Статья:

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КРЫМСКИХ АРМЯН НА ЮГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Акопян Л.В. ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КРЫМСКИХ АРМЯН НА ЮГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(248). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(248).pdf (дата обращения: 17.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КРЫМСКИХ АРМЯН НА ЮГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Акопян Лиана Ваагновна
студент, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск
Линец Сергей Иванович
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

Русско-турецкая война 1768–1774 годов коренным образом изменила обстановку в Причерноморье. Согласно третьему артикулу Кючук-Кайнарджийского договора, Крым и сопредельные области объявлялись независимыми. Эти земли заселялись армянами, начиная с XI века, что связано с разрушением турками-сельджуками Ани — столицы Багратидской Армении, некогда именовавшейся как «город тысячи и одной церкви». Многочисленные армянские семьи после набегов кочевников вынуждены были переселиться, таким образом новым пристанищем «анийцев» стал Крымский полуостров.

Вторая волна иммиграции армян в Крым датируется XIII–XV веками. Причиной нового потока переселения стали нашествия сначала монголо-татар, а позднее Тамерлана. Много армян покинули родину в 1319 году, когда мощный удар подземных толчков превратил бывшую столицу Ани в развалины, из-за чего жители города вынужденно переселились. Около 30 тысяч армян из столицы Багратидской Армении отправились в Крым.

Таким образом, с XI века появляются первые поселения армян в Тавриде, которые спустя века становятся столь многочисленными, что генуэзцы именовали южную часть полуострова как «Морская Армения» — Armenia Maritima [1, 59]. Армяне разворачивают в Крыму активную деятельность: занимаются строительством, ремеслами, сельским хозяйством, торговлей, открывают школы и скриптории. Торговые связи были налажены со странами Востока и Запада. Вместе с греками армяне составляли значительную часть городского населения Крымского полуострова.

После 1774 года южным рубежом Российской империи становятся слабо заселенные территории Северного Причерноморья и Приазовья, впоследствии этот край стал именоваться Новороссией. Г.А. Потемкин был назначен генерал-губернатором новых земель [3, 123]. Первым делом он занялся вопросом заселения Новороссии людьми. Часть территории на Нижнем Дону была заселена донскими казаками, ими была основана крепость св. Димитрия Ростовского (1761 год).

9 марта 1778 года Екатерина II Алексеевна издала указ на имя правителя Новороссии, согласно которому повелевалось переселить живущих в Крыму армян на юг России: «Данным сего числа нашему генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому рескриптом повелели мы живущих в Крыму греков, грузин и армян, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и пожелают поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях, то не токмо всех оных нашим пребывающим в Крыму военным начальникам принимать со всею лаской и всепомоществованием к препровождению их к новороссийскому и азовскому губернаторам — довольствуя во время пути провиантом, где есть магазины, то из оных, а где нет магазинов, то покупкой, — но и стараться всеми образами склонять и уговаривать, чтобы добровольно перейти оттуда согласились, а особливо убедить к тому тамошнего греческого митрополита. Вам же силою сего повелеваем соответственно сему намерению нашему учинить с своей стороны надлежащие распоряжения, дабы новые сии поселяне со дня вступления в границы наши не только в пропитании своем не претерпели ни малого недостатка, но и по рассмотрению нашему снабжены были как достаточным числом земли, так и нужным к заведению домостроительством и пособиями из казны нашей. Впрочем, не оставим мы снабдить их нужными привилегиями, смотря по числу и состоянию оных, а до того времени состоять им в собственной опеке тамошних губернаторов, коим сбережениях их от себя перепоручить имеете».

Переселение было задумано с целью ослабить в экономическом плане Крым, лишив хана Шахин-Гирея основной части налогов, которые платили христиане, в том числе и армянский народ.

В апреле 1778 года на пост командующего войсками в Крыму был назначен А.В. Суворов, который начинает устанавливать связи с греческим и армянским духовенством по вопросу переселения [4, 96]. Греки и армяне выдвинули свои требования, в частности возмещения утраты движимого и недвижимого имущества в Крыму, их переселение за счет казны, освобождение от налогов на 10 лет и т.д.

Переселение началось 17 июля 1778 года и продолжалось вплоть до 19 октября 1778 года. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 г., вторая — 22 августа, третья — 8 сентября и последняя партия — 18 сентября, когда генерал Суворов сообщил начальству; «Вывод крымских христиан кончен!». Из Крыма всего выселилось 12598 армян, большинство из них ранее проживали в таких городах и селах: Каффа, Карасу-Базар, Бахчисарай, Гезлу, Акмечеть, Эски-Крым, Топлу, Сала, Султан Сала, Орталан, Камышлик, Чуруксу, Бурунчук Отар и Топчак.  

Армянские переселенцы прибывают на земли в округе Александрова (ныне Запорожье), в район междуречья Самары и Орла, левобережных притоков Днестра. Однако армяне пожелали поселиться на другой территории: крымским армянам было дано право самим избрать себе земли для поселения. Выбор пал на Дон.   

В 1779 году Екатерина II подписала армянским переселенцам дарственную грамоту, по которой переселенцам на Дону разрешается строить город Нор-Нахичеван и вокруг него 5 сел.  В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их духовный глава архиепископ князь Иосиф Аргутинский, который 21 апреля 1781 года официально положил основание новому городу и пяти окружным селениям. город Нор-Нахичеван и сельскую округу в его окрестностях: Чартыр, или Орталанк, Тонги, или Топлу (ныне Крым), Мец-Сала (Большие Салы), Покр-Сала (Малые Салы) и «Нисвита».  Нор-Нахичеван стал уникальным городом на юге России в целом и на Дону в частности, так как был основан как моноэтничный город.   

Название города означало в пер. с арм. означает «новое пристанище», которое армяне обретали в России [9, 152]. В этот день архиепископ провел торжественную литургию и окрестил все четыре священных камня, которые нужно было заложить с четырех сторон строящегося города. Затем во главе с ним все нахичеванское духовенство в составе 120 архиереев и архимандритов торжественным ходом поочередно заложили эти камня в нужные места. Торжество закончилось праздничным салютом, который оповестил об основании города. Тогда же был принят первый генеральный план застройки Нового Нахичевана. По этому плану город был разбит на ровные кварталы, пересекающиеся в нем под прямым углом улицы и переулки-линии напоминали планировку застройки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, где преимущественно жили местные армяне  

Армянам были даны множество привилегий: утверждение самоуправления, разрешение вести судо- и делопроизводство на армянском языке, освобождение от торговых пошлин на 10 лет, разрешение на строительство армянских церквей. Всего 3 % жителей всего Донского региона стали составлять армяне.  

Уже к 1782 году по данным ревизских сказок в городе Нор-Нахичеване проживало 8230 человек, а с учетом сельских жителей округа общее число населения Ново-Нахичеванской армянской колонии составляла 11463 человека.  

В окружных армянских селениях и хуторах широко развивалось хлебопашество, а также скотоводство и овцеводство. На центральной площади города, вокруг армянского собора, были воздвигнуты так называемые гостинные дворы и торговые ряды, а также корпус «пассажа». Нахичеван снабжал товарами города Южной России и Северного Кавказа. Сюда стекались со всех сторон бесконечные вереницы подвод с товарами и за товарами.  

Архиепископ Иосиф Аргутинский открыл в городе небольшое училище для обучения армянскому и русскому языкам, а также основным правилам арифметики, а в монастыре, рядом с типографией, – школу для подготовки церковнослужителей.  

Из Крыма на Дон армяне перенесли множество традиций и обычаев, как архитектурных, так нематериальных [7, 44]. Архитектура тех лет практически не дошла до наших дней, традиции же, перенесенные из Крыма, еще долго сохранялись здесь на Дону, изменялись в новых условиях.  

Ко второй половине XIX века армяне основали в Нахичевани-на-Дону заводы и фабрики по производству мыла, табака, кирпича и др. Уже к началу XX века число жителей достигло 70 тысяч человек. Нор-Нахичеван принимал активное участие в культурной жизни армянского народа. Здесь действовали школы, гимназии, издавались газеты и журналы на родном армянском языке.  

Из среды донских армян вышло немало выдающихся личностей: просветитель, писатель и публицист Микаел Лазаревич Налбандян (1829–1866), один из основоположников армянской гражданской поэзии Рафаел Габриэлович Патканян (1830–1892), католикос всех армян Геворг VI Чорекчян (1868–1954), крупнейший живописец-пейзажист Мартирос Сергеевич Сарьян (1880–1972) и др.  

Итак, переселение христиан из Крыма, было важной частью внешней политики Российского государства на ее южном направлении. Удачная для России русско-турецкая война 1768–1774 годов, расширила границы империи на юг, освободила Крым от Турции и дала возможность колонизировать эти территории, и за счет христианского населения Крыма решить несколько задач. Во-первых, переселения трудолюбивого, коммерчески способного населения лишало крымского хана большей части налогов, которые он смог бы получить и, оказавшись в трудном финансовом положении, был вынужден отречься от престола в пользу Екатерины Великой, в результате чего Крым стал частью Российской империи. Во-вторых, заселяя Новороссию трудолюбивыми крестьянами, талантливыми ремесленниками, хваткими торговцами, Россия способствовала образованию нового, особого, южнорусского типа городов, такого как Нахичевань-на-Дону.   

 

Список литературы:
1. Арутюнян Л.В. Национально-религиозная идентичность крымских армян // Причерноморье. История, политика, культура. –  2010. – №2. – С. 58-65.
2. Григорьянц В.Е. Очерк истории крымских армян. // Историческое наследие Крыма № 20. 2007. С.158-171  
3. Восканян В.К. Армяно-русские отношения во втором тридцатилетии XVIII века: – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. – 409 с.    
4. Жамкочян А.Г., Абрамян А.Г., Мелик-Бахшян С.Т., Погосян С.П. История армянского народа. – Ереван: Издательство Ереванского государственного университета, 1975. – 784 с.
5. Микаелян В.А. История крымских армян. – Ереван: Айастан, 1989. – 419 с. 
6. Нерсисян М.Г. История армянского народа. – Ереван: Издательство Ереванского университета, 1980. – 460 с.   
7. Саргсян Т.Э. Из истории Армянской Церкви в Крыму (по памятным записям ХIV-ХVвв. // Историческое наследие Крыма. Симферополь, №18. 2007. С.15-32.  
8. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках. – Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1958. – 243 c.  
9. Хачикян А.Э. История Армении (краткий очерк). – Ереван: Эдит Принт, 2009. – 264 с.   
10. Шагиданова К.И. Деятельность армянских купцов в контексте российско-армянских отношений (II половины XVII – начала XVIII веков)//Вестник Российско-армянского (Славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. – 2019. – №3. – С. 55-64.