Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в семье последнего российского императора Николая II
Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в семье последнего российского императора Николая II
Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая складывается в доме. В семье, где воспитывались дети Николая II, веяло традициями и укладом благочестивых русских семей. Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали взаимную любовь, удивительную простоту и согласие всех членов семьи.
У последнего российского императора Николая Александровича Романова и его супруги императрицы Александры Федоровны было пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Дети росли в атмосфере родительской любви и заботы. Главным примером для детей были отношения родителей, их уважение друг к другу и сам образ жизни, который вели родители. Были и строгость, и дисциплина, при этом доверие, милосердие, любовь к ближнему воспитывались ежечасно, в процессе самой жизни [1, с.112].
Дети с рождения были отделены от взрослой жизни императорской семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. Более тесным общение детей с родителями, особенно с матерью, становилось после шести лет, оно наполнялось ежедневным воспитательным контекстом. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность. Религиозность и послушание – вот чему учили детей с рождения.
Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни.
Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала дочерей как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Она обучала их основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у неё совета [3, с.112].
С самого рождения время наследников Николая II было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки и занятия спортом. Император «…долго гулял и катался с детьми с горы; …после обеда поехал с детьми в цирк;… в 8 часов поехал с Ольгой и Марией в Мариинский театр; ...прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей … и в 2 часа вышел в сад со всей семьей…» [2, с.98].
Родители являлись для детей примером для подражания, поэтому цесаревич Алексей и его сестры учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились. Дети были настоящими патриотами: они обожали Россию и все русское.
Они плохо говорили на иностранных языках, но старшие всё же недурно говорили по-английски, а с младшими же императрица разговаривала по-русски. Особое внимание уделялось дисциплине и умению планировать своё время: царские дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.
В воспитании детей Николай II и Александра Федоровна принимали прямое родительское участие. Они следовали не только велению своего сердца, но и новейшим открытиям в педагогике, переживавшей в то время пору бурного развития.
О глубоком знакомстве со знаниями о педагогике свидетельствуют личные записи из дневника Александры Федоровны: «…Мы ещё не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом, самое родное место для нас в мире» [5, с.52].
Послушание детей не было навязано извне.
Они слушались родителей не из-за страха наказания, а из-за боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным наказание для царских детей было лишение общения, когда ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве.
Это наказание позволяло поразмышлять его о проступке.
Воспитание девочек в царской семье было строгим: царевны спали на походных кроватях и каждое утро принимали холодную ванну. Александра Федоровна была скромна в выборе одежды и причесок.
Она также не позволяла и своим дочерям много наряжаться: «…великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих младших сестёр…» [4, с.132]. Строгость в воспитании затрагивала и материальную сторону: никаких дорогих подарков и всего прочего.
Первый, по-настоящему дорогой подарок, золотой браслет девочки получали в подарок на двенадцатилетие.
Большое внимание в воспитании царских детей уделялось самостоятельности и независимости детей от других, закалке внутренней силы воли, возможности противостоять соблазнам и трудностям.
Дети Николая II и Александры Фёдоровны учились самоотречению и заботились о животных, которые жили в парке недалеко от императорского дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных.
Сострадание и милосердие были обязательной частью духовного развития. Когда императрице Александре Фёдоровне нездоровилось, то её дочери устраивали поочередное дежурство, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Во время Первой мировой войны старшие дочки из императорской семьи вместе с матерью работали в Царскосельском госпитале для раненых.
Таким образом, духовно-нравственные устои семьи последнего императора России основывались на родительском примере любви, взаимоуважении между собой, заботе и любви к детям.
Николай Александрович и Александра Федоровна были беспрекословным авторитетом для детей. Они проявляли максимум внимания к детям и заботу о них, воспитывали в них чувство долга и ответственности за свою страну.
Немаловажен и тот факт, что родители часто проводили свободное время с детьми, много читали, обсуждали, советовали, организовывали совместные прогулки и отдых. Ядром таких семейных взаимоотношений была бесконечная взаимная любовь Николая II и Александры Фёдоровны.