Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Конференция: CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Киреева Э.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(266). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(266).pdf (дата обращения: 16.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Киреева Элиза Галимовна
ординатор, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Мустафина Гульгена Раисовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Нами было проведено изучение факторов, влияющих на успеваемость обучающихся в медицинском ВУЗе с помощью анализа физиологических показателей и опросников.

 

Ключевые слова: успеваемость, психоэмоциональное состояние студентов, стресс, ответственность, тревожность.

 

Введение. Успешность учебной деятельности студентов зависит от многих факторов [1]. Интенсивная умственная деятельность, ограниченная двигательная активность, повышенная статическая нагрузка, нарушение режима сна, эмоциональные переживания ведут к перенапряжению вегетативной нервной системы, регулирующей нормальную жизнедеятельность организма [2]. В сфере высшего образования особенно актуальна проблема стресса и тревожности. Студенты среди представителей других социальных групп испытывают более высокое эмоциональное и умственное напряжение в процессе адаптации к новым условиям жизни и обучения [3]. Возникновение стресса у студентов часто связано с недостатком сна, низкой двигательной активностью, конфликтами с однокурсниками, преподавателями и родителями, большой учебной нагрузкой, неумением рационально распределять свое свободное и рабочее время [4].Экзаменационный стресс также оказывает негативное влияние на процессы восприятия и обучения студентов, что может отразиться на их успеваемости и еще больше усилить напряжение [5],высокий уровень которого приводит к срыву адаптации и формированию тревожного состояния у обучающихся медицинских вузов [6].

Методы. Исследования были проведены с участием студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов БГМУ в возрасте от 18 до 23 лет. Исследовательская выборка составила 51 студент, которые были разделены на 2 группы по итогам двух сессий: 1-ая – «отличники» (n =29), 2-ая –«хорошисты»(n =22). «Ударников» среди респондентов не оказалось, что возможно объясняется проведением исследования в группах, обучающихся на бюджетной основе. В обычные учебные дни проводилась регистрация физиологических показателей, отражающих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: частоты сердечных сокращений в минуту (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), артериального давления систолического (СД), артериального давления диастолического (ДД), а также замерялись показателя роста и веса. По этим данным были рассчитаны индексы, отражающие психофизиологическую адаптацию организма: вегетативный индекс Кердо (ВИК) – показатель, использующийся для оценки деятельности вегетативной нервной системы. ВИК = (1 – (ДД/ЧСС)) х 100%. Если значение этого индекса больше нуля, то преобладают симпатические влияния в деятельности вегетативной нервной системы, если меньше нуля – парасимпатические влияния, если равно нулю, говорят о функциональном равновесии. Уровень испытуемого стресса (УИС): УИС = ЧСС x АДп x M1/3x 0,000126, где АДп - пульсовое артериальное давление, мм рт.ст. АДп = СД-ДД. В норме УИС составляет не более 1,5 усл. ед., 1,5-2,0 усл. ед. – умеренный стресс, более 2,0 усл. ед. – выраженный стресс. Адаптационный потенциал (АП) оценивает уровень приспособляемости организма человека к различным меняющимся факторам внешней среды. АП = 0,011хЧСС + 0,014хСД + 0,008хДД + 0,014хВ + 0,009хМ – 0,009хР – 0,27, где В – возраст, годы; М – масса, кг; Р – рост, см. Удовлетворительная адаптация для юношей ≤ 2,20, для девушек ≤ 1,96; напряжение адаптации для юношей – 2,21-2,43, для девушек - 1,97-2,23; неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации для юношей ≥ 2,44, для девушек ≥ 2,24. С целью изучения психоэмоционального состояния студентов было проведено психологическое тестирование с использованием опросника Спилбергера и получены показатели личностной (ЛТ) и ситуационной тревожности (СТ). Показатели ЛТ и СТ> 45 – высокая тревожность, в диапазоне 25-45 – средняя (умеренная) и < 25 –низкая. Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера позволяет диагностировать интернальность — экстернальность, то есть степень готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него [7]. Отклонение вправо (более 5 стенов) –интернальный тип УСК, отклонение влево от нормы (менее 5 стенов) –экстернальный тип УСК. Данный тест измеряет как общую интернальность, так и ее отдельные виды. Мы исследовали общую шкалу интернальности, а также шкалы интернальности в области семейных отношений, неудач, межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни.

Результаты. Анализ средних значений показателей ВИК, УИС и АП выявил различия в психофизиологической адаптации студентов 2 курса. Средние значения ВИК составили 0,11±0,2 и 6,8±13,8в 1-ой и 2-ой группах, соответственно. Однако внутри 2-ой группы индекс Кердо варьировал от -33,3 до 27,1.Средние значения показателей УИС в обеих группах были в пределах нормы: 1,54±0,5 и 1,4±0,3 – в 1-ой и 2-ой группах, соответственно. Однако среди «отличников» было выявлено 6,9% студентов с выраженным стрессом. Среди «хорошистов» студентов с выраженным стрессом не было выявлено. Средние значения АП, в обеих группах были в норме и практически на одном уровне: 2,05±0,5, и2,0±0,2- у «отличников» и «хорошистов»,соответственно. Анализ состояния тревожности респондентов по опроснику Спилбергера выявил, что средние значения показателей СТ и ЛТ в обеих группах были в диапазоне средних величин, причем в 1-ой ниже, чем во 2-ой. У «отличников» СТ и ЛТ составили 32,46±6,4 и 35,24±6,5 соответственно, у «хорошистов» 33,5±9,9 и 38,0±10,8, соответственно. При анализе в каждой группе процентного распределения показателей уровня тревожности было обнаружено, что среди «отличников» средние показатели встречаются у 86,2% (по СТ) и 82,8% (по ЛТ); низкие показатели – у 10,3% (по СТ) и 6,9% (по ЛТ) и высокие показатели – у 3,5% (по СТ) и 10,3% (по ЛТ); среди «хорошистов» средние показатели встречаются у 77,3% (по СТ) и 54,6% (по ЛТ); низкие показатели – у 13,6% (по СТ и ЛТ) и высокие показатели – у 9,1% (по СТ) и 31,8% (по ЛТ).

Анализ средних значений показателей по тест-опроснику Роттера по общей шкале интернальности выявил отклонение от нормы влево (меньше 5стенов) у студентов обеих групп. Однако в 1-ой группе отклонения не так выражены и средние значения показателей по этой шкале составили 4,25±1,25, что ближе к интернальности. Во 2-ой группе средние значения этого показателя оказались более низкими и составили 3,6±2,1. По шкале интернальности в области достижений в 1-ой группе средние значения показателей были равны 5,07±1,7, а во 2-ой – 4,5±1,5.По шкале интернальности в области неудач средние значения показателей оказались низкими в обеих группах (3,5 ±1,8 и 3,7±2,3 – в 1-ой и 2-ой соответственно) и выявили экстернальный контроль. По шкале интернальности в семейных отношениях было выявлено снижение средних значений показателей в обеих группах, но в большей мере у «хорошистов» (3,8±1,7), чем у «отличников» (4,25±1,5). По шкале интернальности в области межличностных отношений средние значения показателей составили в 1-ой группе 5,25±1,8, во 2-ой–4,9±1,9. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни в обеих группах выявила высокие показатели средних значений, причем во 2-ой группе выше, чем в 1-ой (у «хорошистов» 5,4±2,25, у «отличников» 5,21±1,8).

Обсуждение результатов. Средние значения показателей АП у респондентов обеих групп были обнаружены в диапазоне удовлетворительной адаптации, что свидетельствует об отсутствии у студентов напряжения механизмов адаптации и успешном их приспособлении к студенческой жизни на втором году обучения в ВУЗе. Однако в состоянии вегетативного гомеостаза у студентов были выявлены различия, причем для «отличников» характерно функциональное равновесие, а для «хорошистов» - преобладание активности симпатической нервной системы. Показатели УИС, расположенные в пределах нормы у большинства респондентов обеих групп, указывают на отсутствие испытываемого стресса обучающихся и подтверждают успешную их адаптацию. Выявленный небольшой процент «отличников» с повышенным УИС свидетельствует о наличии стресса у отдельных студентов, что может быть связано с высокой учебной нагрузкой, особенностями отношения к учебе и боязнью получить «4». На успеваемость студентов может влиять функциональное состояния сердечно-сосудистой системы и состояние вегетативного гомеостаза, что отразилось в показателях ВИКу «хорошистов» и согласуется с литературными данными [8]. Оценка ЛТ и СТ подтвердила, что у испытуемых в основном средний уровень тревожности, но встречались студенты и с высоким уровнем ЛТ среди «хорошистов» и «отличников» (31,8% и 10,3%, соответственно), которые могут проявлять состояние неуверенности и выраженной тревоги в разнообразных ситуациях. Причем у «хорошистов» с высоким уровнем ЛТ был также повышен ВИК. Более высокие показатели средних значений ситуативной и личностной тревожности у «хорошистов указывают на возможную зависимость успеваемости обучающихся от уровня тревожности. Анализ уровня субъективного контроля позволил выявить, что «отличники» –интернальные уверенные личности, способные достигать поставленных целей, ответственные за межличностные отношения с окружающими и за свое здоровье. «Хорошисты» – экстернальные личности с повышенной тревожностью, избегающие ответственности в семейных и межличностных отношениях, но ответственные за свое здоровье.

 

Список литературы:
1. Глазачев О. С. Синдром эмоционального выгорания у студентов вузов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // Вестник Международной академии наук (Русская секция).Спецвыпуск // Экология человека: на пути становления гуманитарных образовательных технологий: материалы круглого стола 2011;26–45.
2. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк. 2007;496.
3. Киселева Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый 2017;6:417-419.
4. Пискун О.Е. Особенности психофизического состояния студентов вуза / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Н.Н. Венгерова // Здоровье основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения 2017;12(3):922-932.
5. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2016.
6. Шафиева Л.Н. Функциональное состояние организма студентов и экспериментальных животных при стрессе и использовании алаптогена: по данным омегаметрии/ диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук /Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск 2005;161.
7. Шафиева Л.Н., Каюмова А.Ф. Способы и оценки и коррекции дезадаптационных состояний студентов // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XIV междунар. симпозиума– М. 2009;461-462.
8. Шафиева Л.Н., Шамратова В.Г. Особенности структуры популяций эритроцитов и тромбоцитов крови по корпускулярному объему и их взаимоотношения при экзаменационном стрессе // Современные проблемы науки и образования 2018;4:222.