  Однако в конце 2022 г. ситуация существенно изменилась [7].

В декабре, по данным металлотрейдеров, прайсы на металл хотя и не были стабильными, тем не менее снова пошли вверх. По данным Росстата, в металлургической отрасли цены в среднем повысились на 0,8% по сравнению с ноябрем. И мало кого могло утешить, что они оказались на 13,6% ниже, чем в декабре 2021 года: всем известно, что это был период, когда прайсы на металлоизделия взлетели вверх.

Ремонтники сейчас оказались в тяжелом положении (как и вагоностроители): на депо давит снижение объемов заказов и общий рост расходов. А в декабре 2022-го ситуация несколько ухудшилась в связи с подорожанием металла. Тренд на снижение цен, как ожидалось, у трейдеров будет преодолен в 2023 году на фоне роста спроса на черные металлы в ряде сегментов российской экономики (выпуск металлоконструкций, метизов, стальной заготовки для судостроения). Однако этот процесс пошел уже в декабре 2022-го. В таком случае следует ожидать подорожания литых деталей вне зависимости от объемов производства подвижного состава и его ремонта [9].

В Таблице 1 представлены объемы выпуска основных новых компонентов для грузовых вагонов в 2021–2022 гг.

Таблица 1.

Объем выпуска основных компонентов (новых) для грузовых вагонов в 2021–2022 гг., ед., %

Продукция

12 мес. 2021, ед.

12 мес. 2022, ед.

%

Колеса цельнокатаные

1 547 389

1 646 155

+6,4

в т. ч. колеса отечественного производства

1 374 705

1 449 225

+5,4

Боковые рамы

293 728

248 181

-16

Надрессорные балки

146 403

119 105

-19

 

Из таблицы мы видим, как количество производимых колес увеличилось в 2022 г. на 6,4%, в то время как производство новых боковых рам и балок существенно снизилось (на 16% и 19% соответственно).

Далее проанализируем рабочий парк вагонов в сети РЖД в 2022 г.

Таблица 2.

Рабочий парк вагонов на сети РЖД в 2022 г. в среднем в сутки по месяцам, ед.

Тип подвижного состава

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Крытые вагоны

45 126

46 134

45 708

45 107

45 828

45 557

46 744

47 454

44 992

46 974

43 770

42 790

Платформы

33 143

33 832

33 273

32 151

31 942

29 836

32 295

32 701

31 175

32 709

33 603

34 542

Полувагоны

511 878

525 061

525 448

529 969

538 064

497 245

541 200

546 927

492 791

500 858

540 923

543 470

Цистерны

229 983

232 861

230 572

227 573

225 935

231 898

227 304

229 508

233 635

229 680

227 079

229 253

Рефрижераторы

2752

2741

2713

2678

2640

2764

2674

2688

2959

2744

2774

2805

Прочие

213 773

218 764

221 180

224 610

224 440

205 091

224 593

226 018

197 931

211 577

227 603

230 252

Итого

1 036 655

1 059 393

1 058 894

1 062 088

1 068 849

1 012 391

1 074 810

1 085 296

1 003 483

1 024 542

1 075 752

1 083 112

 

Рабочий парк вагонов в декабре вырос по сравнению с предыдущими месяцами, оставаясь, тем не менее, ниже августовского максимума.  Но при этом рабочий парк вырос к декабрю 2021 года (+4,8%).

Снижение наблюдалось только в отношении показателя крытых вагонов (-5,5%). Рабочий парк цистерн в декабре 2022-го несколько увеличился по сравнению с ноябрем того же года, но практически не изменился по отношению к декабрю 2021-го.

Тем не менее перевозчик продолжает считать в целом количество подвижного состава на сети профицитным [7].

Таким образом, ситуация на железнодорожном рынке в 2022 году произошло множество изменений: как положительных, так и отрицательных.

На рынке вагоностроения в 2023 году ожидается охлаждение. В конце 2022-го его уже почувствовали вагоностроители.

Снижение закупок произошло несмотря на то, что ряд лизинговых компаний предоставили выгодные условия для приобретения нового парка, и некоторые операторы этим воспользовались. Осень укрепила обозначенный в августе тренд на сокращение закупок вагонов, а также отправки подвижного состава в дорогостоящие виды планового ремонта.

 

Список литературы:
1. Комарова А.О. Анализ перспективных направлений средне- и долгосрочного научно-технического развития железнодорожной отрасли // Столыпинский вестник. – 2020. – №2. – С. 99–127.
2. Каталог организаций] / Vagon1520 Единая информационная площадка ЖД вагонов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vagon1520.ru/catalog (дата обращения 11.04.2023).
3. ЛЕНТА Vgudok. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vgudok.com/lenta (дата обращения 10.04.2023).
4. Новости ЖД транспорта / РЖД Парнер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/ (дата обращения 14.04.2023).
5. Развитие железнодорожной инфраструктуры в условиях санкций / Delovoy profil (расширяя горизонты) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/analitiki-gruppy-o-perspektivakh-razvitiya-zheleznodorozhnoy-infrastruktury-v-rossii/ (дата обращения 20.04.2023).
6. Рынок грузового железнодорожного транспорта России / INFOLine – Аналитика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infoline.spb.ru/upload/iblock/d87/d87543b232ee03d52088045b2b6026fb.pdf (дата обращения 15.04.2023).
7. Рынок железнодорожных грузовых перевозок в 2022 г. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/821965309 (дата обращения 07.03.2023).
8. Состояние рынка перевозок грузов и производства грузовых вагонов в 2021 году / Институт проблем естественных монополий. - 2023. – [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ipem.ru/content/sostoyanie-rynka-perevozok-gruzov-i-proizvodstva-gruzovykh-vagonov-v-2021-godu/ (дата обращения 25.03.2023).
9. Эксперты ИПЕМ представили прогнозы по основным показателям железнодорожной отрасли на 2023 год / Институт проблем естественных монополий. - 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipem.ru/content/eksperty-ipem-predstavili-prognozy-po-osnovnym-pokazatelyam-zheleznodorozhnoy-otrasli-na-2023-god/ (дата обращения 25.03.2023).