Статья:

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Конференция: CCXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сумков А.Н. РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(226). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(226).pdf (дата обращения: 27.02.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Сумков Алексей Николаевич
студент, ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, РФ, г. Чебоксары

 

Аннотация. В данной работе исследован риск-ориентированный подход в деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Эффективность деятельности контрольно-счетного органа является актуальным вопросом, так как напрямую влияет на управление региональными финансами. В статье проанализированы преимущества использования риск-ориентированного подхода в деятельности контрольно-счетных органов, а также его специфика. Исследование позволяет понять, что риск-ориентированный подход является одним из инструментом повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов и обеспечения более эффективного использования бюджетных ресурсов, тем самым повышения эффективности управлениям региональными финансами.

 

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, контрольно-счетный орган, контроль, эффективность.

 

Система дополняющих друг друга инструментов, принципов и методов при осуществлении деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, с использованием мониторинга рисков при планировании и проведении контроля называется риск-ориентированных подход.

Основным моментом риск-ориентированного подхода является то, что он осуществляется при планировании и в процессе осуществления деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Оценка достижения стратегических целей и целей деятельности объектов контроля является одной из главных целей риск-ориентированного подхода. Немаловажной целью является анализ степени управления финансовыми рисками, подготовка рекомендаций и предложений, направляемых объектам контроля. Указанные выше анализ и подготовка рекомендаций и предложений необходим для сокращения рисков при использовании комплексной оценки риска объектов контроля.

 

Рисунок 1. Иные цели риск-ориентированного подхода в организации деятельности контрольно-счетного органа

 

Отсутствие единой методологии, недостаточность финансирования, малый кадровый состав специалистов контрольно-счетных органов зачастую являются главными факторами, затрудняющими включение риск-ориентированного подхода в организации деятельности контрольно-счетного органа.

Внедрение риск-ориентированного подхода в организации деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации повысит эффективность осуществления контроля специалистами контрольно-счетного органа, использования бюджетных средств, на финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа, повысить результативность деятельности контрольно-счетного органа при осуществлении своих функций и полномочий.

При риск-ориентированным подходе происходит распределение объектов контроля и рассматриваемых вопрос при проведении проверок на категории рисков. В зависимости от категории риска определяется частота проведения проверок указанных вопросов или объектов контроля.

Риск-ориентированный подход используется на подготовительном этапе проведения контроля в целях: планирования и составления целей и задач, рассматриваемых при проведении контроля; обоснование и выбор методов и подходов проведения контроля с учетом анализа рисков, выявленных до этого в деятельности объектов контроля.

Для это необходимо проведение оценки результатов деятельности объектов контроля, в части достижения социально-экономических целей; изучение зоны риска, а именно обстоятельств, явлений, факторов способных повлиять на нее; проведение анализа рисков и нарушений, выявленых в деятельности объекта контроля ранее, а также их причины и степень системности этих рисков и нарушений.

Риск-ориентированный подход, применяющийся на основном этапе проведения контроля, заключается в рамках соответствия законодательным и нормативно-правовым требованиям осуществляемой деятельности объектов контроля, в части возможных рисков несоблюдения норм законодательства, а также оценка рисков, которые могут привести к нарушению законодательства. Также осуществляется анализ организации качества управления рисками объекта контроля и существующих рисков, их идентификация и возможность появления новых рисков в деятельности объектов контроля. За счет уточнения плановых объемов бюджетных средств на реализацию программ или планов деятельности объектов контроля возможно снижения риска определенных на данном этапе. В рамках риск-ориентированного подхода на основании существующих рисков в деятельности объектов контроля за исследуемый промежуток времени оценивается способность достигать цели, запланированные в деятельности объекта контроля. В целях своевременного обнаружения рисков, а также возможности и итоги их появления, используется наблюдение и прогноз значений определяющих показатели рисков. Для этого необходимо провести анализ метода наблюдения за определяющими показателями риска, а также их достоверность и достаточность.

На последнем этапе риск-ориентированный подход осуществляется на основании анализа рисков путем составления отчета проведения контроля, в том числе обоснование полученных выводов, формулировка рекомендаций и предложений по результатам проверки. Кроме того, рекомендации и предложения объектам контроля формулируются так, чтобы их реализация позволяла повлиять на определенный риск или группу рисков в деятельности объектов контроля, в том числе повышения эффективности управления рисками в деятельности объектов контроля.

Существуют элементы риск-ориентированного подхода, такие как: помощь в уменьшении степени рисков, анализ рисков, информирование и фиксирование рисков, мониторинг организации управления рисками в деятельности объектов.

 

Рисунок 2. Преимущества риск–ориентированного подхода в организации деятельности контрольно-счетного органа

 

В деятельности государственного внешнего финансового контроля риск-ориентированный подход является актуальным направлением деятельности на современном этапе развития, тем самым необходимо совершенствование риск-ориентированного подхода. Актуальность заключается в повышении эффективности контроля и оптимизации использования бюджетных средств. Для этого риск-ориентированный подход по своей сути позволяет сосредоточиться именно на существующих рисках, а также на возможных рисках в деятельности объектов контроля. Таким образом, проводимый контроль становится открытым и прозрачным как для участников и заинтересованных лиц, так и для

В настоящее время актуальной задачей является модернизация риск–ориентированного подхода. Применение риск–ориентированного подхода позволяет сфокусироваться на наиболее значимых и вероятных рисках, что позволяет оптимизировать использование ресурсов и повысить эффективность финансового контроля, а также позволяет повысить прозрачность и открытость процесса контроля.

Фокусировка на рисках позволяет более точно определить области, где возможны нарушения и злоупотребления, а также предпринять необходимые меры для их предотвращения и пресечения.

Кроме того, риск–ориентированный подход способствует улучшению сотрудничества между различными государственными органами и учреждениями, так как позволяет с ними сотрудничать на основе общих рисков и целей. Это способствует более эффективному использованию ресурсов и сокращению дублирования работ.

Таким образом, модернизация риск–ориентированного подхода при государственном внешнем финансовом контроле является важным направлением работы, которое позволит повысить эффективность контроля и управления финансовыми ресурсами государства, обеспечить прозрачность и открытость процесса контроля, а также улучшить сотрудничество между государственными органами и учреждениями.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
3. Ракитина, И. С.  Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — 2–е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 333 с.
4. Сергеев, Л. И.  Цифровая экономика : учебник для вузов / Л. И. Сергеев, Д. Л. Сергеев, А. Л. Юданова ; под редакцией Л. И. Сергеева. — 2–е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 437 с.
5. Камолов, С. Г.  Цифровое государственное управление : учебник для вузов / С. Г. Камолов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 336 с.