ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены базовые законодательные акты, определяющие статус, порядок въезда и пребывания иностранных граждан, а также специфику получения разрешений на осуществление трудовой деятельности. На основе обзора действующей нормативной базы и правоприменительной практики делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования, в частности, цифровизации учетных процедур и укрепления механизмов социальной адаптации иностранных работников.
Ключевые слова: трудовая миграция, трудовые отношения, правовое регулирование, миграционный учет, квотирование.
Трудовая миграция в Российской Федерации продолжает оставаться одним из наиболее значимых факторов, влияющих на социально-экономическое и демографическое развитие страны. Точных сведений о суммарной численности трудовых мигрантов в России нет. При расчёте показателей ведомства используют разные методологии и опираются на разные выборки. В августе 2024 года председатель Комитета Госдумы по региональной политике, депутат ЛДПР Алексей Диденко заявлял, что в России единовременно пребывает около 10–12 млн. мигрантов, что составляет около 8% населения. Согласно данным МВД, на 26 декабря 2024 года на территории России в среднем единовременно находилось около 6,5 млн. иностранцев. По данным Росстата, по итогам 2024 года миграционный прирост в России составил 568,5 тысячи человек. В основном увеличился приток людей из стран СНГ — на 441,1 тысячи человек.
Масштабность такого явления требует от государства создания продуманной законодательной политики и эффективных механизмов контроля, адаптации и интеграции мигрантов, а также взаимодействия с международными организациями и партнёрами основанными на межгосударственных соглашениях. Правовое регулирование трудовой миграции в Российской Федерации включает в себя целый комплекс как федеральных, так и региональных законов и подзаконных актов.
Основополагающим нормативным актом в сфере определения правового положения иностранцев в Российской Федерации выступает Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В нём устанавливаются общие требования к порядку въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранцами и лицами без гражданства, а также определяются правила получения разрешения на работу или патента. Следует отметить, что Закон не раз подвергался изменениям и дополнениям, отражающим меняющиеся потребности рынка труда и социально-экономическую ситуацию в стране. Так, режим работы на основании патента (для прибывающих в безвизовом порядке) либо разрешения на работу (при визовом порядке въезда) даёт государству возможность регулировать объёмы привлекаемой иностранной рабочей силы, а также оказывать воздействие на нелегальную миграцию посредством различных административных процедур.
Важное значение в контексте правового регулирования трудовой миграции также имеет Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Данный закон, также претерпевший ряд изменений, регламентирует порядок постановки на учёт по месту пребывания, что позволяет государственным органам контролировать перемещения иностранцев и своевременно реагировать на нарушения ими миграционного режима. Практика показывает, что именно несоблюдение учетно-регистрационных процедур зачастую становится причиной привлечения иностранных работников и их работодателей к административной ответственности.
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит специальные нормы, устанавливающие особенности регулирования труда иностранных граждан. В частности, работодателю при приёме на работу иностранного гражданина следует убедиться в наличии у него действующего разрешительного документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности. Для высококвалифицированных специалистов предусмотрены льготные условия получения разрешений и упрощённый порядок миграционного учёта. Таким образом, российское трудовое законодательство стремится учитывать различные категории мигрантов и их потенциальную ценность на рынке труда, вводя дифференцированные правила для соответствующих групп.
При этом правовое регулирование трудовой миграции в РФ не ограничивается национальным законодательством и включает в себя акты международного права. Принципиально важным направлением является сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 г. и ратифицированный Российской Федерацией, устанавливает единые подходы к перемещению рабочей силы и предоставляет гражданам государств-членов право работать на территории других стран Союза без получения разрешительных документов. Такое соглашение способствует упрощению процедур трудоустройства для мигрантов из стран ЕАЭС и создаёт особый режим, отличающий их положение от положения граждан государств, не входящих в Союз.
Дополнительно Россия является участницей ряда международных конвенций и соглашений, разрабатываемых Международной организацией труда (МОТ). При этом не все основные конвенции, касающиеся трудовой миграции и защиты мигрантов, ратифицированы РФ.
Важным инструментом регулирования трудовой миграции в России традиционно считается квотирование. Правительство РФ ежегодно утверждает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу или приглашений на въезд в целях трудовой деятельности. Квотирование осуществляется в соответствии с потребностями рынка труда, региональными особенностями и приоритетом занятости граждан РФ. Несмотря на то, что квотирование является средством государственного контроля за объёмами миграционных потоков, на практике оно порой оказывается недостаточно гибким для оперативного реагирования на изменения конъюнктуры, а бюрократические барьеры способствуют развитию серого сектора в сфере трудовой миграции.
Также стоит отметить, что влияние на миграционные процессы оказала пандемия COVID-19. В 2020 году Президентом РФ был издан Указ № 274 от 18 апреля 2020 г., вводивший временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Это позволило продлевать сроки пребывания и разрешительные документы тем иностранцам.
Исследователи, занимающиеся проблемами правового регулирования в сфере трудовой миграции в Российской Федерации, полагают, что дальнейшее совершенствование правового регулирования должно идти по нескольким направлениям. Во-первых, необходима более гибкая система квотирования и разрешительных процедур, способная оперативно реагировать на запросы экономики. Во-вторых, актуализируется задача цифровизации миграционного учёта и общего документооборота. Решение данной задачи будет способствовать уменьшению бюрократических издержек, осуществлению более качественного контроля за мигрантами, а также снижению коррупционных рисков. В-третьих, требуется укрепление механизмов социальной адаптации иностранных работников, включая доступ к образовательным программам.
Современная отечественная нормативная база в сфере трудовой миграции охватывает достаточно широкий предмет регулирования: от порядка въезда и пребывания до налогообложения, социальной интеграции и сотрудничества в рамках международных организаций. Однако постоянная динамика экономической, политической, социальной и других сфер демонстрирует, что применяемые в России инструменты правового регулирования будут постоянно совершенствоваться. Принятие более гибких и рациональных мер, усиление контроля и профилактики нелегальной занятости, а также внимательное отношение к проблемам социальной адаптации помогут выстроить сбалансированную политику в сфере трудовой миграции, отвечающую интересам государства и общества, бизнеса и самих иностранных работников.
