Статья:

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Петрова А.Ю. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(273). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(273).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петрова Анна Юрьевна
магистрант, Азовского государственного педагогического университета, РФ, г. Бердянск

 

Аннотация. Актуальность темы заключается в необходимости охраны границ России как самого большого государства мира. Защита государственной границы является одним из основополагающих направлений деятельности государства. В настоящее время, это является важной государственной функцией. Законодательство РФ устанавливает, что лица, нарушающие правила режима государственной границы, а также, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, несут уголовную и административную ответственность. В статье рассматриваются вопросы уголовно-правовой охраны государственной границы Российской Федерации нормами ст. 322 Уголовного кодекса РФ и ее отграничения от ст. 18.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в процессе квалификации.

 

Ключевые слова: государственная граница, незаконное пересечение государственной границы, ст. 322 УК РФ, нарушение режима государственной границы ст. 18.1 КоАП РФ. Органы, осуществляющие контроль государственной границы.

 

Защита государственной границы является одним из основополагающих направлений деятельности государства. В настоящее время, это является важной государственной функцией, целью которой выступает поддержание работоспособности государственного аппарата и жизнедеятельности граждан, а также гарантия их прав, охраняемых внутренними нормативно-правовыми актами.

Актуальность темы статьи определяется необходимостью поддержание государственного суверенитета, включающего в себя охрану государственной границы Российской Федерации. Целью и главной задачей любого государства является не только приобретение, но и защита собственных прав, интересов и суверенитета страны и граждан. Начиная с момента своего образования, государство приобретает одно их наиважнейших признаков, выраженное в наличии собственной территории с одновременным установлением четких границ. Это касается всех стран, в том числе и Российской Федерации.

Для полноценного функционирования государства требуется обеспечить неприкосновенность его территории. По характеристикам Россия является самым большим государством. Она граничит с 18 государствами, общая протяженность ее границ составляет 61 110 км. При этом из 23 115,2 км государственной границы РФ, подлежащих международно – правовому оформлению, на 2022 год не оформлены 13658,3 км [1].

Все понятия о границах государства прописано в Законе «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон № 4730-1), который определяет ее как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [2].

Ст. 43 Закона № 4730–1 устанавливает, что лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [3].

Административной правонарушение в области сохранения законного режима нахождения граждан иностранного государства и апатридов на территории России проявляется в виде противозаконного действия или же бездействия при наличии вины субъекта, который является специальным субъектом, так как данное деяние может совершить лишь гражданин иностранного государства, апатрид, либо же гражданин России, юридическое или физическое лицо, которое в данной ситуации выступает как принимающая сторона, которое при этом нарушает нормы административного законодательства, направленное на урегулирование отношений в миграционной сфере, контролирование режима нахождения иностранных граждан и апатридов на территории российского государства, а также порядок трудовой деятельности данных граждан [4].

За последние годы были внесены много изменений в законе которые касались пересечения гражданами границ РФ. Сейчас основной состав незаконного пересечения государственной границы РФ в ч. 1 ст. 322 УК РФ сформулирован как пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Число лиц, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы в РФ за последние несколько лет снизилось в два раза. В 2017 г. по ст. 322 УК РФ было осуждено 2187 человек; в 2018 г. – 1838, в 2019 г. – 1576, в 2020–976, в 2021–950 лиц [5].

Изучая положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и особенно внимательно вчитываясь в главу 18, касающуюся защиты государственной границы, возможно разделить (классифицировать) главу на три вида противоправных действий, распределяя каждый вид в данном ситуации опираясь на его непосредственный объект, в качестве которого предполагается тот или иной вид государственного контроля в целях обеспечения защиты государственной границы Российской Федерации.

Первый вид - это деяния, которые посягают на предусмотренный законодателем порядок и режим границы государства. Второй – деяния, которые посягают на нарушение режима пограничной деятельности. И третий вид, это – деяния, которые нарушают установленные нормы в области регулирования миграционной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в целях осуществления трудовой деятельности или иного вида, миграционного порядка, в том числе осуществления транзитного их передвижения через территорию Российской Федерации.

Статья 1 ФЗ «О государственной границе» раскрывает следующее понятие, что собой представляет граница государства Российской Федерации. Государственная граница Российской Федерации (далее государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [3].

И так, давайте рассмотрим, что попадает под нарушение правил пересечения границы, а административная практика по ст. 18.1 КоАП РФ нам показывает:

- прибытие на паспортный контроль без действительных документов, дающих право на пересечение государственной границы; пересечение государственной границы гражданином РФ при отсутствии заграничного паспорта; предъявление недействительного паспорта при прохождении пограничного контроля [6];

- несоблюдение обязательных условий при пересечении государственной границы без прохождения пограничного, к которым относятся, в частности, необходимость уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу судами; пересечение государственной границы вне установленных мест пересечения границы [7].

Основополагающими нормы, регулирующие порядок нахождения граждан иностранного государства на территории РФ в целях осуществления мероприятий в миграционной сфере, а также определяющие статус правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства являются нормы международного права, обязательства международных соглашений РФ, сюда также относятся нормы, которые содержит Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, ФЗ «О Правовом положении иностранных граждан в РФ», ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»

Статьей 2.6 КоАП РФ регулируется ответственность граждан иностранного государства и апатридов путем осуществления так называемого национального режима [8].

Осуществление деятельности по защите государственной границы России, направлено на охрану важных направлений жизнедеятельности структурных элементов государства, таких как интерес личности, общества и государства в целом, которые включают в себя наиболее мелкие системные отрасли, относящиеся к государственной границе, например, пограничные зоны, пункты пропуска через границу РФ, пограничные части рек и вод, внутренние морские воды, так же района и города административного назначения, объекты природной окружающей среды, находящиеся под охраной, и иные территории, которые прилегают к границе государства России и находятся под защитой всеми государственными контрольными органами на федеральном уровне в соответствии с их должностными обязанностями, предусмотренными российским законодательством [9].

Основными федеральными органами власти, которые обеспечивают защиту установленных законом «О Государственной границе Российской Федерации» режимов на территории границы РФ являются:

1. пограничный контроль ФСБ РФ,

2. федеральная таможенная служба,

3. федеральная служба по надзору за международными автомобильными перевозками,

4. служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю,

5. миграционная служба,

6. санитарно-карантинный контроль, служба по защите прав потребителей и благополучия человека.

Статья 1 ФЗ «О Федеральной службе безопасности» раскрывает нам понятие, что федеральная службу безопасности, это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, которая осуществляет решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации [10].

Следует отметить, что защиту государственной границы РФ в системе обеспечения безопасности страны можно с уверенностью трактовать как функцию выявления и предупреждения возможных угроз для жизни личности, общества и страны.

 

Список литературы:
1. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: Монография // «НОРМА», «ИНФРА – М», 2017. С. 116.
2. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. От 27.12.2019 г.) «О Государственной границе Российской Федерации»// Российская газета. №84, 04.05.1993.
3. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 06.04.2024) "О Государственной границе Российской Федерации".
4. Темнов, Е.И. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. / Е.И. Темнов. М: Издательство «Экзамен», 2003. – 654 с.
5. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 2017–2021 г.г. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ.
6. Решение Московского областного суда по делу N А-787/12//СПС; Постановление Краснодарского краевого суда от 18.04.2017 г. N 4а-691/2017// СПС; Решение Краснодарского краевого суда от 22.11.2012 по делу N 12–2048/2012//СПС Консультант Плюс.
7. Решение Севастопольского городского суда от 08.11.2017 г. по делу N 21–256/2017//СПС Консультант Плюс.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021).
9. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1310 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации в подводной среде»[Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269.