Статья:

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Конференция: CCLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Каскинова И.И. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(265). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(265).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Каскинова Ирина Ильгамовна
ординатор, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Мустафина Гульгена Раисовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г.Уфа

 

DEVELOPMENT OF HEALTHCARE INFORMATION SYSTEM IN THE RUSSIA AND REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

 

Irina Kaskina

Resident, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

Gulgena Mustafina

Scientific adviser, Cand. Med. Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены аспекты  нового направления в медицине – цифровизация и информационное здравоохранение на примере Республики Башкортостан. Раскрыты основные цели данного направления и преимущества.

Abstract. This article examines aspects of a new direction in medicine – digitalization and informatization of healthcare using the example of the Republic of Bashkortostan. The main goals of this direction and its advantages are revealed.

 

Ключевые слова: цифровизация, информационная медицина, Республика Башкортостан, здравоохранение, Минздрав.

Keywords: digitalization, information medicine, Republic of Bashkortostan, healthcare, Ministry of Health.

 

Цель исследования. Изучить информационную систему здравоохранения, проанализировать этапы ее становления и выявить основные цели и применение в Республике Башкортостан.

Материалы и методы. Материалами к исследованию стали учебные пособия, научные статьи, статистика введения цифровизации в медицине в регионах РБ.

Результаты и обсуждение.

Необходимо отметить, что медицинская информационная система (МИС) — это комплекс программных и аппаратных средств, предназначенных для сбора, хранения, обработки, передачи и использования медицинской информации в здравоохранении.

Первые исследования и публикации, посвященные применению информационных технологий в здравоохранении СССР, появились в 60-х годах прошлого века. С того времени в нашей стране была сформирована собственная научная школа и рынок самых разнообразных программных продуктов, предназначенных для применения в медицине и здравоохранении [1]. 

К середине 2000-х гг. в среде практического здравоохранения начало формироваться понимание, что МИС МО и другие программные продукты могут стать действительно эффективным инструментом для развития медицины. Вместе с этим уровень их проникновения в медицинские организации был единичным и случайным. Отсутствие государственного финансирования и регулирования приводило к тому, что проекты информатизации запускались по инициативе руководителей, интересовавшихся новыми технологиями. Чаще всего первые компьютеры появлялись в отделениях статистики и в бухгалтерии для автоматизации управленческой деятельности. Закупка компьютерной техники и программного обеспечения велась на собственные средства МО.

МИС позволяют:

  1. Хранить и обрабатывать медицинские данные. Это включает данные о пациентах, медицинские карты, результаты анализов и обследований, информацию о лекарственных препаратах и многие другие данные.
  2. Автоматизировать медицинские процессы. Например, системы записи пациентов, назначения лекарств, проведения обследований и выдачи результатов, оплаты медицинских услуг, а также системы управления лечением пациентов.
  3. Управлять медицинскими ресурсами. Системы управления медицинскими ресурсами позволяют контролировать запасы медицинских препаратов и расходные материалы, планировать работу медицинского персонала, а также управлять финансовыми ресурсами медицинской организации.

В настоящее время в России идет реализация федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (ЕЦКЗ), предусмотренного в рамках национального проекта «Здравоохранение», запущенного на основании Указа Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2].

Паспорт проекта создания ЕЦКЗ был утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.

Целью проекта является повышение эффективности функционирования здравоохранения России путем дальнейшего развития и углубленного внедрения информационных и платформенных решений, что должно сформировать в каждом субъекте РФ так называемый Единый цифровой контур, который, в свою очередь, должен стать основой будущей цифровой трансформации здравоохранения. Целевое государственное финансирование на реализацию проекта в 2019-2024 гг. составляет 177 млрд. руб[3].

Основными направлениями реализации проекта являются:

- внедрение МИС в медицинских организациях, переход на юридически значимую ЭМК;

- внедрение региональных сервисов и систем для управления здравоохранением;

- функционирование федерального центра обработки данных и федеральных сервисов ЕГИСЗ;

- развитие сервисов личного кабинета пациента «Мое здоровье» единого портала государственных услуг (ЕПГУ);

- методическая поддержка и контроль реализации проекта со стороны Минздрава.

Последовательная реализация в 2011-2024 гг. ряда государственных проектов и существенные государственные инвестиции в это направление обеспечили к настоящему времени значительный рост оснащенности медицинских организаций компьютерной техникой, включая персональные компьютеры для рабочих мест медицинских работников, серверы и т. д. (рис. 4). По данным официальной статистики, за последние двадцать лет число персональных компьютеров и серверов, имеющихся в организациях государственного здравоохранения, увеличилось в 12 раз[4].

Такая цифровая политика в области медицины прослеживается на всероссийском уровне. Что касается регионов, то на заседании коллегии Министерства здравоохранения РБ по итогам деятельности учреждений здравоохранения Башкортостана за 2021 год заместитель Премьер-министра Правительства – министр здравоохранения республики Максим Забелин представил доклад, в котором была затронута тема масштабной цифровизации сферы здравоохранения. «- На сегодняшний день к высокоскоростной сети Интернет подключено 1 802 фельдшерско-акушерских пункта. Это более 90% всех пунктов, в этом году мы планируем завершить этот процесс. В республике преобладает сельское население, и телемедицина открыла жителям отдаленных территорий возможность к онлайн-консультациям профильных специалистов прямо на местах, в этих пунктах», - заявил Максим Забелин. В единой государственной информационной системе состоит 205 медицинских организаций различных форм собственности и 124 аптечных пункта, отметил министр и подчеркнул, что эта база медицинских документов содержит огромный объем информации, включая более 4,5 миллионов электронных медицинских карт жителей. Центральную роль в развитии информационной системы в Башкортостане выполняет проект «Цифровой контур» национального проекта «Здравоохранение» [5] . (Рис.1)

 

Рисунок 1. Итоги проекта в разных сферах медицины

 

По итогам 2021 года, все основные показатели проекта были достигнуты и перевыполнены.

Проанализировав статистические данные Республики, пришли к выводу, что информационная система республики состоит из 25 крупных подсистем, такие как онкология, кардиология, акушерство и профилактика, позволяющие профильным врачам в режиме реального времени проводить эффективный мониторинг состояния здоровья жителей республики по направлениям, непосредственно влияющим на показатели демографии.

В 2021 году в Центр управления сердечно-сосудистыми рисками было направлено 9 408 ЭКГ, в 2020 году 5 329 ЭКГ, на основе которых проводится мониторинг на выявление подозрений сердечно-сосудистого заболевание и оперативное направление пациента к узкому специалисту для прохождения расширенного обследования. У жителей республики большим спросом пользуется возможность бесплатного звонка в Контакт-центр. В 2021 году получено и обработано более 4,8 млн. звонков.

Также еще одним нововведением в информационной системе здравоохранения в РБ «Голосовой помощник», который внедряется Минздравом республики. Пилотный проект уже показал свою эффективность, на сегодняшний день роботом в автоматическом режиме оформлено более 170 тысяч вызовов.

Также уже несколько лет жители Башкирии пользуются интернет порталами и мобильными приложениями. Пациенты имеют доступ к своей электронной медицинской карте и результатам анализов, включая результаты ПЦР-исследований. В 2021 году сервисами Личного кабинета пациента «Мое здоровье» портала Госуслуг воспользовались 898 тысяч граждан республики.

Башкортостан активно участвует в федеральных проектах, в том числе в части совершенствования сервиса "Мое здоровье" портала Госуслуг. В 2022 году планируется вывести новые дистанционные удобные функции – запись к врачу по направлению и на диспансерное наблюдение, онлайн-прикрепление к поликлинике, получение цифрового полиса ОМС.

Минздравом РБ реализуются пилотные проекты по электронному рецепту. Проводится комплексная автоматизация льготного лекарственного обеспечения – сформированы единые регистры льготников, автоматизирован процесс выписки электронных рецептов. А также будет осуществлена возможность выписки электронного платного рецепта[6] . Медицинские организации республики активно участвуют в переходе на электронный медицинский документооборот. Оформляются электронные больничные, направления на медико-социальную экспертизу. С первого марта 2022 года запускаются электронные свидетельства о рождении и смерти. На сегодня передано уже более одного миллиона документов. - Одним из ключевых направлений развития цифровизации, безусловно, является телемедицина. За последние два года, из-за пандемии, произошел существенный толчок в развитии телемедицинских технологий. Востребованность в удаленных консультациях выросла в 7,5 раз, - сообщил Максим Забелин на заседании коллегии по итогам деятельности учреждений здравоохранения РБ за 2021 год.

Как рассказал руководитель ведомства, в республике созданы центры компетенций и амбулаторные центры компьютерной томографии, позволяющие врачам проводить обмен медицинской информацией в реальном времени. А также проводится работа по внедрению технологий искусственного интеллекта в части анализа КТ патологии легких и маммографических исследований.

В цифровом плане хорошо развита лабораторная служба республики. Автоматизированы задачи лабораторий, результаты исследований сразу поступают в амбулаторную карту и личный кабинет пациента. Количество выполненных лабораторных исследований в 2021 году выросло в 80 раз по сравнению с 2014 годом и составило более 100 миллионов исследований.

Таким образом, подводя итог наших рассуждений, отметим, что важными задачами дальнейшего развития цифровизации в здравоохранении республики является внедрение технологий диагностики с использованием искусственного интеллекта и дистанционного мониторинга состояния здоровья граждан, с возможным подключением медицинского оборудования для передачи данных дистанционно, браслетов для идентификации пациентов и мобильных версий приложений, - резюмировал свое выступление министр здравоохранения и подчеркнул, - Это даст возможность для проведения удаленного мониторинга состояния здоровья, повышения качества диагностирования и разработки тактики лечения [7] .

 

Список литературы:
1. Акопов, В. И. Медицинское право. Современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья / В.И. Акопов. - М.: Феникс, 2022. - 378 c.
2. Арунянц, Г. Г. Информационные технологии в медицине и здравоохранении / Г.Г. Арунянц, Д.Н. Столбовский, А.Ю. Калинкин. - М.: Феникс, 2023. - 384 c.
3. Борьба с неравенством в здравоохранении. Синтез опыта и инструментов. - М.: Весь Мир, 2021. - 130 c.
4. Гладких, П. Ф. Здравоохранение блокированного Ленинграда (1941-1943 гг.) / П.Ф. Гладких. - М.: Медицина, 2022. - 248 c.
5. Ольховский, Анатолий Здравоохранение России. Двадцать лет реформ, которых не было: моногр. / Анатолий Ольховский , Сергей Тихонов. - М.: Нестор-История, 2021. - 290 c.
6. Пашинцев, И. А. К. Маркс и Ф. Энгельс о социальных основах здравоохранения / И.А. Пашинцев. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2023. - 135 c.
7. Рассел, Джесси Всемирная организация здравоохранения / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2023. - 926 c.