Особенности применения к несовершеннолетним уголовного наказания
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности применения к несовершеннолетним уголовного наказания
В уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрен отдельный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. В ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплена совокупность наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в соответствии с которой к ним относятся: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок [5, с.78].
Все виды наказаний в рассматриваемой совокупности обладают общими и специфическими признаками, позволяющими их классифицировать по различным основаниям. Классификация для науки – это прием, который вносит в изучение системность и предопределяет полноту и правильность выводов [11, с. 37].
УК РФ делит наказания на основные и дополнительные наказания, которые применяются в качестве как основных, так и дополнительных. В связи с тем, что в системе наказаний, назначаемых несовершеннолетним, нет наказаний, которые применяются только в качестве дополнительных, а ограничение свободы в отношении несовершеннолетних применяется только в качестве основного наказания, данная в ст. 45 УК РФ классификация применительно к видам наказаний, назначаемых несовершеннолетним, не является приемлемой.
В юридической литературе достаточно часто встречается также классификация, делящая рассматриваемую группу наказаний «по характеру пенитенциарного (уголовно-правового) воздействия» или «по юридическому содержанию», в соответствии с которым наказания, не связанные с лишением свободы, назначаемые несовершеннолетним, подразделяются на наказания, не связанные с обязательным привлечением к труду (штраф, запрет заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы) и связанные с обязательным привлечением к труду (обязательные работы, исправительные работы) [11, с.64].
Данная классификация кажется достаточно четкой, однако, исходя из буквального толкования содержания исправительных работ, не является корректной. Таким образом, применительно к работающим рассматриваемое наказание не влечет за собой его принудительное (обязательное) привлечение к труду, так как осужденный уже работает. В свою очередь, труд для осужденного становится обязательным. Таким образом, применяя подобную классификацию, наказания, не связанные с лишением свободы, правильнее разделять на связанные с обязательной трудовой деятельностью (обязательные работы, исправительные работы) и не связанные с обязательной трудовой деятельностью (штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы). Такая классификация будет верной во всех случаях назначения исправительных работ.
Если обратиться к данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, то лишение свободы в последнее десятилетие применялось в среднем к 19% осужденных подростков [4]. Анализ статистических данных показывает, что 25% от общего числа несовершеннолетних, приговоренных к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы, осуждены к столь строгому наказанию за преступления небольшой и средней тяжести. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень применения наказания в виде лишения свободы в настоящее время чрезвычайно высок.
Сложившаяся ситуация идет вразрез с принципами гуманизма и социальной справедливости. Уголовный кодекс РФ устанавливает весьма незначительные запреты на применение наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним. В ч. 6 ст. 88 УК РФ определены следующие ограничения: «Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые».
Если обратиться к нормам международного законодательства, регулирующего общественные отношения в данной области, то можно отметить следующее:
В основном международно-правовом документе, определяющем права детей – Конвенции ООН о правах ребенка – указано, что уголовное наказание в виде лишения свободы должно использоваться лишь в качестве крайней меры (ст. 37) [1].
Аналогичное положение содержится в ст. 1, 2 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы [2], и в ст. 19 Пекинских правил [3].
Подобная рекомендация содержится и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», где в п. 17 указано следующее: «Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения» [6].
В науке уголовного права проблема применения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних не перестает быть актуальной. Большинство авторов сходятся во мнении о неэффективности наказания в виде лишения свободы и даже об обратном его эффекте. Так, по мнению В. Авдеева, часто вместо ожидаемого исправления осужденного несовершеннолетнего происходит «ухудшение социальных характеристик несовершеннолетнего» [7, с. 5].
Анализ статистических данных, положений международных стандартов, юридической литературы свидетельствует о необходимости введения в уголовный закон положений, ограничивающих применение лишения свободы к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести в несовершеннолетнем возрасте.
В связи с этим целесообразно внести изменения в ч. 6 ст. 88 УК РФ, изложив третье предложение в следующей редакции: «…Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой или средней тяжести впервые». К указанной категории несовершеннолетних логичнее применять наказания, не связанные с лишением свободы. Эти подростки должны иметь возможность понести наказание без разрушения социальных связей и ломки их личности. Введение данного положения будет в полной мере согласовываться с нормами международных стандартов и современной уголовной политикой государства, идущей по пути гуманизации и сокращения «тюремного населения» страны.
Законодательное закрепление указанного положения негативно не отразится на уровне преступности несовершеннолетних и не будет чрезмерно мягким, так как в настоящее время даже к подросткам, совершившим тяжкие преступления, применяется условное осуждение в 73% случаев, у взрослых этот показатель находится на уровне 45% [10]. Считаем, что недопустимо лишать свободы несовершеннолетних за преступления небольшой и средней тяжести на фоне столь широкого применения условного осуждения за более тяжкие преступления.
В то же время за совершение тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетние должны нести справедливое наказание. Однако сегодня подросткам за совершение преступлений обозначенной категории в 63% случаев наказание назначается условно. Интересно отметить, что условное осуждение за преступления небольшой и средней тяжести назначается подросткам в 20% случаев.
Широкое применение условного осуждения за тяжкие и особо тяжкие преступления серьезным образом ослабляет как общепредупредительное, так и частнопредупредительное воздействие наказания, способствует укреплению атмосферы безнаказанности. Условное осуждение в России в последнее время из исключения превращается в правило, а с неотвратимостью наказания происходят обратные процессы.
Так, в ч. 6.2 ст. 88 УК РФ установлено, что «в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей», предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.
Подобная норма кажется нам чрезмерной и не может способствовать противодействию организованной, профессиональной и повторной преступной деятельности, которая может зарождаться и совершенствоваться в среде несовершеннолетних либо с их участием [9, с.102]. Позволяя осуждать неоднократно к условной мере несовершеннолетних, совершающих тяжкие преступления, законодатель оставляет их фактически безнаказанными, стимулирует развитие дальнейшей преступной деятельности.
В данном случае логично изменить уголовно-правовую норму, устанавливающую особенности применения условного осуждения к несовершеннолетним, и не назначать его при совершении повторно тяжкого преступления, а также тяжкого или особо тяжкого преступления против личности [12, С. 138-140.].
Введение указанного положения будет способствовать борьбе с преступностью несовершеннолетних и соблюдению принципов, установленных уголовным законом. Кроме того, подобное положение не будет противоречить нормам международных стандартов. Так, ст. 17 Пекинских правил, допускает возможность назначения лишения свободы несовершеннолетнему, признанному виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица.
Таким образом, наказание в виде лишения свободы на определенный срок является для несовершеннолетних хоть и крайней, исключительной, однако все же необходимой мерой. Оно не должно назначаться подросткам, виновным в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, но за совершение более тяжких, повторных преступлений несовершеннолетних необходимо привлекать к соразмерной ответственности.