Статья:

Проблемы реализации законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Конференция: XCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Хадеева О.Е. Проблемы реализации законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(97). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(97).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Хадеева Ольга Евгеньевна
магистрант, Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

На сегодняшний день в Российской Федерации закупки для государственных и муниципальных нужд осуществляются для обеспечения государственных/муниципальных учреждений всеми необходимыми услугами и товарами. Так, благодаря законодательному регулированию обеспечивается получение объекта торга с самой лучшей скоростью поставки, качеством и ценой. Законодательная база постоянно дополняется и обновляется, она также дает возможность наиболее результативно обеспечивать защиту интересов всех участников закупочной деятельности, а также регулировать вероятные правонарушения в данной области [4, c. 623].

Стоит отметить, что значимое место в области законодательного регулирования государственных и муниципальных закупок имеет активное применение различных мероприятий, целью которых является привлечение к административной (уголовной) ответственности всех должностных лиц, участвующих в закупках, в случае совершения ими какого-либо правонарушения во время проведения процедур, необходимых для осуществления  государственных и муниципальных закупок.

Что касаемо проблем реализации законодательства об административной ответственности за нарушения законодательства в данной сфере, то стоит отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (далее — ФЗ №-44) главным образом стали обеспечиваться действия, содействующие повышению качества мер ответственности за совершение различного рода административных правонарушений в области государственных и муниципальных закупок [3].

Большая часть административных правонарушений, которые совершаются в области закупок для государственных и муниципальных нужд ранее относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а большинство предпринимаемых мер ответственности находились лишь в пределах границ данного законодательного акта [1].

Однако данная проблема была урегулирована своевременным внесением изменений в действующее законодательство Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Нормы, изложенные в ст. 200.4 200.5 УК РФ в настоящее время частично регулируют и предусматривают определенный уровень ответственности за совершение правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок [2, ст. 200.4, 200.5].

Таким образом, можно отметить, что в России за любое административное правонарушение в области закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрена административная ответственность, к которой привлекается то или иное должностное лицо, которое принимает участие в закупках, а вид наказания определяется исходя из уровня тяжести совершенного правонарушения и ущерба, который был нанесен стране подобными незаконными деяниями правонарушителя.

Проблемы реализации законодательства заключаются также и в постоянных изменениях правового регулирования общественных отношений, которые каким-либо образом связаны с осуществление государственных и муниципальных закупок [7, c. 183]. Наиболее остро это касается ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в области закупок.

Так, ФЗ №-44 имеет смешанную отраслевую природу, он содержит в себе все нормы публичного и частного права [3]. Данный федеральный закон помогает регулировать вопросы планирования государственных и муниципальных закупок, устанавливает варианты определения подрядчиков (исполнителей, поставщиков), а также порядок исполнения контракта, формирует разветвлённый механизм контролирования за осуществлением деятельности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Но при этом, основным юридическим способом обеспечения качественного исполнения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе был выбран институт административной ответственности, который является основным рычагом деятельности исполнительной власти, а также всех правовых средств достижения ею положительных экономических и социальных итогов.

Большая часть составов административных правонарушений в области государственных и муниципальных закупок, выступая в качестве формальной природы, обладает слишком строгими санкциями. К примеру, нарушение сроков, которые установлены ФЗ №-44 для подписания протоколов при осуществлении конкурентных процедур государственных и муниципальных закупок, более чем на 2 рабочих дня предусматривает наложение административного штрафа на должностное лицо в размере 30 000 рублей [1 ч. 14, ст. 7.30]. Такие штрафы порой не сопоставимы с уровнем заработной платы должностных лиц, что является причиной «текучки кадров» специалистов контрактных служб в организациях. Это в свою очередь способствует привлечению к трудоустройству неопытных специалистов в данной сфере, которые в силу своей некомпетентности совершают такие правонарушения, повлекшие за собой наложение штрафов.

К тому же одинаковые санкции, предусмотренные КоАП РФ предусмотрены за абсолютно неравнозначные правонарушения. К примеру, ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление и за ненаправление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков [1 ч. 2, ст. 7.31].

Преобладающая динамика изменения законодательства об административной ответственности отражает явную тенденцию, которая заключается в увеличении числа составов правонарушений в области закупок для государственных и муниципальных нужд [8, c. 267]. Стоит отметить, что последняя версия КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение порядка приема результатов исполнения заключенного договора чье осуществление расценивается в качестве гражданско-правовых обязательств обеих сторон по данному договору [1, чч. 8-10, ст. 7.32].

Такое увеличение границ административного правового вмешательства в работу государственных и муниципальных учреждений по вопросам их отношений с контрагентами по договорам закупки, товаров, работ и услуг является избыточным и в большей степени сокращающим автономию воли сторон. То есть, государственные и муниципальные закупки, которые производятся по всем нормам ФЗ №-44, нуждаются в умеренном и уместном применении императивного способа правового регулирования, который, в свою очередь, не должен исключать необходимость диспозитивности договорных обязательств, что считается базой существования нормального гражданского оборота [9, c. 20].

Подытожив, стоит отметить, что устоявшийся административный опыт говорит о том, что у регулирующих законодательных органов не всегда бывает общий подход для трактовки законодательства о контрактной системе в области государственных и муниципальных закупок. Также необходимо обратить внимание на то, что штрафы по некоторым административным правонарушениям в этой сфере, не всегда являются соразмерными нанесенному общественному вреду, который происходит в итоге их совершения. Укрепление административных правовых начал в контролировании общественных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок должно своевременно и постоянно согласовываться с основными принципами и нормами гражданского правового регулирования.

Поэтому особенно важно уделить внимание значимости улучшения норм КоАП РФ, которые касаются административной ответственности за нарушения, совершенные в области государственных и муниципальных закупок. К тому же, практика применения законодательства о государственных и муниципальных закупках также требует разработки единого подхода.

 

Список литературы:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2020).
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.07.2020).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020).
4. Акулич Е. И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — C. 623-634.
5. Лавров Ю. Б. Диспозитивность как отраслевая особенность гражданско-правовых норм // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2013. - № 2. С. 197-198.
6. Павелин А. Усиление ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2016. - № 8. С. 46-56.
7. Соловей Ю. П. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: старые и новые проблемы // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. тез. ст. М.: Моск. ун-т МВД России, 2013. - С. 183-185.
8. Шлихтова Н. В. Административная ответственность в сфере государственных закупок в бюджетных учреждениях здравоохранения [Электронный ресурс] / Н. В. Шлихтова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 267-270. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/305/68804/ (дата обращения: 27.07.2020).
9. Юрицин А. Е., Лавров Ю. Б. Проблемы определения наименования места происхождения товара при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд // Вестник Омской юридической академии. 2015. - № 1 (26). С. 20-24.