КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Конференция: CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Рыночная конкуренция сегодня настолько интенсивна, что для обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ каждого предприятий должна быть разработана стратегия, способствующая завоеванию прочных позиций на внутреннем и внешнем рынках.
Актуальность разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия диктуется рядом и других причин. К их числу относятся: структурные изменения в экономике, инфляция, рост масштабов нововведений на предприятии, капитальные затраты на освоение новых видов производств, ограниченность производственных ресурсов и мощностей и др. Все эти явления приводят к изменению социально-экономических условий функционирования, повышают степень риска, в конечном счете, напрямую влияют на перспективы изменения рыночных позиций предприятий.
Развитие рыночной экономики требует от современных предприятий, с одной стороны, повышения конкурентоспособности, а с другой, обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования. Вследствие своего насыщения и развития рынок усиливает требования к характеру деятельности субъектов предпринимательства. В частности, через механизм конкуренции происходит отбор наиболее эффективных и перспективных предприятий, обладающих конкурентными преимуществами и возможностью, на этой основе, устойчивого развития.
Под конкурентоспособностью предприятия в широком смысле понимают его способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны, а также за ее пределами. В числе главных факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, выступают его стоимость, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики и пр. [2]
На уровень конкурентоспособности предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.
Сегодня многие ученые считают, что высокую конкурентоспособность предприятия и устойчивость развития предприятия сможет обеспечить только создание совокупности конкурентных преимуществ, по которым оно превосходит своих основных конкурентов.
Обобщение теоретических публикаций позволяет определить конкурентоспособность предприятия как его способность выпускать и реализовывать конкурентоспособную продукцию за счет отличительных характеристик в соответствии с изменяющимися требованиями потребителей на целевом сегменте рынка [1].
С позиции экономической устойчивости функционирования и развития предприятия его конкурентоспособность определяют, как способность предприятия функционировать и развиваться, находясь в равновесном или близком к нему состоянии под воздействием внешней и внутренней среды. Предприятие конкурентоспособно, если его система управления, способная обеспечивать достижение целей, сохраняя тенденции роста.
Конкурентоспособность предприятия – это многоаспектное понятие, которое имеет множество трактовок, и поэтому в экономической литературе нет единого подхода к пониманию сущности и определению конкурентоспособности предприятия [3].
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и чаще всего ее применяют именно к экономическим объектам.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по уровню эффективности деятельности [3].
В литературных источниках в настоящее время не имеется единого подхода к определению конкурентоспособности предприятия и трактовке ее сущности. Это обусловлено отчасти относительностью понятия и его зависимостью от временного периода, в котором оценивается конкурентоспособность и от состояния рынка и уровня развития экономики.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность предприятия – это категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени. Повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях усиления конкуренции и высокого динамизма внешней среды достигается: путем ориентации предприятия на потребителя; улучшения качества продукции; улучшения применяемых технологий и организации производства; более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих; внедрения инновационной политики и ряда других факторов.