ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Конференция: CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN BASED ON MODERN ENGLISH-LANGUAGE CARTOONS
Marjonakhon Oripova
Student, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan
Lucia Khismatullina
Supervisor Candidate of Philology, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan
Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме формирования социокультурной компетенции учащихся на основе современных англоязычных мультфильмов. Авторы рассматривают проблемы, связанные с межкультурным пониманием и коммуникацией, а также подчеркивают значимость уважения культурных различий и умения взаимодействовать с людьми из разных культур. В статье представлены примеры англоязычных мультфильмов, которые могут быть использованы для формирования социокультурной компетенции учащихся.
Abstract. This article is dedicated to the relevant topic of forming the socio-cultural competence of students based on modern English-language cartoons. The authors discuss issues related to intercultural understanding and communication, and emphasize the importance of respecting cultural differences and the ability to interact with people from different cultures. The article provides examples of English-language cartoons that can be used to develop students' socio-cultural competence.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, образование, иностранный язык, средства обучения, англоязычные мультфильмы, видеоматериалы.
Keywords: sociocultural competence, education, foreign language, teaching materials, English-language cartoons, video materials.
Сложившаяся в мире социально-политическая ситуация в первую очередь говорит о том, что человечеству необходимо формирование новых мировоззренческих приоритетов. Это поможет человечеству в итоге избежать назревающего цивилизационного конфликта. Этот конфликт, в случае его игнорирования приведет к тому, что в обществе произойдет резкий росту ксенофобии, начнется бурный рост враждебности к другим народам из-за того, что национально культурные разногласия в обществе усилятся [1, c. 45]. В процессе изменения социальной реальности в первую очередь необходимо изменить систему образования, ведь именно через него государство способно влиять на то, как человек будет способен воспринимать общественные процессы.
На данный момент отражение сложившейся ситуации можно наблюдать во многом, например, в ужесточении требований к уважительному отношению к истории и культуре народов, это стало одним из основополагающих мировоззренческих приоритетов современной эпохи в главные документы, определяющие содержание образования [3, c. 9]. Так, согласно 26 статье Всеобщей Декларации прав человека: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Основной целью образования на данный момент является обеспечение образования, которое в последствии должно дать толчок обеспечению адекватной мировой культуры в обществе. Кроме того, оно должно формировать в людях желание совершенствовать то общество, в которой они были интегрированы. Образование в первую очередь должно содействовать процессу воспитания в людях таких качеств, как: взаимопонимание, сотрудничество и снисходительность к другим людям. Это не должно завесить от того, какой веры, национальности, этнической, религиозной и социальной принадлежности будет человек, вне зависимости от этого от человека требуется умение осуществлять межкультурную коммуникацию [5, c. 225]. В этом случае, «социокультурная коммуникация представляет собой общение между представителями различных культур как через непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и через опосредованные формы коммуникации (язык, речь, письменность, электронную коммуникацию)» [4, c. 11].
С точки зрения теории межкультурной коммуникации межкультурная компетентность представляет собой способность добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями других культур, создавая тем самым новую межкультурную коммуникативную общность. В число ученых, которые занимались изучение проблемы в данной отрасли, относятся: Рот Ю. Елизарова Г. В. Они определяли данную проблему, как: «компетенция особой природы, основанная на знаниях и умениях, способность осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата общения» [1, c. 67]. Следовательно, межкультурная компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения с партнерами из других культур, как на бытовом, так и на профессиональном уровне.
Именно поэтому важной частью образовательного процесса является изучение основного иностранного языка – английского. Данный процесс начинается с первого или со второго года обучения в образовательных организациях. В начальной школе английский преподается в составе такой дисциплины, как иностранный язык [3, с. 10]. Эта дисциплина призвана создать у детей фундамент для дальнейшего развития интереса в изучении иностранных языков. По программе ФГОС английский язык изучается с 1 по 11 класс, с каждым годом становясь предметом с более узким и углубленным форматом изучения [5, с. 44]. Методика преподавания английского языка в 2–11 классах включает в себя изучение всех аспектов современного состояния и дальнейшего развития языка. Например, Жувикина Н. Н., Феоктистова И. В. в статье «Нетрадиционные уроки при обучении английскому языку» пишeт, что методика обучения английскому языку представляет собой «межотраслевую общеобразовательную дисциплину, которая находится на стыке нескольких наук (педагогика, психология, философия, лингвистика и социальная педагогика) и определяет принципы, методы, приемы и содержание обучения английскому языку, а также закономерности усвоения знаний и умений по данному учебному предмету». В соответствии с требованиями ФГОС при обучении английскому языку в 2–11 классах основными задачами педагога становятся следующие [6, с. 340]:
- Обучить детей в возрасте 8–17 лет полноценной устной речи, а не только правилам письма;
- Привить любовь к иностранному языку, показав его значимость в современной лингвистической структуре мира;
- Развить в равной мере творческое и логическое мышление при использовании английского языка.
Включение национально-культурного компонента в обучение иностранному языку возможно благодаря использованию необходимых инструментов, которые способствуют эффективному усвоению данного аспекта. Одними из таких инструментов являются национально-культурно маркированные лексические единицы, характеризующие нюансы языка, связанные с конкретным культурным контекстом. В данном контексте появляются вопросы управляемости, т.е. понимания социокультурных и семантических значений этих единиц, на что оказывает существенное влияние культурный фон учащихся общеобразовательных учреждений [1, c. 53]. Одной из существенных задач является классификация типов лексических единиц, связанных с национально-культурным контекстом, чтобы эффективнее управлять ими на процессе обучения.
На современном этапе обучения иностранному языку в средней школе большое внимание уделяется использованию видеоматериалов при обучении английскому языку. Сегодня в видеоматериалах освещаются материалы разной тематики: общественно-политической, художественно-публицистической, информационной, аналитической [4, c. 226]. Как уже было отмечено выше, перед учителем средней школы стоит сегодня нелегкая задача поиска новых средств повышения мотивации к изучению иностранного языка. Необходимо отметить, что работа, казалось бы, с аутентичными видеоматериалами может дать положительный результат при интересной организации учебного процесса [2, c. 63].
На 2023 год существует множество видеоматериалов, которые могут быть использованы в качестве средства обучения на уроках иностранного языка в школе в процессе формирования социокультурной компетенции. В первую очередь, это могут быть мультфильмы с субтитрами. Подобного рода видеоматериалы могут быть полезны для учеников, так как они улучшают понимание высказываний на иностранном языке и позволяют изучать различные темы. Эти материалы помогают улучшить навыки понимания речи на иностранном языке, так как привлекают внимание учащихся [6, c. 341]. Как было отмечено ранее формирование социокультурной компетенции является одной из ключевых задач образования в современном мире, так как понимание и уважение культурных различий и умение взаимодействовать с людьми из разных культур являются необходимыми условиями для эффективной коммуникации и развития индивидуальной и глобальной культуры. В этом контексте использование современных англоязычных мультфильмов может быть эффективным способом межкультурного обмена в процессе изучения другого языка [7, c. 57].
На данный момент времени широкий выбор современных англоязычных мультфильмов предоставляет возможность выбора подходящих материалов, которые соответствуют уровню языковой сложности и уровню языковой компетенции учащихся разных возрастов. Но при этом выбор материалов должен основываться на достижении целей и задач проекта, связанных с формированием социокультурной компетенции, основанным на индивидуальном подходе к каждому отдельному ученику. Современные мультфильмы, такие как «Zootopia», «Moana» и «Coco», могут помочь учащимся понять современные культурные тенденции, а также социокультурные различия и особенности других народов и культур, проживающих в различных государствах мира. Их использование способствует развитию у школьников эмпатии, понимания различных культурных испытаний на фоне стимулирования критического мышления, которое рассматривает социально-культурные проблемы в более широком контексте [8, c. 318].
Однако эффективное формирование социокультурной компетенции на основе современных англоязычных мультфильмов требует эффективного организации учебного процесса. Процесс просмотра мультфильмов должен осуществляться в классе, когда учащиеся могут обсудить различные аспекты произведений и задать вопросы. Дополнительно ко всему рекомендуется использовать дополнительные материалы, такие как задания и упражнения, которые помогут учащимся лучше понять содержание мультфильмов и развить социокультурную компетенцию [9, c. 279].
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что современные англоязычные мультфильмы являются эффективным средством формирования социокультурной компетенции. Они позволяют учителю создавать интерактивную и интересную образовательную среду, что способствует увеличению мотивации учеников к изучению иностранного языка. Подобного рода видеоматериалы позволяют учащимся улучшать понимание произношения, лексики, грамматики и развивать способность к критическому мышлению. Результаты исследований подтверждают, что использование современных англоязычных мультфильмов для формирования адекватной межкультурной компетенции в школе, что положительно сказывается на развитии различного рода языковых компетенций учеников. Кроме того, использование подобного рода видеоматериалов является более доступным и экономически выгодным подходом, который является наиболее эффективным в сравнении с традиционными методами формирования социокультурной компетенции. Именно поэтому можно отметить, что современные англоязычные мультфильмы являются наиболее перспективным средством межкультурного взаимодействия представителей различных этнических групп. Это позволяет учителю создавать более интерактивную и интересную образовательную среду, в процессе повышения уровня мотивации учеников, что способствует развитию языковых компетенций, необходимых для формирования адекватной социокультурной компетенции в образовательных системах различных стран мира.