УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАДАЮЩЕГО СПРОСА НА РЫНКЕ КОФЕ
Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАДАЮЩЕГО СПРОСА НА РЫНКЕ КОФЕ
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее эффективные стратегии управления сбытом продукции в условиях падающего спроса на рынке кофе. Также в работе представлены результаты социологического исследования анализа потребительского спроса компании, специализирующейся на продаже кофе.
Ключевые слова: потребительский спрос, сбытовая деятельность, стимулирование сбыта, поведение потребителей, рынок кофе.
На сегодняшний день каждое предприятие вне зависимости от размера может столкнуться с риском падающего спроса, а значит и с низким уровнем сбыта производимой продукции. Пандемия, обвал курса рубля, миграция, экономический кризис, увеличение безработицы – все эти факторы, возникшие один за другим, поспособствовали снижению спроса на потребляемые товары в нашей стране за последние годы.
Данные исследовательской компании NielsenIQ показывают, что в 2022 году на рынке товаров повседневного спроса произошло самое большое снижение объемов потребления с момента кризиса 2014–2015 годов. По словам исследователей, такое снижение спроса связано, прежде всего, с сокращением доходов населения, а также с ростом цен [1].
В свою очередь, уменьшение объемов продаж может привести к серьезным финансовым трудностям для компании. В условиях низкого спроса у предприятия возникает избыток товаров на складах, что может привести к снижению цен, увеличению издержек на хранение и утрате прибыли.
Низкий спрос на продукцию ставит перед компанией задачу по принятию мер и разработке эффективной стратегии, способствующей стимулированию спроса, а значит увеличению объемов продаж.
По мнению В. М. Агеева, падающий спрос характеризуется снижением или исчезновением у покупателя спроса на товар или услугу. В такой ситуации эффективным решением является применение ремаркетинга. Этот подход поможет удержать потенциальных клиентов и повысить вероятность их приобретения товара или услуги [2].
Рассматривая в качестве примера рынок продажи кофе, было проведено исследование в форме анкетного опроса «Исследование потребительского спроса на рынке кофе г. Белгород на примере «Калипсо Кофе», в котором приняли участие 100 человек.
Один из анкетных вопросов помог выявить факторы, которые могут повлиять на принятие решения о покупке продукции у конкурентов «Калипсо Кофе». Главным фактором является наличие скидок у конкурентов (48%), более низкая цена повлияет на 36% респондентов. Под воздействием рекламы конкурентов предпочтут 24% респондентов, 16% выбрали вариант ответа «ассортимент товара», затруднились ответить 12%, вариант ответа «другое» предпочли 10% опрошенных (Рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Выберите факторы, которые повлияют на принятие решения о покупке кофейной продукции у конкурентов компании «Калипсо Кофе»:»
На ключевой вопрос исследования о рекомендациях по улучшению качества компании 48% респондентов ответили, что введение программы лояльности - эффективное решение по улучшению компании. 36% выбрали вариант ответа «активное продвижение в социальных сетях», что является весьма логичным видом продвижения в наши дни. Создание чат бота в мессенджерах или социальных сетях выбрали 24% респондентов. Использование sms рассылок считают эффективным 12%. Затруднились с ответом 10%. Вариант ответа «другое» выбрали 8% респондентов (Рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Что бы Вы порекомендовали улучшить или добавить в компании «Калипсо Кофе» для повышения спроса на кофейную продукцию?»
Таким образом, на сегодняшний день в рыночной среде прослеживается нестабильность, ввиду многих внешний факторов спрос на продукцию компаний снижается и лишь некоторые быстро и гибко подстраиваются под изменения, вводя изменения в маркетинговую стратегию, не теряя при этом клиентов. Однако большинство мелких и средних предприятий не способны вовремя предпринять меры по стимулированию спроса и наращиванию объемов сбытовой продукции из-за чего находятся на грани разорения. Крайне важным является разработка эффективной стратегии по управлению сбытом продукции в условиях падающего спроса. Результаты исследования показали, что для потребителей важно наличие приемлемых цен на товары. В связи с этим, одной из эффективных стратегий по управлению сбытом продукции в условиях падающего спроса является внедрение программы лояльности для клиентов компании, которая поспособствовала бы повышению спроса и стимулированию сбыта продукции.