СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
На пути к формированию действующей в настоящее время системы государственного устройства организация публичной власти в Республике Казахстан претерпевала множество изменений.
Многими авторами период с апреля 1990 г. по август 1995 г. обозначается как период переходной (промежуточной) государственности, поскольку за небольшое время в Казахстане трижды была изменена форма правления: парламентская республика (апрель–ноябрь 1990 г.); президентская республика (1990 г.–1993 г.); полупрезидентская республика (1993 г.–1995 г.) [1, с. 63].
Ныне действующая Конституция Республики Казахстан (далее – Конституция РК) [2] принята на всенародном республиканском референдуме
30 августа 1995 г., имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 1 Конституции РК Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Провозглашено демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Единственным источником государственной власти является народ, осуществляющий власть непосредственно – через референдум и свободные выборы или делегирует осуществление своей власти государственным органам. Согласно п. 4 ст. 3 Конституции РК государственная власть в Казахстане едина, осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.
Согласование функционирования ветвей власти и ответственность органов власти перед народом обеспечивает глава государства – Президент Казахстана, который одновременно является высшим должностным лицом государства.
Законодательные функции в Республике Казахстан осуществляются Парламентом, который представляет собой высший представительный орган государства. В структуре Парламента на постоянной основе действует две палаты – Сенат (верхняя палата) и Мажилис (нижняя палата). Правительство Казахстана, в свою очередь, осуществляет исполнительную власть под руководством Премьер-министра и возглавляет систему органов исполнительной власти. В указанную систему включаются министерства, службы и агентства. Суды, соответственно, осуществляют судебную власть и также образуют систему, включающую в себя, в частности, Верховный Суд Республики, местные и иные суды.
Отличается особенностями закрепление положений о Конституционном Суде Республики Казахстан (далее – КС РК) в Конституции РК. Так, например, в Конституции Российской Федерации [3] ст. 125, регламентирующая правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа конституционного контроля в России расположена в Главе 7 «Судебная власть и прокуратура». В свою очередь, Конституция РК в разделе VII «Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека» не содержит норм, посвященных КС РК. Посвященные его деятельности статьи 71-74 Конституции РК образуют самостоятельный раздел VI «Конституционный Суд». Данное обстоятельство объясняется тем, что до конституционной реформы 2022 года в Республике Казахстан с 1995 г. действовал «более мягкий Конституционный Совет, который проверял на конституционность проекты законов и давал толкование норм Конституции РК по обращениям узкого круга субъектов и не мог рассматривать обращения граждан» [4, с. 57].
Другой специфической чертой государственного устройства Республики Казахстан является соотношение местного государственного управления и местного самоуправления. Местное государственное управление осуществляют маслихаты (местные представительные органы) и местные исполнительные органы, входящие в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан. Указанные органы местного государственного управления в соответствии со ст. 87 Конституции РК возглавляются акимами. Акимы по своей сути являются представителями Президента и Правительства Республики Казахстан в отдельных административно-территориальных единицах. Что касается органов местного самоуправления, они, в свою очередь, в соответствии со ст. 89 Конституции РК в систему государственной власти Казахстана не входят, обладают в пределах своей компетенции самостоятельностью в осуществлении полномочий. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения на уровне аулов, сел, поселков, городских районов, городов районного значения [5, с. 38]. Согласно положениям Конституции РК местное самоуправление может осуществляться непосредственно, а также через маслихаты и иные органы местного самоуправления
С момента принятия Конституции РК 1995 г. в нее неоднократно вносились изменения, обусловленные необходимостью постоянного совершенствования государственного устройства Республики Казахстан.
Например, в результате конституционной реформы 2011 г. в ст. 41 Конституции РФ были включены положения, учреждающие правовой институт внеочередных президентских выборов, что, как отмечает Малиновский В.А., стало «действенным средством выхода из напряженных политических ситуаций» [1, с. 65]. Конституционная реформа 2017 г. повлекла за собой масштабное перераспределение полномочий между Президентом Республики Казахстан, Парламентом и Правительством [1, с. 65].
Последние изменения в Конституцию РК были внесены с принятием Закона Республики Казахстан от 8 июня 2022 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» [6] и рядом иных законов:
- в Конституцию РК внесено неизменное положение о том, что срок пребывания в должности Президента Республики Казахстан ограничивается семью годами с отсутствием права переизбрания на следующий срок;
- предусмотрен запрет для Президента Республики Казахстан на вхождение в период исполнения своих полномочий в любые политические партии, а также запрет для его близких родственников на занятие отдельных государственных должностей; - исключены все упоминания о первом президенте Республике Казахстан Нурсултане Назарбаеве, имевшем особый правовой статус; - изменен механизм избрания депутатов в нижнюю палату Парламента Республики Казахстан – Мажилис и порядок формирования Сената, пересмотрены полномочия обеих палат Парламента, а также процессуальный порядок принятия законодательных актов; - прекращена деятельность Конституционного Совета с одновременным воссозданием КС РК, наделяющегося функциями высшего органа государства, осуществляющего конституционный контроль; - на законодательном уровне урегулированы правовой статус и полномочия Уполномоченного по правам человека и др.
На основании вышеизложенного можно сформулировать вывод, что до настоящего времени в Республике Казахстан производятся реформы как теоретического, так и практического характера, направленные на формирование наиболее оптимальной системы государственного устройства для повышения эффективности и укрепления государственной власти.