Статья:

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мухтарова А.А. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(276). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(276).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Мухтарова Алина Айваровна
магистрант, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Заметина Тамара Владимировна
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

На пути к формированию действующей в настоящее время системы государственного устройства организация публичной власти в Республике Казахстан претерпевала множество изменений.

Многими авторами период с апреля 1990 г. по август 1995 г. обозначается как период переходной (промежуточной) государственности, поскольку за небольшое время в Казахстане трижды была изменена форма правления: парламентская республика (апрель–ноябрь 1990 г.); президентская республика (1990 г.–1993 г.); полупрезидентская республика (1993 г.–1995 г.)  [1, с. 63].

Ныне действующая Конституция Республики Казахстан (далее – Конституция РК) [2] принята на всенародном республиканском референдуме
30 августа 1995 г., имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 1 Конституции РК Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Провозглашено демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Единственным источником государственной власти является народ, осуществляющий власть непосредственно – через референдум и свободные выборы или делегирует осуществление своей власти государственным органам. Согласно п. 4 ст. 3 Конституции РК государственная власть в Казахстане едина, осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.  

Согласование функционирования ветвей власти и ответственность органов власти перед народом обеспечивает глава государства – Президент Казахстана, который одновременно является высшим должностным лицом государства.

Законодательные функции в Республике Казахстан осуществляются Парламентом, который представляет собой высший представительный орган государства. В структуре Парламента на постоянной основе действует две палаты – Сенат (верхняя палата) и Мажилис (нижняя палата). Правительство Казахстана, в свою очередь, осуществляет исполнительную власть под руководством Премьер-министра и возглавляет систему органов исполнительной власти. В указанную систему включаются министерства, службы и агентства. Суды, соответственно, осуществляют судебную власть и также образуют систему, включающую в себя, в частности, Верховный Суд Республики, местные и иные суды.

Отличается особенностями закрепление положений о Конституционном Суде Республики Казахстан (далее – КС РК) в Конституции РК. Так, например, в Конституции Российской Федерации [3] ст. 125, регламентирующая правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа конституционного контроля в России расположена в Главе 7 «Судебная власть и прокуратура». В свою очередь, Конституция РК в разделе VII  «Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека» не содержит норм, посвященных КС РК. Посвященные его деятельности статьи 71-74 Конституции РК образуют самостоятельный раздел VI «Конституционный Суд». Данное обстоятельство объясняется тем, что до конституционной реформы 2022 года в Республике Казахстан с 1995 г. действовал «более мягкий Конституционный Совет, который проверял на конституционность проекты законов и давал толкование норм Конституции РК по обращениям узкого круга субъектов и не мог рассматривать обращения граждан» [4, с. 57].

Другой специфической чертой государственного устройства Республики Казахстан является соотношение местного государственного управления и местного самоуправления. Местное государственное управление осуществляют маслихаты (местные представительные органы) и местные исполнительные органы, входящие в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан. Указанные органы местного государственного управления в соответствии со ст. 87 Конституции РК возглавляются акимами. Акимы по своей сути являются представителями Президента и Правительства Республики Казахстан в отдельных административно-территориальных единицах. Что касается органов местного самоуправления, они, в свою очередь, в соответствии со ст. 89 Конституции РК в систему государственной власти Казахстана не входят, обладают в пределах своей компетенции самостоятельностью в осуществлении полномочий. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения на уровне аулов, сел, поселков, городских районов, городов районного значения [5, с. 38]. Согласно положениям Конституции РК местное самоуправление может осуществляться непосредственно, а также через маслихаты и иные органы местного самоуправления

С момента принятия Конституции РК 1995 г. в нее неоднократно вносились изменения, обусловленные необходимостью постоянного совершенствования государственного устройства Республики Казахстан.

Например, в результате конституционной реформы 2011 г. в ст. 41 Конституции РФ были включены положения, учреждающие правовой институт внеочередных президентских выборов, что, как отмечает Малиновский В.А., стало «действенным средством выхода из напряженных политических ситуаций» [1, с. 65]. Конституционная реформа 2017 г. повлекла за собой масштабное перераспределение полномочий между Президентом Республики Казахстан, Парламентом и Правительством [1, с. 65].

Последние изменения в Конституцию РК были внесены с принятием Закона Республики Казахстан от 8 июня 2022 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» [6] и рядом иных законов:
- в Конституцию РК внесено неизменное положение о том, что срок пребывания в должности Президента Республики Казахстан ограничивается семью годами с отсутствием права переизбрания на следующий срок;
- предусмотрен запрет для Президента Республики Казахстан на вхождение в период исполнения своих полномочий в любые политические партии, а также запрет для его близких родственников на занятие отдельных государственных должностей; - исключены все упоминания о первом президенте Республике Казахстан Нурсултане Назарбаеве, имевшем особый правовой статус; - изменен механизм избрания депутатов в нижнюю палату Парламента Республики Казахстан – Мажилис и порядок формирования Сената, пересмотрены полномочия обеих палат Парламента, а также процессуальный порядок принятия законодательных актов; - прекращена деятельность Конституционного Совета с одновременным воссозданием КС РК, наделяющегося функциями высшего органа государства, осуществляющего конституционный контроль; - на законодательном уровне урегулированы правовой статус и полномочия Уполномоченного по правам человека и др.

На основании вышеизложенного можно сформулировать вывод, что до настоящего времени в Республике Казахстан производятся реформы как теоретического, так и практического характера, направленные на формирование наиболее оптимальной системы государственного устройства для повышения эффективности и укрепления государственной власти.

 

Список литературы:
1. Малиновский В.А. Президентская форма правления Республики Казахстан в условиях конституционных реформ // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 2. С. 61-69.
2. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: www.akorda.kz (дата обращения: 03.11.2024).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет–портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
4. Ударцев С.Ф. Конституционная реформа 2022 года в Казахстане: корректировка модели государства, укрепление правозащитных механизмов после массовых беспорядков начала года // Государственно-правовые исследования. 2022. № 5. С. 52-62.
5. Самигуллин В.К. Государственное устройство современного Казахстана: опыт сравнительно-правового анализа // Проблемы востоковедения. 2015. № 2 (68). С. 36-41.
6. Закон Республики Казахстан от 8 июня 2022 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (принят на республиканском референдуме 5 июня 2022 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: www.akorda.kz (дата обращения: 03.11.2024).