АНАЛИЗ СТАВОК ОПЕРАТОРОВ ПОЛУВАГОНОВ В МАРТЕ 2023 Г.
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АНАЛИЗ СТАВОК ОПЕРАТОРОВ ПОЛУВАГОНОВ В МАРТЕ 2023 Г.
В марте 2023 года базовая ставка аренды полувагона осталась на уровне предыдущего месяца (2300 руб./сут.). Предполагалось, что ее рост продолжится на фоне ожиданий весенней прибавки погрузки на сети. Однако этого не произошло. В марте на ряде направлений структура отправок изменилась, и не в пользу грузов в полувагонах. Это внесло некоторую сумятицу в настроения, что сохранило высокую волатильность коридора ставок. Основная причина – неустойчивость общей ситуации на сети [2].
С одной стороны, пути стали освобождать от брошенных поездов, что несколько улучшило доходность полувагонов. Вместе с тем подвижной состав стал больше простаивать на путях необщего пользования. И операторы были вынуждены чаще взыскивать штрафы за передержки полувагонов под грузовыми операциями. В некоторых случаях клиентам стало сложнее собирать пулы. За подсыл порожнего вагона чаще обычного приходилось доплачивать.
В итоге фактические расходы клиентов на использование полувагонов выросли. Но это пока не сказалось на базовых ставках аренды. Следует отметить, что весной отправители стали осторожнее. Они не очень-то были готовы брать подорожавший подвижной состав на ЭТП «Грузовые перевозки», где в марте индекс доходности полувагона вырос на 3% к февралю 2023 года. Если в целом на сети плечо перевозок в полувагонах увеличилось, то на ЭТП «Грузовые перевозки» оно, напротив, уменьшилось. Это значит, что с площадки старались привлечь парк в основном в короткие рейсы. Причем в первые 2 недели апреля указанный индекс доходности откатился назад по сравнению с аналогичным периодом начала марта на 5% [1].
Рисунок 1. Ставки операторов на полувагоны
Нервно отреагировал на ситуацию в марте и другой индикатор – индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 на бирже вагонов: после 4 месяцев устойчивого роста он в начале весны неожиданно снизился на 3,5% по сравнению с февралем 2023 года. Подобный разнобой свидетельствует о рисках разнонаправленного движения базовых ставок аренды полувагона: в дальнейшем они могут качнуться как вверх, так и вниз. Вверх может толкать позитив в динамике погрузки, повышение устойчивости обновленных цепочек поставок и общая ситуация на железнодорожной сети [5].
Тем не менее есть и факторы, которые влияют на снижение ставок аренды на споте. Среди них – давление профицита парка и риски, связанные с появлением новых форс-мажорных событий для экспортеров. Как отметили представители операторов, логистика на сети продолжает подстраиваться под новые рынки сбыта.
В сложившихся условиях операторы вынуждены были корректировать свою деятельность, реагируя на потребности клиентов. А последним пришлось искать новых потребителей на внешних рынках и расширять продажи внутри РФ. Причем если ранее в структуре погрузки на сети РЖД росла доля отправок внутри РФ, то в марте стали увеличиваться перевозки на экспорт. Соответственно, выросла зависимость объемов отправки в полувагонах от состояния внешних рынков. Многие грузы тяготели в большинстве своем по инерции к Восточному полигону. В основном это был уголь.
Однако увеличилась доля номенклатур, адаптировавшихся к санкциям и к следованию в других направлениях. Впервые с начала прошлого года ни на востоке, ни на юге, ни на северо-западе РФ в морских портах не было отрицательной динамики. А погрузка железнодорожного экспорта сухих грузов в адрес портов увеличилась на 3,9%, до 86,2 млн т. Основным драйвером был уголь. Более всего прибавка была заметной на юге. Кроме того, улучшилась ситуация в Усть-Луге. Повысился спрос на экспорт в полувагонах и на мурманском направлении. Итак, во многом спрос на полувагоны определял уголь. На втором месте – щебень [5].
В марте погрузку стройгрузов поддержала реализация крупных проектов по строительству объектов автодорожной и железнодорожной инфраструктуры. Уголь вернулся к докризисным показателям. Этому способствовало восстановление экспортных объемов и их переориентация на новые рынки сбыта. Однако если уровень погрузки щебня ожидается устойчивым, то этого нельзя сказать об угле. По прогнозам РЖД, перевозки угля в 2023 году могут снизиться из-за замедления внутреннего спроса. Прирост может быть только за счет экспорта. Однако следует иметь в виду, что мировые цены на уголь сейчас склонны к снижению. На этом фоне маржинальность продаж за рубеж уменьшается.
По итогам I квартала рабочий парк полувагонов практически не увеличился. В данный момент нельзя сказать, что на базовые ставки аренды давит профицит рабочего парка. В сегменте полувагонов сейчас действуют несколько факторов, которые определяют спрос на подвижной состав. Первый – восстановление грузовой базы, увеличение объемов перевозок угля и щебня. Второй – рост дальности маршрутов на фоне разворота экспортной логистики на восток. Третий – высокая численность отставленных от движения вагонов в условиях дефицита инфраструктуры: в марте количество брошенных оценивалось участниками рынка на уровне 8–10% от среднесуточного парка полувагонов на сети [4].
Указанные факторы создают условия, когда для перевозок требуется больше полувагонов, чем обычно. Это компенсирует избыток парка. Однако сейчас нельзя утверждать, что на базовые ставки аренды полувагонов влияют и локальные дефициты, которые образуются из-за заторов на отдельных участках сети. Суммарно спрос и предложение выглядят сбалансированными, что и определило весеннюю стабильность базовых ставок аренды на споте.
Это создает условия для того, что базовые ставки аренды будут тяготеть к стабильности. Но могут быть и локальные реминисценции, например, на восточном или южном направлении перевозок. При сохранении нынешних трендов базовая ставка аренды полувагонов на споте летом будет на уровне 2300–2400 руб./сут.