Статья:

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА В КАЗАХСТАНЕ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Конференция: CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Жумабаев Ж.Р. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА В КАЗАХСТАНЕ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(211). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(211).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА В КАЗАХСТАНЕ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Жумабаев Жамшид Рашидулы
студент, Актюбинский университет им. С. Баишева, Республика Казахстан, г.Актобе
Аяганова Алия Жумабаевна
научный руководитель, к.т.н., доцент, Актюбинский университет им. С. Баишева, Республика Казахстан, г.Актобе

 

Стремительный рост развития рыночной экономики, а также возможное вхождение Казахстана в ВТО и растущие нужды внутреннего рынка ставят новейшие задачи перед экономикой страны. В своем каждогоднем Послании народу Президент Республики Казахстан К.К.Токаев отметил семь ключевых кластеров, определяющих кратковременную специализацию экономики в не сырьевых отраслях. В их числе обозначена и транспортная логистика, которая в будущем должна адекватно удовлетворить потребности экономики и населения в грузовых перевозках и удачно конкурировать на знаменитых рынках.

В нынешних глобальных условиях логистика играет главную, а в некоторых случаях предназначающую роль в промышленном формировании стран. В ряде стран правительство сначала сделало ставку именно на раскручивание логистики как важнейшего фактора стимулирования промышленного развития. В Казахстане этот инструмент также может привнести основной экономический эффект для промышленного рывка.

Транспортно-логистический комплекс (ТЛК) является одной из главных отраслей экономики Казахстана, соответственно, способствует национальному успеху и влияет на самочувствие. Эффективный транспорт позволяет ускорить производственные процессы и только на укрепление межрегиональных и международных экономических отношений не только, но и помогает пополнить государственный бюджет.

Мировой опыт показывает, что национальная экономика рост грузов и пассажиров по внутренним и международным транспортным маршрутам приводит к значительному увеличению объема потока. Увеличение промышленного производства на 1% приводит к увеличению объема трафика на 1,5-1,7% [1]. Развитие КЛК в экономику оказывает мультипликативный эффект, что способствует росту внутренней и внешней торговли делает. Однако в условиях слабого развития транспортной инфраструктуры КЛК эффективность и показатели снижаются, что говорит о том, что страна и ее регионы тормозит социально-экономическое развитие.

Увеличение емкости инфраструктуры за последнее десятилетие и около 3 30 млрд. на основные транспортно-логистические инфраструктурные проекты для развития евразийских транспортных коридоров с учетом контейнерных технологий. инвестированы, сокращены транзитные маршруты

Новые железнодорожные линии Жетыген-Хоргос, Жезказган-саксаул-Бейнеу построен. Обеспечивал транспортное сообщение внутри страны до 1000 км и с востока на Запад. Железнодорожная линия Иран-Казахстан-Туркменистан грузовая обеспечение доступа потоков к морским портам Персидского залива и в будущем КЛ Казахстана получит доступ к индийским торговым потокам может. В целом, основная сеть магистральных железных дорог в республике образована, большая часть автомобильных дорог республиканского значения обновлена, увеличена пропускная способность портовой инфраструктуры на Каспии, парк обновлено, включает взлетно-посадочные полосы, грузовые терминалы, пассажирские и реализована масштабная программа по строительству и модернизации дорог.

Долгосрочное развитие КЛК для Казахстана в региональном плане в мире имеет стратегическое значение, занимая девятое место. Благоприятный Казахстан геоэкономическое размещение грузов и пассажиров в международном на получение экономических бонусов за счет развития транзитных перевозок создает благоприятные возможности. Основное преимущество-через Россию транзитом по сравнению с морским путем и в два раза больше времени на транспортировку масляного транзита и до тысячи километров сокращение [2].

В Казахстане ведется целенаправленная работа, поставленная лидером нации, Президентом и Правительством Казахстана и направленная на развитие КЛК. Основные задачи включают улучшение качества транспортно-логистических услуг мирового уровня, расширение доступности глобальных направлений на казахстанский экспорт, увеличение международного транзита товаров и пассажиров через страну, снижение транспортных затрат и повышение конкурентоспособности Казахстана на мировом рынке.  Данное исследование является вкладом союза транспортных работников Казахстана KAZLOGISTICS и «Института исследований современного общества» (MSSI) в разработку государственной политики, стратегий и программ развития и содержит концептуальные предложения по разработке комплексного плана развития транспортно-логистического комплекса Казахстана до 2030 года.  Проект реализован благодаря целевому финансированию корпоративного фонда "KAZLOGISTICS".

Если говорить о раскручивании логистики, то здесь скопился некоторый комплекс решений, а это вопрос касается как раскручивания инфраструктуры, так и раскручивания технологий, информационной содействия, образования единого информационного пространства. Основные задачи логистики — конечно, это обеспечение доступности и конкурентоспособности услуг, ликвидация диспропорций, комплексное развитие инфраструктуры, увеличение пропускной способности, создание интегрированной системы логистических центров и создание информационной поддержки.

Казахстан находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет достаточный потенциал быть значимым звеном трансконтинентального моста Европа — Азия. В республике уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан, по трем приоритетным направлениям:

1. Россия, страны Европы и Балтии;

2. Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии;

3. Страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция.

Но на нынешний день, имеющиеся объемность транзита очень невелики в сравнении с казахстанским транзитным потенциалом. Возможность нашей страны запрашивается в сумму порядка более 2 млрд. долларов США в год. Сейчас же реально республика получает порядка 800 млн. долларов США. Через Казахстан в центральном следуют грузопотоки регионального транзита: между Россией и Центральной Азией, Китаем и Центральной Азией. Практически не освоен транзит между странами Юго-Восточной Азии и Россией, государствами Европы.

Во всем вселенной логистика сама показывается очень рентабельным сегментом. Известный рынок транспортной логистики оценивается в 2,7 трлн. долларов США, т. е. порядка 7% мирового ВВП. В развитых странах доля транспортной логистики составляет на уровне 13–14% от ВВП. Так, в Ирландии этот показатель достигает 14,2%, в Сингапуре-13,9%, Гонконге-13,7%, в Германии 13,0% и т. д. Это свидетельствует о том, что эти страны обращают особое внимание развитию данного сектора, как одного из источников национального дохода. В Казахстане этот показатель приблизительно равен 8%.

Вывод: Транзитный потенциал нужно рассматривать как точку экономического роста страны. Для этого нужно обеспечить повышение привлекательности и создание самой современной эффективной транспортно-логистической системы в СНГ. А также совершенствование транспортно-логистических операций на любом виде транспорта с учетом предоставления широкого спектра услуг, предложение конкурентоспособных тарифов; дальнейшее совершенствование коридоров для транзитных грузопотоков на постоянной линейной основе, где будут четко определены сроки прохождения, стоимость и систематичность использования данных коридоров; организация и разработка оптимальных условий и инфраструктуры для входящих и выходящих грузопотоков с последующим локальным распределением до конечных пунктов назначения и т. д. И это еще далеко не полный список задач, которых нужно выполнить, чтобы максимально использовать транзитный потенциал Казахстана. Если это будет сделано, то Казахстан значительно ощутит вклад транспортной логистики в экономическом развитии.

 

Список литературы:
1. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Г. Г. Левкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. 
2. Логистика : монография / В. В. Багинова, Л. С. Федоров, Е. А. Сысоева [и др.] ; под ред. В. В. Багиновой. – Москва : Прометей, 2020. – 292 с.
3. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1050.