ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
INFORMATION TECHNOLOGY IN HEALTHCARE: PROSPECTS AND CHALLENGES OF DIGITIZATION
Ekaterina Ilyanova
Resident, Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Ufa
Gulgena Mustafina
Scientific supervisor .K.M.N. Associate Professor, Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Ufa
Аннотация. В статье рассмотрены перспективы и проблемы, которые возникли в связи с внедрением информационных технологий в сферу здравоохранения. В данной отрасли присутствует большое количество различных технологий, которые в свою очередь улучшают оказание медицинской помощи пациентам. Но также известно, что существуют определенные проблемы с проведение цифровизации в здравоохранении, которые связаны с конкретными причинами указанными в данной статье . Для улучшения коммуникации в системе «врач–врач», а также «врач–пациент» в настоящее время разрабатываются новые цифровые проекты .
Главной целью данных проектов, кроме совершенствования доступности медицинской помощи пациентам через удобную запись к врачу, получение медикаментов и инвалидности беспрепятственно, является приведение диагностики и лечения заболеваний к высоким стандартам, на ранних стадиях, удаленно, и в самое краткое время. Необходимость в этом была и будет актуальна.
Аabstract. The article discusses the prospects and problems that have arisen in connection with the introduction of information technologies in the healthcare sector. There are a large number of different technologies in this industry, which in turn improve the provision of medical care to patients. But it is also known that there are certain problems with digitalization in healthcare, which are associated with specific reasons indicated in this article. To improve communication in the doctor-doctor and doctor-patient systems, new digital projects are currently being developed.
The main goal of these projects, in addition to improving the accessibility of medical care for patients through a convenient appointment with a doctor, obtaining medications and disability without hindrance, is to bring the diagnosis and treatment of diseases to high standards, in the early stages, remotely, and in the shortest possible time. The need for this has been and will remain relevant.
Ключевые слова: здравоохранение, информационные технологии, интернет, цифровизация, единая государственная информационная система, телемедицина, интернет медицинских вещей, искусственный интеллект, робототехника, помощь, медицина.
Keywords: healthcare, information technology, Internet, digitalization, unified state information system, telemedicine, Internet of medical things, artificial intelligence, robotics, assistance, medicine.
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная деятельность, в ее динамическом развитии связана с революционными преобразованиями, в частности, с высокими технологиями, появление и совершенствование которых оказало и оказывает радикальное влияние на все сферы жизни общества. Одной из таких сфер жизни является здравоохранение. Задачей здравоохранения как отрасли является охрана здоровья населения страны. В данное понятие входит улучшение качества жизни и ее продолжительность, что достигается своевременным выявлением заболевания и его правильным лечением. Перспектива использования информационных технологий в сфере медицинских услуг очевидна и уже приносит положительные результаты.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цифровизация — это современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений. Данное определение отражает все стороны процесса внедрения информационных технологий в систему здравоохранения.
По сравнению с другими отраслями цифровизация в здравоохранении продвигается достаточно успешно. Так можно обратиться к данным исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
-96% медицинских организаций используют сеть Интернет.
-93% учреждений используют широкополосный Интернет
-94% используют в работе электронную почту
-94% ведут поиск информации через сеть Интернет
-75% медицинских учреждений обладают собственным веб-сайтом
- только 36% медицинских организаций используют электронные ресурсы для поиска потенциальных сотрудников для приема на работу.
Однако данные показатели необходимо считать успешными, так как они опережают по своей количественной и качественной характеристике многие другие отрасли в разделе цифровизации.
Именно поэтому в настоящее время успешно приведен в действие федеральный проект «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)».
Цифровизация в широком смысле — процесс переноса в цифровую среду функций и деятельностей, ранее выполнявшихся людьми и организациями. Согласно этому данный процесс приносит пользу, как пациентам, так и медицинским работникам.
В отрасли здравоохранения к настоящему времени успешно используется большое количество информационных технологий.
Основными являются:
-перевод информации с бумажных носителей на электронные, что позволяет использовать уже готовую, систематизированную информацию в открытом доступе, электронный формат медицинских карт , как и других документов также относится к данной технологии ;
-динамическое наблюдение за здоровьем пациента, что обеспечивается наличием в электронном формате всей информации о его заболеваниях и различных перенесенных состояниях;
-искусственный интеллект;
-телемедицина как одна из наиболее значимых и результативных технологий, которая позволяет пациентам на отдаленном расстоянии получать квалифицированную медицинскую помощь.
Перечисленные информационные технологии продолжают развиваться и привносить в медицину большое количество возможностей и результативность в целом.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В настоящее время учреждения и организации системы здравоохранения обладают огромными объемами информации, которая нуждается в оцифровке. Что поможет в последующем повысить качество медицинской помощи, ее доступность для пациентов, новые возможности для врачей, ведь вся информация находится в одном электронном ресурсе, что позволяет ,например, при постановке диагноза, требующего работы специалистов разных специальностей, обладать едиными данными о состоянии пациента.
Цифровизация как процесс, в здравоохранении привела к таким результатам как:
-высокий уровень оказания медицинской помощи;
- повышение доступности и своевременности медицинской помощи;
- повышение квалификации медицинских работников, благодаря дополнительным обучениям и открытому доступу к новым знаниям;
- обмен опытом на международном уровне, благодаря интернет ресурсам и проведению множества научных конференций в онлайн-формате;
-систематизация и повышение производительности работы медицинских учреждений;
– оказание медицинской помощи пациентам с ограниченными возможностями, а также лицам, проживающим в районах, где нет каких-либо узких специалистов;
- систематизация базы данных, бухгалтерского учета, управленческих систем и приема новых специалистов на работу;
- большие возможности в отрасли здравоохранения возникают для специалистов информационно-технического профиля;
Однако также необходимо обратить внимание на существующие проблемы цифровизации в здравоохранении:
-недостаток финансовой составляющей;
-недостаточная защита информации;
-недостаток кадров, способных работать с новейшими технологиями, который связан с возрастом и уровнем цифровой грамотности;
Несмотря на то, что в настоящее время, всё еще есть проблемы с внедрением информационных технологий в медицинскую сферу, большинство руководителей учреждений отзываются положительно о результативности данного процесса и показывают на примере своих субъектов его эффективность.
При этом необходимо отметить, что по каждой из существующих проблем поднимаются вопросы и задачи для последующего их решения. Так например, для объединения всего объема информации реализуется Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящий в национальный проект «Здравоохранение», направлен на обеспечение доступности гражданам цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, а также на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.
К 2025 году в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуг будут доступны запись на прием к врачу, на диспансеризацию, профилактический медицинский осмотр, на вакцинацию и плановую госпитализацию. Гражданам будут доступны медицинские документы независимо от субъекта Российской Федерации, где находится пациент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии в здравоохранении и цифровизация в целом это неоспоримо положительный процесс развития медицинской сферы, как для пациента, так и для медицинского работника.