Статья:

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МВД РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Конференция: CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Блумбах М.М. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МВД РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(266). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(266).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МВД РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Блумбах Максим Мартынович
слушатель, Академия управления МВД России, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются правовые и организационные меры, осуществляемые Министерством внутренних дел Российской Федерации в сфере международного взаимодействия с целью борьбы с преступностью. Раскрывается роль организаций, на базе которых осуществляется сотрудничество, а также анализируется нормативно-правовая база, являющаяся юридическим основанием взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран.

 

Ключевые слова: международное сотрудничество, МВД России, борьба с преступностью, международное право, Интерпол.

 

Транснациональная преступность представляет собой одну из самых серьезных угроз не только для национальной, но и международной безопасности. Данные отечественных и зарубежных правоохранительных органов свидетельствуют о фактах адаптации преступников к изменяющимся условиям глобализации и использования в преступных целях преимуществ свободного перемещения людей, финансов, товаров, услуг и капитала. В связи с этим международное сотрудничество становится ключевым фактором успешной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, киберпреступностью, отмыванием денег, терроризмом и другими опасными преступлениями.

Вопросы согласования усилий государств в борьбе с международной преступностью, а также укрепления международного сотрудничества решаются на уровне Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, который проводится каждые пять лет, начиная с 1955 года [2, с. 16]. Тематика каждого Конгресса отражает актуальные проблемы, связанные с борьбой с транснациональной преступностью. Например, на 14-м Конгрессе, прошедшем в 2020 году в Киото, обсуждались вопросы, направленные на активизацию мер предупреждения преступности, уголовного правосудия и обеспечения верховенства права [4, с. 104].

Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч. 5 ст. 10) [1].

Активная работа по установлению взаимодействия МВД России с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями ведется фактически с момента создания самого министерства. На сегодняшний день только в рамках СНГ подготовлено значительное число многосторонних межгосударственных и межправительственных договоров. Среди них: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.); Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.), преступностью (1998 г.), правонарушениями в области интеллектуальной собственности (1998 г.), незаконной миграцией (1998 г.), терроризмом (2000 г.), незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 г.), преступлениями в сфере компьютерной информации (2001 г.), преступностью на транспорте (2004 г.), налоговыми преступлениями (2005 г.), хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата (2005 г.), торговлей людьми, органами и тканями человека (2005 г.).

Международные механизмы борьбы с преступностью включают не только конвенции и договоры, но и множество оперативных мер. Так, Национальное центральное бюро Интерпол (НЦБ Интерпол) предоставляет государствам-членам доступ к глобальной базе данных, которая помогает устанавливать местонахождение и организовывать последующее задержание разыскиваемых преступников, потерянные или украденные документы, похищенные объекты культурного наследия, транспортные средства и т.д. [3, с. 156] Такое взаимодействие позволяет оперативно обмениваться информацией между правоохранительными органами разных стран, повышая эффективность противодействия международным преступным группам, а также задержанию лиц, скрывшихся от следствия и суда.

На территории Российской Федерации НЦБ Интерпол осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и рекомендациями Интерпола, Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпола)», а также Инструкцией об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221.

Отдельного внимания заслуживает ставшая актуальной для современной России проблема борьбы с киберпреступностью. Данный вид преступности является в последние годы самым быстро развивающимся видом транснациональной преступности. Кибермошенничества и кибератаки наносят огромный ущерб, как физическим лицам, так и частным компаниям, а также государственным структурам, что требует глобального сотрудничества в сфере кибербезопасности. Создание «Глобального форума по кибербезопасности (GCSF)» и участие России в таких инициативах свидетельствует о растущей важности международной координации и взаимодействия между правоохранительными органами зарубежных стран. Сотрудничество в этой сфере особенно необходимо для борьбы с кибератаками, направленными на критическую инфраструктуру, финансовые системы и функционирование государственных органов.

Наряду с киберпреступностью одним из наиболее значимых вызовов является такой вид преступления как торговля людьми, борьба с которой также требует совокупных усилий и сотрудничества в правоохранительной сфере целого ряда государств. Программа ООН по борьбе с торговлей людьми и «Международная организация по миграции (МОМ)» играют важную роль в обеспечении информационного обмена и координации полицейских организаций в борьбе с этим преступлением. Также благодаря вышеуказанным организациям реализуются международные программы по защите жертв похищений.

Министерство внутренних дел Российской Федерации активно участвует в этих международных инициативах, осознавая важность многостороннего сотрудничества в борьбе с преступностью. Помимо вышеуказанных направлений сотрудничества МВД России с зарубежными правоохранительными органами, следует отметить, что согласно концепции внешней политики России, большое внимание уделяется двустороннему и многостороннему сотрудничеству с государствами в рамках различных международных организаций, таких как «Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)», «Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)» и уже упомянутое «Содружество Независимых Государств (СНГ)». Все вышеуказанные организации также являются важными площадками для дальнейшего развития отношений в правоохранительной сфере и координации усилий по борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и другими формами организованной преступности, представляющими угрозу безопасности региона.

Необходимо также подчеркнуть важность международного сотрудничества в развитии возможностей использования новейших технологий в сфере борьбы с преступностью. Современные правоохранительные органы активно внедряют в свою работу аналитические инструменты на основе искусственного интеллекта, большие данные, системы мониторинга и анализа, которые позволяют прогнозировать и предотвращать преступления. Международное сотрудничество в этой сфере также имеет ключевое значение не только с точки зрения обмена технологиями, но и обмена информацией, так как транснациональные преступные сети всё чаще используют зарубежные серверы, а также новейшее программное обеспечение, позволяющее скрывать следы своей деятельности.

Несмотря на организованное международное сотрудничество МВД России с правоохранительными органами зарубежных стран, борьба с транснациональной организованной преступностью остаётся серьёзным вызовом. Она требует не только усиления координации между государствами, но и повышения эффективности правоохранительных структур, дальнейшего развития нормативной базы и внедрения инновационных подходов в раскрытие и расследование преступлений. В данном контексте ключевую роль играет активное международное сотрудничество правоохранительных органов, направленное на разработку и реализацию международных договоров, совершенствование организационных мер, формирование различных программ взаимодействия, направленных на обеспечение глобальной безопасности и правопорядка.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.
2. Квашис В.Е. К XIV Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: основные проблемы, цели и задачи // Научный портал МВД России. 2019. №3 (47). 
3. Митьков А.Н., Бабушкин А.А. Региональные подразделения НЦБ Интерпола как субъекты оперативно-розыскного противодействия транснациональной преступности в современных условиях // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4).
4. Титушкина Е.Ю. Приоритетные направления предупреждения преступлений: Россия и мировой опыт (по материалам 14 Конгресса ООН по предупреждению преступности уголовному правосудию) // Академическая мысль. 2020. №4 (13).