Проблемы реализации законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
Конференция: XCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблемы реализации законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
На сегодняшний день в Российской Федерации закупки для государственных и муниципальных нужд осуществляются для обеспечения государственных/муниципальных учреждений всеми необходимыми услугами и товарами. Так, благодаря законодательному регулированию обеспечивается получение объекта торга с самой лучшей скоростью поставки, качеством и ценой. Законодательная база постоянно дополняется и обновляется, она также дает возможность наиболее результативно обеспечивать защиту интересов всех участников закупочной деятельности, а также регулировать вероятные правонарушения в данной области [4, c. 623].
Стоит отметить, что значимое место в области законодательного регулирования государственных и муниципальных закупок имеет активное применение различных мероприятий, целью которых является привлечение к административной (уголовной) ответственности всех должностных лиц, участвующих в закупках, в случае совершения ими какого-либо правонарушения во время проведения процедур, необходимых для осуществления государственных и муниципальных закупок.
Что касаемо проблем реализации законодательства об административной ответственности за нарушения законодательства в данной сфере, то стоит отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (далее — ФЗ №-44) главным образом стали обеспечиваться действия, содействующие повышению качества мер ответственности за совершение различного рода административных правонарушений в области государственных и муниципальных закупок [3].
Большая часть административных правонарушений, которые совершаются в области закупок для государственных и муниципальных нужд ранее относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а большинство предпринимаемых мер ответственности находились лишь в пределах границ данного законодательного акта [1].
Однако данная проблема была урегулирована своевременным внесением изменений в действующее законодательство Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Нормы, изложенные в ст. 200.4 200.5 УК РФ в настоящее время частично регулируют и предусматривают определенный уровень ответственности за совершение правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок [2, ст. 200.4, 200.5].
Таким образом, можно отметить, что в России за любое административное правонарушение в области закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрена административная ответственность, к которой привлекается то или иное должностное лицо, которое принимает участие в закупках, а вид наказания определяется исходя из уровня тяжести совершенного правонарушения и ущерба, который был нанесен стране подобными незаконными деяниями правонарушителя.
Проблемы реализации законодательства заключаются также и в постоянных изменениях правового регулирования общественных отношений, которые каким-либо образом связаны с осуществление государственных и муниципальных закупок [7, c. 183]. Наиболее остро это касается ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в области закупок.
Так, ФЗ №-44 имеет смешанную отраслевую природу, он содержит в себе все нормы публичного и частного права [3]. Данный федеральный закон помогает регулировать вопросы планирования государственных и муниципальных закупок, устанавливает варианты определения подрядчиков (исполнителей, поставщиков), а также порядок исполнения контракта, формирует разветвлённый механизм контролирования за осуществлением деятельности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Но при этом, основным юридическим способом обеспечения качественного исполнения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе был выбран институт административной ответственности, который является основным рычагом деятельности исполнительной власти, а также всех правовых средств достижения ею положительных экономических и социальных итогов.
Большая часть составов административных правонарушений в области государственных и муниципальных закупок, выступая в качестве формальной природы, обладает слишком строгими санкциями. К примеру, нарушение сроков, которые установлены ФЗ №-44 для подписания протоколов при осуществлении конкурентных процедур государственных и муниципальных закупок, более чем на 2 рабочих дня предусматривает наложение административного штрафа на должностное лицо в размере 30 000 рублей [1 ч. 14, ст. 7.30]. Такие штрафы порой не сопоставимы с уровнем заработной платы должностных лиц, что является причиной «текучки кадров» специалистов контрактных служб в организациях. Это в свою очередь способствует привлечению к трудоустройству неопытных специалистов в данной сфере, которые в силу своей некомпетентности совершают такие правонарушения, повлекшие за собой наложение штрафов.
К тому же одинаковые санкции, предусмотренные КоАП РФ предусмотрены за абсолютно неравнозначные правонарушения. К примеру, ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление и за ненаправление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков [1 ч. 2, ст. 7.31].
Преобладающая динамика изменения законодательства об административной ответственности отражает явную тенденцию, которая заключается в увеличении числа составов правонарушений в области закупок для государственных и муниципальных нужд [8, c. 267]. Стоит отметить, что последняя версия КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение порядка приема результатов исполнения заключенного договора чье осуществление расценивается в качестве гражданско-правовых обязательств обеих сторон по данному договору [1, чч. 8-10, ст. 7.32].
Такое увеличение границ административного правового вмешательства в работу государственных и муниципальных учреждений по вопросам их отношений с контрагентами по договорам закупки, товаров, работ и услуг является избыточным и в большей степени сокращающим автономию воли сторон. То есть, государственные и муниципальные закупки, которые производятся по всем нормам ФЗ №-44, нуждаются в умеренном и уместном применении императивного способа правового регулирования, который, в свою очередь, не должен исключать необходимость диспозитивности договорных обязательств, что считается базой существования нормального гражданского оборота [9, c. 20].
Подытожив, стоит отметить, что устоявшийся административный опыт говорит о том, что у регулирующих законодательных органов не всегда бывает общий подход для трактовки законодательства о контрактной системе в области государственных и муниципальных закупок. Также необходимо обратить внимание на то, что штрафы по некоторым административным правонарушениям в этой сфере, не всегда являются соразмерными нанесенному общественному вреду, который происходит в итоге их совершения. Укрепление административных правовых начал в контролировании общественных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок должно своевременно и постоянно согласовываться с основными принципами и нормами гражданского правового регулирования.
Поэтому особенно важно уделить внимание значимости улучшения норм КоАП РФ, которые касаются административной ответственности за нарушения, совершенные в области государственных и муниципальных закупок. К тому же, практика применения законодательства о государственных и муниципальных закупках также требует разработки единого подхода.