ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ СПОРОВ
Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ СПОРОВ
Семья играет решающую роль в любом обществе. В семье заботятся не только об экономических потребностях, но и, что более важно, об эмоциональных потребностях каждого ее члена. Сегодня споры, возникающие из брачно-семейных отношений, множатся как никогда. Причины таких конфликтов самые разнообразные: ревность, раздраженность, эмоциональная перегруженность, безответственное отношение к семейным обязанностям, алкогольная зависимость и др. Поэтому значимым является разработка средств защиты семьи, а также предотвращения и разрешения споров, которые могут нанести ущерб и разрушить хрупкую структуру семьи.
В современном мире все большее предпочтение при разрешении семейных конфликтов отдается альтернативным способам разрешения споров. Медиация, являясь одним из таких способов, применяется наиболее часто. Она представляет собой технологию альтернативного регулирования споров с участием медиатора, т. е. третьей стороны, нейтральной, беспристрастной и не заинтересованной в данном конфликте. Медиатор в каждом отдельном случае помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию конфликта, а также условия его разрешения. Когда споры не могут быть разрешены с помощью медиации, стороны конфликта могут обратиться в суд для юрисдикционного их разрешения. Обращение в суд – это долгий, напряженный и дорогостоящий процесс. Цель медиации состоит в том, чтобы избежать ситуации, доходящей до этого момента. Она давно положительно зарекомендовала себя, она становится очень важным инструментом разрешения споров.
Так, в международной практике семейная медиация является наиболее распространенным видом медиации.
В зарубежных правовых системах отмечается тенденция интегрирования процедуры медиации в деятельность отдельных государственных органов, при этом семейная медиация регулируется отдельно от иных видов медиации в отраслевом законодательстве и рассматривается в качестве обязательного этапа в разрешении семейно-правовых споров, в частности при расторжении брака. В некоторых зарубежных странах досудебная процедура урегулирования семейного спора обязательна [1].
Кроме того, в иностранных государствах уделяется большое внимание государственному финансированию семейной медиации. Так, например, в Норвегии введена обязательная досудебная семейная медиация с государственным финансированием по спорам о расторжении брака супругов, имеющих детей в возрасте до 16 лет. В Ирландии всем супружеским парам предоставляется бесплатная медиация (данное правило в сочетании с нехваткой материальных ресурсов и кадров обусловило существование очереди на семейную медиацию). В Англии услугами семейного медиатора бесплатно пользуются лица, материальное положение которых соответствует установленным критериям. В Австралии деятельность Центров семейных отношений финансируется за счет федерального бюджета страны. В Австрии Консультативный совет медиаторов финансируется в основном государством [1].
В Республике Беларусь, также как и во многих странах мира, применяется медиация для урегулирования споров, возникающих из брачно-семейных отношений. Это нашло свое отражение в Законе Республики Беларусь «О медиации» [2], Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) [3]. Однако несмотря на ее применение, до сих пор остается ряд проблемных вопросов.
Приведем актуальные статистические данные. Согласно данным государственной статистики в 2021 г. было заключено 59 649 браков, разводов в этом же году состоялось 34 386 [4]. По статистике Верховного Суда Республики Беларусь, судами за этот же год было рассмотрено 25 589 дел о расторжении брака, из них с удовлетворением иска о расторжении брака – 25 565 [5]. До вынесения решения о расторжении брака не дошло только в 24 случаях. Схожая картина наблюдалась и в 2022 г.: за этот период было рассмотрено 25 286 дел о расторжении брака, из них с удовлетворением иска о расторжении брака 25 252 [6]. То есть изменение решения о разводе произошло только в 34 случаях. Также соотношение приведенных данных свидетельствует, что в 74 % случаев при разводах имели место споры об имуществе и (или) в семьях уже имелись дети.
В соответствии со ст. 36 КоБС при приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для достижения соглашения об общих несовершеннолетних детях и разделе имущества, а также разъясняет супругам право на добровольное урегулирование спора с участием медиатора (медиаторов), включая их право на участие в информационной встрече с медиатором. При рассмотрении искового заявления суд принимает меры, направленные на сохранение семьи, которые выражаются в праве отложить разбирательство дела, назначив супругам дополнительный срок для примирения в пределах шести месяцев. Данное положение нашло свое разъяснение в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2022 г. № 7 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» [7]. К сожалению, суд никакой другой помощи в достижении примирения супругам оказать не может. Исходя из вышеприведенной судебной статистики, при предоставлении судом в соответствии с законодательством трехмесячного срока для примирения сторон ежегодно результат достигается менее чем в 0,2 % случаев.
Такая статистика «поломанных» браков в республике свидетельствует о сложности донесения до сознания граждан знаний о возможностях и преимуществах проведения медиации, о неготовности граждан воспользоваться данной процедурой.
В связи с существованием данной проблемы, И.А. Бельская, практикующий медиатор, предлагает не только повышать уровень просвещения и правосознания граждан, но и создавать условия для эффективного урегулирования споров посредством обращения к медиатору, такие как введение обязательной досудебной медиации по ряду семейно-правовых споров [8, с. 67].
Данное предложение видится эффективным, ведь медиация выполняет содержательную функцию и цель ее проведения иная. Она призвана урегулировать конфликт как саму предпосылку возбуждения в суде производства по расторжению брака.
Так, введение обязательной досудебной медиации видится целесообразным по спорам, связанным с воспитанием и содержанием детей, о разделе имущества. Это позволило бы максимально использовать все возможности медиации, как максимум – сохранить брак, а как минимум минимизировать негативные последствия распада семьи, как имущественного характера, так и иных, связанных с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей.
Таким образом, семейная медиация – одна из тех областей, где работа медиатора может приносить наибольшую пользу. Несомненно, в основе технологий медиации заложен глубокий правозащитный смысл, а также конституционные нормы уважения человеческого достоинства. Представляется, что дальнейшее развитие семейной медиации является перспективным направлением правотворческой и правоприменительной деятельности Республики Беларусь.