Акты прокурорского реагирования, принимаемые при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере долевого строительства многоквартирных домов
Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Акты прокурорского реагирования, принимаемые при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере долевого строительства многоквартирных домов
Эффективность проведенных надзорных мероприятий во многом зависит от того, насколько обоснованно, оперативно и в полном объеме прокурором использовались меры реагирования.
При принятии мер прокурорского реагирования в рассматриваемой сфере необходимо руководствоваться указанием ГенПрокуратуры РФ «Об устранении недостатков в практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере строительства жилых домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан»[1].
В соответствии с п. 1.2 Указания прокурорам необходимо сосредоточить усилия на принятии превентивных мер, а также своевременном комплексном реагировании на нарушения и постановке вопроса об ответственности виновных лиц, соблюдая при этом баланс публичных и частных интересов.…
В каждом конкретном случае должен обеспечиваться индивидуальный и взвешенный подход к применению мер реагирования; акты прокурорского реагирования в сфере долевого строительства многоквартирных домов должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством[2].
Во всех случаях выявления прокурорами фактов осуществления строительства на земельных участках без правоустанавливающих документов на землю и разрешительной документации, а также с нарушением условий землепользования и строительства прокурору необходимо давать оценку бездействию органов государственного земельного и строительного надзора, органов контроля и надзора в области долевого строительства, органов местного самоуправления, не обеспечивших своевременное пресечение действий застройщика по незаконному строительству.
При выявлении правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, прокурор в соответствии со ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо обращается в суд с заявлением об оспаривании незаконного акта[3].
В силу того, что решения суда обеспечены силой принудительного исполнения, действенной мерой прокурорского реагирования является направление заявлений в суд в целях прекращения нарушения прав публичных образований, неопределенного круга лиц либо восстановления нарушенных прав граждан.
При направлении заявлений в защиту прав участников долевого строительства необходимо учитывать ограничения на применение данной меры реагирования, установленные ст. 45 ГПК РФ [4].
Вместе с тем недопустимо принятие мер прокурорского реагирования без должной оценки возможных негативных последствий исполнения требований прокуроров.
Например, инициирование процедуры сноса заселенного дома, в отношении которого не оформлена разрешительная документация, может повлечь нарушение прав граждан, являющихся добросовестными участниками правоотношений. Прокуроры должны исключить предъявление в суд исков о сносе многоквартирных и иных жилых домов, кроме случаев их некачественного строительства и опасности для жизни жильцов.
Во исполнение требований п. 16 приказа ГенПрокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам необходимо принимать обязательное участие в рассмотрении представлений, в ходе чего предлагать конструктивные способы решения проблемных ситуаций (например, способы обеспечения прав дольщиков, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, в тех случаях, когда возможность достройки проблемного жилищного объекта отсутствует)[5].
В соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет должностному лицу в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения законов.
Например, обоснованным является объявление прокурором предостережения руководителю организации-застройщика в случае выявления отставания от графика строительства, т.к. в такой ситуации застройщиком может быть нарушено требование закона о необходимости своевременного уведомления участников долевого строительства о невозможности завершения строительства к установленному в договоре сроку и направления им предложения об изменении данного условия договора.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
Ответственность за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости установлена ст. 14.28 КоАП РФ.
Полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел данной категории наделены органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости[6].
Самостоятельно возбуждать дела указанной категории прокурор вправе в случаях, требующих прокурорского вмешательства, при этом не должны оставаться без внимания факты бездействия со стороны уполномоченных контролирующих органов.
При наличии признаков состава преступления прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
Перечисленные акты представляют собой основные формы реализации полномочий прокурора по устранению/предупреждению выявленных нарушений норм действующего законодательства.