ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ, КАК СПОСОБ УЛУЧШИТЬ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ
Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ, КАК СПОСОБ УЛУЧШИТЬ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ
ELECTRONIC JUSTICE AS A WAY TO IMPROVE COURT RECORDS MANAGEMENT
Natalia Burova
Student, Volgograd State University, Russia, Volgograd
Аннотация. В статье говорится о применении электронного документооборота в судебной системе на современном этапе развития Российской Федерации. Выявлены общие и отдельно взятые проблемы развития данного направления, предложены пути их решения.
В наше время ни один человек не обходится без работы с электронными документами и цифровой информацией.
Abstract. The article talks about the use of electronic document management in the judicial system at the present stage of development of the Russian Federation. The general and individual problems of the development of this area are identified, and ways to solve them are proposed.
Nowadays, no one can do without working with electronic documents and digital information.
Ключевые слова: делопроизводство, сертификат, цифровизация, электронный документ, документооборот, электронная подпись, идентификации лица.
Keywords: office work, certificate, digitalization, electronic document, document management, electronic signature, identification of a person.
В настоящее время вся работа государственных органов, в том числе юридических, по большей части происходит с применением электронных документов, цифровых носителей и компьютерных технологий.
Поэтому всё чаще происходит внедрение современных технологий, коим и является электронный документооборот, в судебный процесс. Всё чаще стала применяться электронная подпись, для заверки документов.
Важность данной темы заключается и в том, что компьютеризация и цифровизация всей деятельности человека, ведет к тому, что просто необходимо будет изменять все системы организаций, в том числе и внедрять электронное делопроизводство в судебную систему России.
Это позволит модернизировать всю судебную систему, ускорить и упростить документооборот, улучшить работу судов [1, с.65].
Эти усовершенствования поспособствуют своевременности и профессиональности защиты прав и свобод граждан.
Но, как и везде есть трудности, использования электронной подписи и электронных документов, свои тонкости. Ведь не смотря на то, что электронная подпись (её ключ, сертификат), выдаются только лично, по предъявлению документа удостоверяющего личность, воспользоваться ими могут и должностные лица (начальство путем неправомерного использования, давления на подчиненного), злоумышленники, завладев обманным путем, попросту выкрав токен, либо сертификат подписи. Ведь не смотря на то, что ключ и сертификат должны быть у того, кому их выдали, кто–то может ими завладеть и использует в корыстных целях.
Вся работа судов любой юрисдикции строго установлена законом, а также внутренними правилами.
Председатель суда – главный организатор работы всего суда. Согласно статье 6.2 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» он.
Его обязанность руководить всей организацией. Построить работу подчиненных. Контролировать весь рабочий процесс. Установить правила организации работы суда и следить за их соблюдением и т.д.
Вся организационная работа связана с информацией и документами. И целесообразно было бы внедрение информационной системы в деятельность суда. Было бы очень удобно использовать внутреннюю корпоративную систему для рассылки сообщений, необходимо создать и внедрить внедрить специальную программу внутри конкретного суда (единый корпоративный портал). Во многих судах уже частично создаются и внедряются подобные системы. Для того чтобы обеспечить гласность, доступ граждан к информации, затрагивающей их интересы, нужно опубликовывать такие документы в электронной форме на сайтах судов, имеющих общий доступ, в сети Интернет [2,c.8].
Организуя внутреннюю работу суда и в частности электронный документооборот, председателю, как и его подчиненным, во многих случаях, необходимо подписывать документы.
При электронном документообороте используется только электронную подпись.
По закону электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной подписью, имеет такую же юридическую силу, как документ на бумажном носителе, подписанный лично, из чего возникают предусмотренные для указанного документа правовые последствия. В нашей стране создан Удостоверяющий центр ГАС «Правосудие», который выдаёт, аннулирует и обеспечивает безопасность сертификата электронной подписи. Согласно Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа», судебные документы тоже можно изготавливать в электронном виде, с обязательной электронной подписью.
Но есть такие нюансы, как судебные акты, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную, охраняемую законом тайну, либо же дело рассматривается в закрытом судебном заседании, в таком случае, ни о какой электронной форме документа не может быть и речи.
Все требования к оформлению электронных документов, идентичны правилам оформления письменных документов, должны быть учтены и соблюдены все правила заполнения, проверки.
Для защиты и безопасности всех передаваемых данных, документов, информации в электронном виде, и была создана электронная подпись. Говоря простым языком – это совокупность различных математических знаков и цифр, выбранная рандомно, для каждого человека или организации своя (ключ для подписи). В Федеральном законе «Об электронной подписи» ФЗ–63, есть понятие, что «электронная подпись» – это цифровая копия личной подписи владельца бумажного документа, либо же какой–либо информации, в виде символов или знаков. Эта подпись подтверждает, что конкретную личную информацию передает собственник данной информации, что она не изменялась после подписания документа, не была прочитана третьим лицом.
На сегодняшний день без электронной подписи не обходится ни одно из действий с электронным документооборотом. Это и обращение к порталу Госуслуг и направление различных документов и отчетностей в налоговые и другие государственные структуры, как граждан лично, так и организаций.
Авторство передаваемого через электронную почту документа, сообщения, может быть защищено и подтверждено только лишь электронной подписью (ЭП). Для работы с документами в электронном виде, для их безопасной пересылки, через сеть Интернет, используются ключи электронной подписи.
Такие ключи могут храниться и переноситься только на специальном ключевом носителе, флеш – карте, имеющей свое название – токен.
У каждого человека или организации, своя подпись, защищенная на токене паролем (ПИН–кодом). Получить такую подпись, с ключом, можно в налоговой службе.
Но важно знать, что для безопасной работы с электронными документами, на компьютере, используемом для работы, устанавливается специальная лицензионная операционная система и лицензионная защищенная от взлома и посягательства на данные и информацию. Программа КриптоПро для работы с электронной подписью – программное обеспечение, необходимое для работы с электронной подписью, в соответствии с Федеральным законом № 63–ФЗ «Об электронной подписи».
Не смотря на планомерную нормотворческую работу по законному государственному регулированию оборота электронных документов, существует множество пробелов и проблем. Из – за недостаточной нормативной базы, применение электронных документов во всех сферах жизни общества и всего государства в целом, а также межгосударственное взаимодействие и взаимодействие между гражданами, не дает доминировать электронному документообороту над бумажным носителем[3,с. 166-168].
Существует несколько видов электронной подписи, самой простой из которых, пользуется, наверное, каждый человек – это простая электронная подпись, это код подтверждения из SMS-сообщения или вход в систему с помощью логина и пароля.
Электронное правосудие работает только с квалифицированной электронной подписью. Это подпись в виде связки открытого сертификата ключа проверки ЭП, выданного удостоверяющим центром и закрытого ключа ЭП (ассиметричное шифрование). Так же происходит обмен данными между пользователями сети Интернет[4,с.82].
Вся работа судов, всей судебной системы, связана с рассмотрением дел, споров как гражданских, так и государственных. Это осуществление правосудия в рамках гражданского, уголовного, административного и конституционного производства. Вся деятельность суда, так или иначе, связана с тайной информации (как частной, так и государственной). Ведь в ходе судебного производства обрабатывается персональная информация всех участников процесса, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения. А это все – конфиденциальная информация, разглашение которой не допустимо, в том числе может быть затронута и тайна, касающаяся государства, либо охраняемая законом, разглашение которой преследуется по закону. Следовательно, для нормального функционирования судебного процесса, для обеспечения эффективного делопроизводства и документооборота в суде, нужна хорошая защита и обеспечение защищённости от несанкционированного неправомерного доступа посторонних лиц [5.с 65].
При электронном судопроизводстве, а следовательно электронном делопроизводстве, электронном документообороте, основная угроза преступного вмешательства происходит по большей части дистанционно через коммуникационные компьютерные системы. Хотя и не исключены случаи преступного проникновения в кабинет судьи и посягательство на информацию, находящуюся в компьютере путем перекачивания ее на свой электронный носитель, флеш–карту, диск, токен.
На данный момент обеспечением информационной безопасности государственных информационных систем занимается управление цифровой безопасности Федеральной службы безопасности РФ.
Ещё одним государственным органом в сфере информационной безопасности является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ.
Обе эти структуры не только следят за законностью в данной сфере, но и утверждают технические требования и регламенты к защите информации, персональных данных.
Так как для функционирования судебной системы, необходимо использование электронной цифровой подписи, необходима комплексная защита от хакерских атак на чужие персональные данные (подделке сертификата ЭЦП, открытого ключа электронной подписи и перехвате данных).
Подделка сертификатов УЦ случается и в реальной жизни, правда крайне редко. Данные УЦ оперативно блокируют, а поддельные сертификаты отзывают[6.с 60].
С помощью цифровой подписи происходит вся идентификация пользователя в информационно-коммуникационных сетях и сети Интернет. Проверяется подлинность личности при обращении к определённому сетевому ресурсу, происходит обмен информацией в зашифрованном виде, который подтверждает идентификацию человека, при помощи цифровой подписи. Это позволяет однозначно принять и обработать электронный документ гражданина, и дает возможность функционировать системе электронного правосудия в удалённом режиме.
Одним из необходимых факторов для бесперебойной работы и нормального функционирования электронного документооборота является, информационно – технологическая система («облако»), работа которой позволяет размещать, хранить, запрашивать, обрабатывать и т.д. информацию, удалённо, с личного электронного устройства. Вся цифровая информация хранится на специальных серверах, откуда она может предоставляться по запросу любого участника судебного процесса, имеющего доступ и соответствующий пароль для доступа к сетевому ресурсу (облачному серверу) [7.с 73].
Важно и необходимо создать технологию защиты информационных технологий, с помощью которых будет функционировать всё электронное правосудие. Необходимо обеспечить защиту всей цифровой системы электронного правосудия от угроз из внешних источников.
У нас в стране уже созданы сервисы, позволяющие в электронном виде подавать документы в суд – это сервис ГАС «Правосудие» для судов общей юрисдикции и «Мой арбитр» для арбитражных судов. Доступ осуществляется при помощи входа в личный кабинет, вход в который через логин и пароль представляет собой простую электронную подпись.
При отправке искового заявления и после его предварительной автоматической обработке, электронные документы будут поступать в одну из подсистем: Суды общей юрисдикции (СОЮ), Арбитражные суды (АС), Военные суды, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ. Затем они будут распределяться по инстанциям, и по территориальному признаку.
Для каждого конкретного дела, каждого электронного документа делается электронная «карточка», в которую заносится вся имеющаяся информация. Отслеживать действия с данным электронным документом можно в личном кабинете, лица имеющего к нему доступ[8.с 21].
В карточку дела заносятся все изменения, происходящие в течении судебного рассмотрения. У каждого документа свой индивидуальный номер. Заинтересованное лицо, имеющее доступ к личному кабинету может отслеживать все движения по работе с документами, все записи судей, все запросы, ответы, предписания. Если документ принят в дело об этом появляется запись, если отклонен, то обратившемуся лицу объясняются его ошибки, исправив которые можно снова подать иск.
Для того чтобы исключить предвзятость, коррупцию, личную заинтересованность в судебных процессах, очень важно использование автоматизированной информационной системы.
В настоящее время всё чаще применяется проведение судебных заседаний при помощи видеоконференц – связи[9.с 50].
Повсеместно при судопроизводстве ведется обязательное аудиопротоколирование судебного заседания, что помогает улучшить и ускорить работу помощников судей, секретарей, да и подспорье при работе с делами для самих судей.
Во все времена большое значение имело информирование, извещение участников процесса. В настоящее время это можно сделать при помощи телефона, смс – оповещения, электронной почты, современных мессенджеров.
Важным вопросом – это хранение дел. Каждое дело, находящиеся в соответствующем суде хранится на серверах, находящихся в самом их здании и при необходимости их передачи (например, по подсудности или в рамках апелляционного производства) передаются в соответствующий суд.
Решённые дела, вступившие в законную силу, хранятся в специально созданных дата – центрах, отдельно по каждому субъекту РФ.
Вопрос территориальной подсудности. Чтобы избежать проблем, при обращении в суд, нужно предусмотреть подсудность при заключении договора. Если этого не сделано, необходимо обратиться к провайдеру с заявлением о передаче сведений об используемых IP‐адресах отправителя (физического лица, ИП, организации).
Проблема представления электронного документа в качестве доказательства. Согласно статьям 64 и 75 АПК РФ все представляемые доказательства приобщаются к делу в бумажной форме. Поэтому нужно перевести электронные документы в бумажный вид (чаще всего через нотариуса).
В суде рассматривают любые доказательства, предоставляемые сторонами и подтверждающие правомерный документооборот. Это могут быть финансовые документы, накладные, договора и т.д. Важно ещё при заключении договора с кем либо, обговорить и учесть в нём, признание и использование электронного документооборота, и подписание документов электронной подписью.
Примеры успешной судебной практики по ЭДО
Дело №А40-98804/17–44–908. Фирма «Парус» (истец), обратилась в суд. Директор фирмы, заключил договор на оказание услуг по выдаче сертификатов соответствия, в компанию «Велес». Фирма «Парус» провела оплату по своим обязательствам. Но спустя некоторое время, сертификаты им стал не нужен, и фирма решила расторгнуть договор, потребовав вернуть деньги от компании «Велес». Но, компания уже изготовила сертификаты, отправила их по договору через оператора электронно, сертификаты были доставлены. Но фирма « Парус» настаивала на необоснованном обогащении компанией «Велес», поэтому обратилась с иском в суд. Ответчик обратился к оператору ЭДО, о предоставлении информации о переданных данных. Оператор ЭДО доказал суду, что услуга по сертифицированию оказана. Суд учел эти доказательства, не увидел признаков необоснованного обогащения компанией «Велес», ведь доказана оказанная при помощи ЭДО услуга. Иск не был удовлетворен. При этом необходимо помнить о привлечении оператора ЭДО в качестве свидетеля (третьего лица).
Ещё одно из дел — дело№А40–88089/209. Две фирмы «Звезда» и «Искра», заключили агентский договор, согласно которому продавались через онлайн – бронирование туристические путевки. По договору между фирмами весь документооборот, все договора, все оплаты происходили электронно. Все документы (акты о выполненной работе, о возвратах, об оплате услуг и т.д.), подписывались сертифицированной электронной подписью. Фирма «Звезда» (истец), свои обязательства по договору выполнил, услуги оказала в полном объёме, все документы оформлялись, подписывались квалифицированной электронной цифровой подписью, и отправлялись в срок. Однако, фирма «Искра» (ответчик), не оплатила предоставленные услуги и свои обязательства не исполнила. Руководство «Звезды» обратилось с иском в суд, для привлечения фирмы «Искра» к ответу. Ответчик мотивировал свой отказ по исполнению обязательств, тем, что документы руководством не подписывались, и вообще они подделаны. Суд призвал в качестве свидетеля оператора ЭДО, который предоставил все доказательства правомерности подписанных документов, всю информацию, подтверждающую юридическую значимость подписанных документов. Что является подтверждением деловых отношений для суда. Суд признаков подделки не обнаружил. А ответчик со своей стороны, документов подтверждающих оплату договоров, и отсутствие задолженностей по оплате услуг, не предоставил. Требования истца были удовлетворены в полном объеме.
Переход на электронный документооборот — это решение не только программно-технических, но и многих других вопросов.
В наше непростое время использование ЭДО в любой организации сейчас это просто острая необходимость.
Важно и нужно правильно организовать всю работу, прописав все регламенты работы с электронными документами.
А внедрение системы электронного правосудия, поможет не только разгрузить суды, уменьшить «бумажные завалы» в канцелярии суда, в архивах, в кабинетах судей и их помощников судей. Это намного упростит судебную систему.
В первую очередь работа с электронными документами удобна тем, что позволяет сэкономить средства и время.
Использование электронного документооборота в судах важна тем, что во – первых передача и получение файлов с документами происходят без задержек (это крайне важно, поскольку в случае нарушения установленных сроков подачи документов заявление вернут без рассмотрения); во – вторых переданные документы сохраняются в системе, что позволяет обращаться к ним в любое время; в – третьих в отличие от судебной канцелярии сервисы работают круглосуточно, что позволяет передать суду подготовленный документ в любое время, а при необходимости можно отправлять дополнительные документы, которые могут потребоваться для дела.
В современном мире происходит глобальная информатизация современного общества. Развиваются новые формы взаимодействия в социально – экономической сфере и гражданском обороте, где применяются электронные средства коммуникаций: мировая сеть Интернет, мобильные и спутниковые системы связи и т.д.
Наша страна стремится к современной цифровизации всех сфер общества, экономики. Внедрение новых технологий позволяет развиваться всем структурам, в том числе и судебной.
Пусть не сразу, а поэтапно, пошагово, но происходит внедрение электронного документооборота, электронного взаимодействия в судопроизводстве на разных судебных уровнях.
Развитие системы электронного правосудия – это обеспечение открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышение качества и эффективности работы судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей, приведение российского законодательства в соответствие с нормами международного права и международными стандартами[10.с 38].
Для создания эффективного электронного судопроизводства в России, необходимо модернизировать информационно – технически всю судебную систему, на всех уровнях.
Необходимо принятие новых правовых норм, введение в судебную систему электронного делопроизводства, обучение работников судов работе с электронными средствами и многое другое.[12.с 51].
Внедрение «электронного правосудия» подразумевает внедрения и использования информационных технологий внутри системы, и во взаимоотношениях с внешними субъектами, а также формирования правовой базы или принятия правовых норм, регулирующих процессуальные аспекты осуществления правосудия с помощью электронных средств.
Внедрение электронных сервисов взаимодействия положительно повлияет и облегчит доступность к судебной системе лиц, не имеющих юридического образования. Ведь при подаче заявлений в интерактивном виде, человек отвечает на представленные в форме заявления уже готовые вопросы.
А это важно для многих не разбирающихся в юридических тонкостях людей. Благодаря данной форме обращение отпадает необходимость в платных услугах профессиональных консультантов и представителей.
Важно отметить, необходимость разработки интерактивных форм документов, разъясняющих права и обязанности лиц, обращающихся в суд, и подробно объясняющих людям правильность вносимой информации о смысле и последовательности совершаемых процессуальных действий. Нужно создать памятки – путеводители с подробным алгоритмом действий человека по электронному обращению в судебные органы. Обучающие туры по отслеживанию продвижения электронных документов по судебным инстанциям и т.д.[13.с 38-43].
События, связанные с особенностями правосудия во время действия ограничительных (карантинных) мероприятий, свидетельствуют об актуальности мер, направленных на совершенствование регулирования процесса дистанционного участия лиц в судебных заседаниях, применение дистанционного обращения, рассмотрения дел и т.д.
В настоящее время в нашей стране наиболее перспективными направлениями развития электронной судебной системы можно назвать:
1. проведение онлайн – процессов, применяющих видиосъемку, увеличение
практики их использования;
2. введение возможности подачи исковых заявлений в виде заполнения электронных форм документов;
3. дальнейшая автоматизация и роботизация процесса рассмотрения дел;
4. перевод рассмотрения некоторых категорий споров полностью в онлайн,
5. создание электронной базы данных;
6. взаимодействие информационных систем правосудия с иными государственными информационными системами;
7. внедрение прогрессивных электронных сервисов, для повышения их доступности для большей части судов.
Поэтому важной задачей, стоящей перед законотворцами, стоит создание необходимой нормативной правовой и методической, технической базы для работы с электронными документами для скорейшего развития и полного внедрения электронной системы правосудия.
Ведь внедрение электронного правосудия существенно снизит издержки судебной системы (временные, технологические, денежные); сделает судопроизводство более прозрачным, удобным и ориентированным на граждан, создаст положительный имидж судебной системы, позволит России занять одно из лидирующих мест в мировом опыте внедрения электронного судопроизводства, даст возможность судам творить справедливость, обеспечит переход к цифровизации других сфер жизни.