Статья:

ОБРАЗ БЫКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУ-ИЛИЙСКОЙ ДОЛИНЫ. (ЭПОХА БРОНЗЫ)

Конференция: CCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Сисикенова Г.С. ОБРАЗ БЫКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУ-ИЛИЙСКОЙ ДОЛИНЫ. (ЭПОХА БРОНЗЫ) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(219). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(219).pdf (дата обращения: 24.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ БЫКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУ-ИЛИЙСКОЙ ДОЛИНЫ. (ЭПОХА БРОНЗЫ)

Сисикенова Гульнара Сансызбаевна
магистрант, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
Жуматаев Ринат Серикович
научный руководитель, заведующий кафедрой археологии, этнологии и музеологии, PhD, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 

Статья подготовлена в рамках проекта BR18574057 «Междисциплинарное (археологическое и историко-этнографическое) исследование культурного наследия юго-восточных и восточных регионов Казахстана (Шу-Илийский ареал, Тарбагатай и Алакольская котловина».

 

Аннотация. В период бронзового века широко развивается наскальное искусство Казахстана, отражая материальную и духовную культуру древнего населения. Наскальные рисунки этого периода достаточно хорошо выделяются по своим стилистическим особенностям. Одним из таких регионов является Чу-Илийская долина. На данной территории зафиксированы значительные скопления наскальных рисунков эпохи бронзы. Чаще всего петроглифы этого периода связывают с древнейшими языческими верованиями и мифологией древнего населения Казахстана.  Наиболее яркими и ценными для истории являются рисунки в ущелье Тамгалы, в горах Кулжабасы, в горах Ешкиолмес и Баянжурек. [1] Самые ранние петроглифы, обнаруженные археологами, находятся в горах Кулжабасы, расположенного недалеко от города Алматы, а самые поздние периода эпохи бронзы в горах Ешкиолмес в конце II тыс. до н.э.

 

Ключевые слова: наскальное искусство, эпоха бронзы, образ быка, Тамгалы, Кулжабасы, Баянжурек, Ешкиолмес.

 

Образы животных традиционно занимали особое и  важное место в культуре древнего населения Чу-Илийской долины, о чем красноречиво свидетельствуют достаточно многочисленные находки петроглифов из этой части страны. Научная история исследования петроглифов начинается еще во второй половине XIX века и продолжается по настоящее время. Впервые в 1886 году по заданию Русского географического общества поездку через Чу-Илийские горы к Балхашу совершил известный геоботаник А.Н. Краснов. Именно он обнаружил каменные изваяния и петроглифы Ойжайляу в долине Узунсу. В 1895 году уже Н.Н. Пантусовым были исследованы наскальные изображения Жалпактас. Помимо этого он задокументировал известный памятник Танбалытас, расположенного на берегу реки Или. Можно заметить, что первые исследования по изучению наскального искусства были сделаны учеными естественных наук. Итоги археологического исследования уже послевоенных полутора десятилетий всей территории Казахстана были подведены публикацией Археологической Карты Казахстана, составителями которой стали Е.И Агеева, К.А. Акишев (ответ.редактор) Г.А. Кушаев, А.Г. Максимова, Т.Н. Сенигова. Большинство авторов работали на территории района. А.Г. Максимова открыла Танбалы, проводя исследования могильника Каракудук II, Е.И. Агеева исследовала множество курганных могильников. Тогда же П.И. Мариковский обнаружил петроглифы Кулжабасы. До сих пор не установлено точно, петроглифы какого именно ущелья тогда были обнаружены (документированы), возможно, именно той его части, которая относится к территории полигона, т.е. Жамбылскому району Алматинской области. Повторное открытие Р. Сала и Ж.-М. Деомом уникальных петроглифов Кулжабасы состоялось уже в 2000-м гг. Расположены они в соседней Жамбылской области. Уникальный памятник исследовался целым рядом ученых А.Н. Марьяшевым, А.Е. Рогожинским, К.М. Байпаковым, З.С. Самашевым, А.З. Бейсеновым, Л. Херманноми Б.А. Железняковым. [2] В 1993 году международной казахстанско-французской археологической экспедицией под руководством З. Самашева были исследованы петроглифы Баян-Журек. В современный период археологические исследования в Чу-Илийской долине существенно углубляются, что дает огромное количество новых образцов наскального искусства. Также заметно расширяются научные представления о том, какие изобразительные образы в нем доминировали и какие техники применялись для их воплощения в предметный мир древнего населения этого региона Казахстана.

В целом на протяжении полуторавековой истории изучения наскального искусства были достигнуты впечатляющие успехи от получения первых его образцов до накопления внушительной базы для понимания и интерпретации роли и места в культуре образов животных на территории этого региона.

Набор сюжетов ранней бронзы состоит из быков как основного предмета и в течение средней бронзы становится многочисленным. [3, с. 85] Бык по системе жертвенных животных у индоевропейцев занимал второе место после лошади. Охота на быка была сложным делом для любого начинающего охотника. Именно данная охота по мнению З.Самашева стала ритуалом посвящения для юношей, чтобы вступить в ряды взрослых охотников. [4, с. 101] По мнению Я.А. Шера ритуальная борьба с жерственным быком была одновременно и общественным зрелищем. (Шер, 1992, с. 36–37). Что и послужило скорее всего появлением образа быка в наскальном искусстве. Образ быка наиболее предпочитаемый сюжет в петроглифах у древнего населения Чу-Илийской долины. Имеются единичные аналогии среди петроглифов Центрального и Южного Казахстана. Некоторые изображения быков встречаются в наскальном искусстве Восточного Казахстана (Шимайлы), Северный Казахстан ( Оленты). З. Самашев выдвинул теорию, что круг изображений быков можно отнести к саймалыташско-тамгалинской традиции. [4, с. 101] Сюда относится значительная часть петроглифов, выполненных в геометрическом стиле, т.е. с трактовкой корпуса животных в виде битреугольных, квадратных и прямоугольных фигур, с параллельными извилистыми рогами, направленными вперед и т.д. [4, с. 101] Наибольшая концентрация изображений быков, относящихся к бронзовому веку, зафиксирована среди петроглифов Кулжабасы в Жетысу. Характерными изображениями быков на данной территории, являются быки с разрисованным корпусом. Данный сюжет наблюдается в петроглифах Баян-Журек, Тамгалы и Кулжабасы. (рис 1) Существуют разные версии относительно подобного декорирования: идея расчлененности жертвенных животных, попытка передачи цвета, масти и т.д. В семантическом плане образ быка тесно связан с идеей жертвоприношения. Заметим, что понятие и сам акт жертвоприношения как культурный универсалий имеет несколько функций, устанавливает дистанцию между миром богов и миром людей и в то же время актуализирует необходимость контактов между мирами и, конечно же, допускает множество интерпретаций (Зданович, 1995, с. 50).  Аналогии разрисованных быков но уже в запряженных повозках наблюдаются в петроглифах Сауыскандык, расположенного в Кызылординской области в предгорьях Каратау. (рис 2)

Внимание к деталям образа быка, а именно нахождение в композициях с другими животным небольших размером, по-видимому говорят об особом месте данного животного. Такая картина наблюдается в Тамгалы, где сюжет быка выбит совместно с образами лошадей. По композиции можно заметить что сам образ быка преимущественно больше по размеру. Специального внимания требует изображение двух быков, один на фоне другого, названные «стельной коровой» из Тамгалы. Это определение данное в свое время А.Г. Максимовой носило условный характер, а современные исследователи, констатируя этот факт еще не рассматривали другие возможности объяснения [7, с. 12]. А.Е. Рогожинский ограничился подчеркиванием их исключительной художественной ценности и неправильно определил технику исполнения горельефом, перепутав плоскостное изображение со скульптурным [8, с. 53].

Таким образом можно заметить, что образ быка занимал особое место у древнего населения. На данный момент зафиксировано большое количество петроглифов, где присутствует изображение быка. В данной статье были затронуты лишь некоторые композиции наскального искусства Чу-Илийской долины. Пласт верований, связанных с почитанием быка, приданием ему специфических черт магического характера сохранялся в культуре древнего населения. Не вызывает особых сомнений, что образ быка в эпоху бронзы был также символическим выражением глубоких религиозно-мифологических представлений, часть которых инерционно продолжает существовать, неизбежно трансформируясь и получая новое наполнение вплоть до этнографического времени, и в том или ином виде присутствует в традиционной культуре казахов.

 

Рисунок 1. Дикий бык с разрисованным корпусом. Кульжабасы

 

Рисунок 2. Дикий бык. Ранняя бронза. Кульжабасы

 

Рисунок 3. Бык с разрисованным корпусом, рядом – зооморфная фигура с прямоугольным туловищем и лучами, отходящими от головы (или гривы) и хвоста. Сауыскандык. Кызылординская область

 

Список литературы:
1. https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9104
2. Древности Жетысу. Памятники археологии Жамбылского района / Сб. статей под ред.: А. Садуакасулы, Б.А. Байтанаев, Б.А. Железняков. – Алматы, 2016 - 240 с.
3. Сала Р., Деом Ж.М. Наскальные изображения Южного Казахстана. Алматы: «Лаборатория Геоархеологии», 2005. – 150 с. 
4. Самашев З. Наскальные изображения Жетысу. Баянжурек. – Астана: Издательская группа филиала Института археологии им. А.Х. Маргулана в г. Астана, 2012. – 240 с.
5. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М.: Наука, 1980. – 328 с.
6. Зданович Д.Г. Могильник Большекарагайский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев Урало-Казахстанских степей //Аркаим. Исследования, поиски, открытия. – Челябинск, 1995. – С. 43–53.
7. Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Наскальные изображения Семиречья. - Алматы: Общественный фонд «Родничок», 2002. - 238 с.
8. Рогожинский А.Е., Аубекеров Б.Ж., Сала Р. Памятники Казахстана // Памятники наскального искусства Центральной Азии. - Алматы, 2004. - С. 45-94.