Статья:

ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ (ЮМ, МИЛЛЬ, СПЕНСЕР)

Конференция: CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Долинер М.Г. ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ (ЮМ, МИЛЛЬ, СПЕНСЕР) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(221). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(221).pdf (дата обращения: 30.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ (ЮМ, МИЛЛЬ, СПЕНСЕР)

Долинер Максим Геннадьевич
магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Казань

 

Идеи либертарианства разрабатывались еще такими философами как Дэвид Юм, Спенсер, Милль. Еще до Джона Локка появилась идея о свободе как праве человека. Например, Дэвид Юм утверждает, что люди имеют гораздо более обширные потребности, нежели другие виды, при этом имея намного меньше возможностей удовлетворить их [3, с. 526]. В связи с этим у Юма появляется идея о том, что удовлетворение потребностей у людей возможно лишь в обществе, где люди объединяются для взаимной выгоды. Но такое общество не смогло бы существовать, если бы не существовали условия, которые гарантировали бы каждому выполнение того, что предписывается договором, который заключается людьми для взаимной безопасности. Однако Юм не считает, что люди всегда желают соблюдать договор исходя из своей доброй природы. Напротив, Юму близка позиция эгоистичной человеческой природы, а именно договор способен заставить человека соблюдать права других людей. Исходя из этого, Юм создает принципы справедливого общества. Одним из таких принципов является принцип невозможности захвата чужого имущества. Такой принцип необходим для того, чтобы люди бы уверены в безопасности своей собственности, а тем самым могли спокойно развивать ее. Однако в обществе необходимо должно существовать разделение труда, иначе люди бы не могли развиваться в чем-то определенном. В связи с этим у Юма появляется второй принцип – принцип законной передачи имущества, то есть передачи части того, что принадлежит одному – другому на договорных условиях.

Джон Милль идет по пути развития либертарианства пользы, или утилитарного либертарианства. Важный пункт в общественной жизни – максимизация счастья, поэтому она должна стать главной целью жизни человека [1, с. 59]. А то, какими способами будет достигнута такая цель совсем неважно. Но здесь сразу возникает критика, которая направлена на понятие цели, поскольку каждый человек имеет разные представления о том, что такое счастье. Исходя из этого, нельзя сказать, что есть общее понимание счастья, к которому стремятся все люди. Однако Милль защищает свою теорию тем, что выдвигает принцип безопасности каждого человека важным элементом общественного порядка, поскольку в случае несоблюдения этого принципа люди бы стали бы терпеть убытки, а значит счастье перестало бы максимизироваться. В этом смысле, Милль не принимает решение проблемы вагонетки в пользу определенного большего количества людей, нежели другого меньшего количества постольку, поскольку польза будет лишь в краткосрочном аспекте, а в долгосрочном аспекте от таких решений общество потерпит лишь убытки. Человек должен стремиться к развитию себя и своей личности, то есть развиваться духовно, поскольку именно этим человек отличается от других видов.

Однако вопрос об общей полезности все еще остается не закрытым, поскольку счастье понимается для каждого по-своему. Философ Герберт Спенсер поддерживает именно эту идею. Человек должен найти собственную цель, а не сводить ее к общественной. Выбор каждого человека представляет собой счастье. При этом люди не должны затрагивать свободу других, тогда счастье каждого не будет противоречить счастью других людей [2, с. 88]. Свобода должна быть у каждого одинаковой, никто не должен быть равнее других. Этот принцип не должен нарушаться никогда. В случае же когда это затрагивает других людей, это вина тех, кто претерпевает какое-либо оскорбление. Если человека задевает, что кто-то не обладает теми же моральными ценностями, то проблема в нем самом, а не в том, кто просто преследует собственные цели, не нарушая при этом свободу других. Отсюда появляются основные естественные права человека, такие как право на жизнь, на свободу, поскольку ограничение свободы других – это нарушение принципа равной свободы каждого. Спенсер ближе всего затронул главную либертарианскую идею о том, что человек имеет право отказаться от услуги государства по защите и прочим благам, если он того хочет. И это право является полноценным правом, поскольку оно не ограничивает и не нарушает свободу других людей.

Таким образом, мы проследили развитие либертарианской философской мысли в концепциях Юма, Спенсера и Милля. В их идеях мы увидели некоторую единую логику, которая заключается в том, что все они признают идею свободы как базового человеческого права. Кроме того, видно основное противоречие в либертарианских идеях, которое заключается в трактовке самих прав как с позиций пользы, так и с позиций отсутствия полезности. Однако в мыслях каждого из представленных философов либертарианцев можно выделить то, что все они видят защиту прав необходимой, поскольку без нее невозможно как развитие с точки зрения полезности, так и развитие с точки зрения существования человека вообще.

 

Список литературы:
1. Милль Д. Утилитаризм: Пер. с англ. предисл. A.C. Земерова - Ростов-на-Дону. Донской издательский дом. 2013 г., - 240 с. 
2. Спенсер Г. Социальная статика / Пер. с англ. – К.: Гама-Принт, 2013. – 496 с. 
3. Юм Д. Трактат о человеческой природе. О морали Сочинения в 2 т. Т. I / Пер. с англ. С. И. Церетели и др.; Вступ. ст. А. Ф. Грязнова; Примеч. И. С. Нарского. —  2-е изд., дополн. и испр. — М.: Мысль, 1996. — 733 с.