Статья:

Социальные аспекты туризма лиц третьего возраста

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Цвик И.А. Социальные аспекты туризма лиц третьего возраста // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные аспекты туризма лиц третьего возраста

Цвик Инна Аркадьевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Процесс старение населения в развитых странах ставит новые задачи не только перед системой здравоохранения, но и перед системой сервиса и туризма. В Европейском союзе (ЕС), население которого составляет почти 372 млн. человек, число людей на конец 2016 года в возрасте 65 лет и старше (так называемый «третий возраст») достигло 60,3 млн. человек, а по сравнению с 1950 годом доля людей старше 65 лет увеличилась на 50%.

Доля населения «третьего возраста» в ЕС составляет около 16,2% [7]. При этом «самой старой страной» в ЕС является Германии, относительная доля пожилых людей в которой составляет 16,0%, в Италии этот процент достигает 17,8% [7]. Для России проблема стареющего населения также весьма актуальна, потому как в некоторых регионах Центральной России доля пожилого населения уже составляет более 29% [6].

В связи с указанными тенденциями, многие отели и туристические компании, оценивая перспективы роста числа пожилых людей, начинают готовить специальные «туристические продукты» для новой целевой аудитории, а именно для сегмента, так называемого «туристов третьего возраста». Например, обращает на себя внимание специальное направление, разработанное уже многими отелями и туроператорами, такое как специальные туры для людей, «65+», активно адаптируемые к растущему числу пожилых путешественников. Благодаря этому туристскому потоку гостиничный бизнес становится все более стабильным и менее подверженным сезонным изменениям. Пенсионеры путешествуют круглый год и предпочитают путешествовать в периоды «вне сезона», когда цены низкие, а туристов меньше. С увеличением числа туристов категорий «65+» значительный интерес представляют те отели, в которых доступно не только медицинское обслуживание, но и специальная гериатрическая помощь. В ближайшем будущем отели, скорее всего, будут вынуждены увеличить количество сотрудников отеля для оказания услуг по уходу за пожилыми людьми, по оказании им помощи при доставке багажа, при регистрации по прибытии и выезде из отеля, а также для обеспечения гериатрической помощи. Прием и размещение пожилых людей с их особыми потребностями вскоре станут приоритетным направлением работы для многих международных гостиничных сетей [2].

Всеобщая тенденция к старению населения в развитых странах является новой демографической проблемой в обществе, в котором индустрия туризма должна реагировать новыми типами и формами туризма, новыми технологиями обслуживания. Основные тенденции, связанные со старением населения, на которые организаторы туристического бизнеса должны обратить серьезное внимание, заключаются в следующем:

- увеличение доли туристов «третьего возраста»,

- формирование нового сегмента «возрастного туризма»,

- создание высокотехнологичных гостинично-курортных комплексов с широким спектром гериатрической помощи, способствующих активному старению и, конечно же, с широким внедрением современных технологий таких как Telehealth и Telecare, которые будут поддерживать стремления пожилых людей путешествовать и поощрять их активный образ жизни [3].

Развитие рынка туристических услуг и маркетинга для возрастных потребителей затруднено социальными предубеждениями о роли и статусе пожилых людей в обществе. В частности, пожилые люди воспринимаются как неплатежеспособная группа людей без особых потребностей. Пожилой мужчина часто играет роль в обществе «выжившего из ума» неактивного члена общества. Активная модель долголетия противоречит общему восприятию старости в обществе.

Однако в современном обществе существует тенденция к тому, что пожилые люди не вполне соответствуют преобладающему образу пожилых людей. Они в значительной степени социально активны, владеют собственным бизнесом, и продолжают работать до конца жизни. Современные медицинские технологии и улучшенные условия жизни могут продлить активный период старения. Следует отметить, что активное положение пожилого человека относится не только к его трудовой активности, но и к потреблению различных услуг. Изменение возрастных моделей потребителей требует пересмотра стратегических подходов к сегментации потребителей в сфере туризма и отдыха [5].

Изменение возраста целевой аудитории требует, в первую очередь, пересмотра ассортиментной политики многих туристических компаний и предприятий туристического бизнеса. Лишь сравнительно недавно на рынке туристических услуг стали появляться компании, которые под влиянием демографических тенденций поднимают верхний предел своей целевой аудитории до «65+». В рамках этой стратегии пожилые потребители рассматриваются как один из подсегментов, что требует изучения конкретных потребностей этой возрастной группы, изменение туристических пакетов или услуг на основе их потребностей и построение отношений с этими потребителями.

Наглядным примером использования этой стратегии является увеличение спроса на поездки в так называемом новом формате «3G» (так называемая «расширенная семья»), (т.е. путешествие семьей всех трех возрастных поколений: дети + родители + бабушки и дедушки). Например, около 5 миллионов домохозяйств в Соединенных Штатах имеют членов семей, включающих три поколения, при этом дети и внуки чаще отправляются в отпуск вместе с бабушкой и дедушкой. Отели и курортные комплексы развивают многофункциональную гостевую поддержку для «расширенной семьи» в связи с их более длительным пребыванием (до 30-60 дней) и интересами различных поколений [1].

Интересный опыт в организации досуга пожилых туристов получил один из немецких производителей детских игрушек. Столкнувшись с кризисом отрасли, вызванным, в частности, снижение рождаемости, производители обратили внимание на более возрастных потребителей. В ходе исследования было установлено, что пожилые люди много любят играть в настольные игры в компании от 2 до 4 человек. Особенно популярна среди этой аудитории - логические и командные игры: головоломки, бинго, домино, модели сборки, креативные наборы и т.д., которые обычно традиционно ориентированы на детей. Таким образом взрослые, покупающие игрушки, считаются самой перспективной группой, что особенно актуально в контексте стареющего населения. Это исследование привело к тому, что множество отелей и курортных комплексов начали предлагать множество настольных игр своим пожилым постояльцам. Аналогичные тенденции можно проследить и на российском рынке [4].

Выбор стратегии работы туристических компаний может быть сосредоточен, например, на таких критериях как уровень дохода, образование и семейный состав туристов возраста «65+» (Jang et al., 2006). Эта стратегия обычно характерна для конкретных туров поставщиков услуг, направленных на удовлетворение потребностей, возникающих преимущественно среди более старших возрастных групп потребителей, например, в области медицинских услуг [6].

Проведенный исследователями опрос пожилых людей в российских регионах (Санкт-Петербург и Ленинградская область) показал, что основными увлечениями людей в возрасте 65+ являются такие как чтение книг (58%); просмотр телевидения (72%); посещение концертов (25%); физическое воспитание и спорт (14%); экскурсии (12%); пешеходный туризм (31%); настольные игры (15%) посещение музеев, выставок, кинотеатров и т. д. (18%); озеленение (37%); ремесла (32%); Поход (3%); общение с друзья (46%); посещение клубов (хобби) (2%), садоводство, Интернет, методы реставрации, рыбалка, охота (11%) [6].

71% респондентов хотели приобрести дополнительные знания и навыки и овладеть навыками, связанными с компьютерные программы и Интернет, изучать экономику, приобретать медицинские знания, развивать вокальные навыки и творческие способности, изучать ландшафтный дизайн, приобретать юридические и психологические знания, посещать открытые лекции и клубы, занятия йогой и вообще повышать свои знания и эрудицию. Таким образом, при выходе на пенсию люди приобретают достаточно много свободного времени, которое они хотят использовать в своих собственных интересах и интересах своих близких. 35% респондентов во время обследования планировали поездку, из которых 20% планировали посещать родственников, 15% - в одиночку.

Респонденты заявили, что хотят своевременно получать информацию и рекламу о существующих социальных, культурных и туристических продуктах. Опрос также выяснил мнение людей о влиянии путешествий на их психо-эмоциональный комфорт. 100% респондентов считают, что даже планирование путешествия дает надежду, улучшает эмоциональное настроение, повышает жизненность и интерес к жизни.

Однако только 35% из опрошенных хотели и реально могли путешествовать на большие расстояния.

На вопрос, с какими трудностями они сталкиваются при планировании путешествий, ответы были получены следующие: собственная пассивность, незнание того, куда идти (60%), транспортные трудности (40%); думают, что путешествие имеет возрастной предел (60%); финансовые трудности (25%); проблемы со здоровьем (20%) [6].

Таким образом, проведенный опрос среди пенсионеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области показал, что большинство пожилых людей хотят вести активную жизнь, получать дополнительные знания и навыки для освоения новых технологий, общения, наполнения жизни событиями, получения положительных эмоций. Было установлено, что пожилым людям легче адаптироваться к худшему финансовому положению, чем к постоянным психологическому стрессу и одиночеству. Это мощные дестабилизирующие факторы, оказывающие влияние на здоровье и психоэмоциональное состояние пожилых людей.

В этой связи можно предложить ряд перспективных продуктов, которые могут использовать технологии туризма и отдыха для пожилых людей, а именно: оздоровительные технологии; развлекательная социокультурные программы; информационные и коммуникационные технологии и ряд иных. Разработка специализированных туров для потребителя сегмента «третьего возраста» на основе вышеуказанных технологий поможет пожилым людям активно участвовать в общественной жизни и идти в ногу с современной жизнью, используя весь свой потенциал и внутренние резервы.

Таким образом, сегмент возрастного туризма в нашей стране все еще находится в стадии модернизации, но постепенно сможет приблизиться с точки зрения качества и эффективности к стандартам других целевых сегментов туристического рынка.

 

Список литературы:
1. Alén, E., Nicolau, J.L., Losada, N., Domínguez, T. (2014). Determinant factors of senior tourists’ length of stay. Annals of Tourism Research, Volume 49, November, 19-32.
2. Health at a Glance: Europe 2010. (2010). Retrieved from http://ec.europa.eu/health/reports/docs/health_glance_en.pdf
3. Jang, SooCheong (Shawn), Wu, Chi-Mei Emily (2006). Seniors’ travel motivation and the influential factors: An examination of Taiwanese seniors. Tourism Management, Volume 27, Issue 2, April, 306-316
4. Krasnokamskaya igrushka [Krasnokamskaya toy]. (2014). Retrieved from http://www.igrushka.perm.ru
5. Multigenerational travel: family comedy time! (2014). Retrieved from http://www.accor.com/en/news/multigenerational-travel-family-comedytime.html
6. Nikitina, O.A. (2012). Upravlenie formirovaniem integrirovannych sanatorno-kurortnych komplexov v regione [Management of formation of integrated spa resort complexes in the region: monograph]. St. Petersburg: Publishing house SPbGIEU.
7. OECD in Figures. (2002). The OECD Observer. Paris, 7. Retrieved from http: //europa.eu.int/comm/eurostat