Статья:

АНАЛИЗ СТАВОК ОПЕРАТОРОВ ПОЛУВАГОНОВ В МАРТЕ 2023 Г.

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Навоченко А.А. АНАЛИЗ СТАВОК ОПЕРАТОРОВ ПОЛУВАГОНОВ В МАРТЕ 2023 Г. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ СТАВОК ОПЕРАТОРОВ ПОЛУВАГОНОВ В МАРТЕ 2023 Г.

Навоченко Анастасия Алексеевна
студент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Слепухин Владимир Геннадьевич
научный руководитель, канд. эк. наук, доцент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

В марте 2023 года базовая ставка аренды полувагона осталась на уровне предыдущего месяца (2300 руб./сут.). Предполагалось, что ее рост продолжится на фоне ожиданий весенней прибавки погрузки на сети. Однако этого не произошло. В марте на ряде направлений структура отправок изменилась, и не в пользу грузов в полувагонах. Это внесло некоторую сумятицу в настроения, что сохранило высокую волатильность коридора ставок. Основная причина – неустойчивость общей ситуации на сети [2].

С одной стороны, пути стали освобождать от брошенных поездов, что несколько улучшило доходность полувагонов. Вместе с тем подвижной состав стал больше простаивать на путях необщего пользования. И операторы были вынуждены чаще взыскивать штрафы за передержки полувагонов под грузовыми операциями. В некоторых случаях клиентам стало сложнее собирать пулы. За подсыл порожнего вагона чаще обычного приходилось доплачивать.

В итоге фактические расходы клиентов на использование полувагонов выросли. Но это пока не сказалось на базовых ставках аренды. Следует отметить, что весной отправители стали осторожнее. Они не очень-то были готовы брать подорожавший подвижной состав на ЭТП «Грузовые перевозки», где в марте индекс доходности полувагона вырос на 3% к февралю 2023 года. Если в целом на сети плечо перевозок в полувагонах увеличилось, то на ЭТП «Грузовые перевозки» оно, напротив, уменьшилось. Это значит, что с площадки старались привлечь парк в основном в короткие рейсы. Причем в первые 2 недели апреля указанный индекс доходности откатился назад по сравнению с аналогичным периодом начала марта на 5% [1].

 

Рисунок 1. Ставки операторов на полувагоны

 

Нервно отреагировал на ситуацию в марте и другой индикатор – индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 на бирже вагонов: после 4 месяцев устойчивого роста он в начале весны неожиданно снизился на 3,5% по сравнению с февралем 2023 года. Подобный разнобой свидетельствует о рисках разнонаправленного движения базовых ставок аренды полувагона: в дальнейшем они могут качнуться как вверх, так и вниз. Вверх может толкать позитив в динамике погрузки, повышение устойчивости обновленных цепочек поставок и общая ситуация на железнодорожной сети [5].

Тем не менее есть и факторы, которые влияют на снижение ставок аренды на споте. Среди них – давление профицита парка и риски, связанные с появлением новых форс-мажорных событий для экспортеров. Как отметили представители операторов, логистика на сети продолжает подстраиваться под новые рынки сбыта.

В сложившихся условиях операторы вынуждены были корректировать свою деятельность, реагируя на потребности клиентов. А последним пришлось искать новых потребителей на внешних рынках и расширять продажи внутри РФ. Причем если ранее в структуре погрузки на сети РЖД росла доля отправок внутри РФ, то в марте стали увеличиваться перевозки на экспорт. Соответственно, выросла зависимость объемов отправки в полувагонах от состояния внешних рынков. Многие грузы тяготели в большинстве своем по инерции к Восточному полигону. В основном это был уголь.

Однако увеличилась доля номенклатур, адаптировавшихся к санкциям и к следованию в других направлениях. Впервые с начала прошлого года ни на востоке, ни на юге, ни на северо-западе РФ в морских портах не было отрицательной динамики. А погрузка железнодорожного экспорта сухих грузов в адрес портов увеличилась на 3,9%, до 86,2 млн т. Основным драйвером был уголь. Более всего прибавка была заметной на юге. Кроме того, улучшилась ситуация в Усть-Луге. Повысился спрос на экспорт в полувагонах и на мурманском направлении. Итак, во многом спрос на полувагоны определял уголь. На втором месте – щебень [5].

В марте погрузку стройгрузов поддержала реализация крупных проектов по строительству объектов автодорожной и железнодорожной инфраструктуры. Уголь вернулся к докризисным показателям. Этому способствовало восстановление экспортных объемов и их переориентация на новые рынки сбыта. Однако если уровень погрузки щебня ожидается устойчивым, то этого нельзя сказать об угле. По прогнозам РЖД, перевозки угля в 2023 году могут снизиться из-за замедления внутреннего спроса. Прирост может быть только за счет экспорта. Однако следует иметь в виду, что мировые цены на уголь сейчас склонны к снижению. На этом фоне маржинальность продаж за рубеж уменьшается.

По итогам I квартала рабочий парк полувагонов практически не увеличился. В данный момент нельзя сказать, что на базовые ставки аренды давит профицит рабочего парка. В сегменте полувагонов сейчас действуют несколько факторов, которые определяют спрос на подвижной состав. Первый – восстановление грузовой базы, увеличение объемов перевозок угля и щебня. Второй – рост дальности маршрутов на фоне разворота экспортной логистики на восток. Третий – высокая численность отставленных от движения вагонов в условиях дефицита инфраструктуры: в марте количество брошенных оценивалось участниками рынка на уровне 8–10% от среднесуточного парка полувагонов на сети [4].

Указанные факторы создают условия, когда для перевозок требуется больше полувагонов, чем обычно. Это компенсирует избыток парка. Однако сейчас нельзя утверждать, что на базовые ставки аренды полувагонов влияют и локальные дефициты, которые образуются из-за заторов на отдельных участках сети. Суммарно спрос и предложение выглядят сбалансированными, что и определило весеннюю стабильность базовых ставок аренды на споте.

Это создает условия для того, что базовые ставки аренды будут тяготеть к стабильности. Но могут быть и локальные реминисценции, например, на восточном или южном направлении перевозок. При сохранении нынешних трендов базовая ставка аренды полувагонов на споте летом будет на уровне 2300–2400 руб./сут.

 

Список литературы:
1. ЛЕНТА Vgudok. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vgudok.com/lenta (дата обращения 10.04.2023).
2. Новости ЖД транспорта / РЖД Парнер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/ (дата обращения 14.04.2023).
3. Развитие железнодорожной инфраструктуры в условиях санкций / Delovoy profil (расширяя горизонты) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/analitiki-gruppy-o-perspektivakh-razvitiya-zheleznodorozhnoy-infrastruktury-v-rossii/ (дата обращения 20.04.2023).
4. Рынок грузового железнодорожного транспорта России / INFOLine – Аналитика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infoline.spb.ru/upload/iblock/d87/d87543b232ee03d52088045b2b6026fb.pdf (дата обращения 15.04.2023).
5. Рынок железнодорожных грузовых перевозок в 2022 г. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/821965309 (дата обращения 07.03.2023).
6. Состояние рынка перевозок грузов и производства грузовых вагонов в 2021 году / Институт проблем естественных монополий. - 2023. – [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ipem.ru/content/sostoyanie-rynka-perevozok-gruzov-i-proizvodstva-gruzovykh-vagonov-v-2021-godu/ (дата обращения 25.03.2023).
7. Эксперты ИПЕМ представили прогнозы по основным показателям железнодорожной отрасли на 2023 год / Институт проблем естественных монополий. - 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipem.ru/content/eksperty-ipem-predstavili-prognozy-po-osnovnym-pokazatelyam-zheleznodorozhnoy-otrasli-na-2023-god/ (дата обращения 25.03.2023).