Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Зайцева Е.М. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 18.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Зайцева Елизавета Михайловна
студент, Читинский институт, ФГБОУ ВО Байкальский Государственный Университет, РФ, г. Чита
Шишкина Наталья Петровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Читинского института, ФГБОУ ВО Байкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Европейский союз (ЕС) является примером одного из наиболее развитых интеграционных объединений в мире, целью которого является создание единого экономического пространства, обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также повышение конкурентоспособности экономик стран-членов на глобальном уровне. На основе статистических данных за 2019–2023 годы, доступных на сайтах OECD и Eurostat, можно оценить динамику внутренней торговли стран-членов.

Анализ структуры внутренней торговли ЕС позволяет выделить ключевых участников торговых отношений в союзе. Наибольшую долю в общем объеме внутренней торговли занимают экономически развитые страны: Германия (экспорт - 20,9%, импорт - 22,1%), Нидерланды (экспорт - 14,7%, импорт - 8,0%), Франция (экспорт - 8,1%, импорт - 11,8%), Италия (экспорт - 7,9%, импорт - 8,4%) и Бельгия (экспорт - 8,5%, импорт - 7,9%). На рисунке 1 представлена структура внутренней торговли ЕС.

 

  

Рисунок 1. Структура внутренней торговли ЕС в 2023 г., %

 

Доминирующее положение Германии в торговых отношениях внутри ЕС объясняется ее статусом крупнейшей экономики союза с развитой промышленной базой, особенно в высокотехнологичных секторах, таких как автомобилестроение, машиностроение и химическая промышленность. Высокая доля Нидерландов в экспорте (14,7%) обусловлена не только собственным производством, но и ее функцией как логистического и транзитного хаба для товаров, поступающих в ЕС из третьих стран через порт Роттердама.

Интересно отметить, что некоторые страны имеют значительный торговый профицит во внутренней торговле, например, Нидерланды (284,3 млрд евро), Бельгия (35,8 млрд евро), Ирландия (26,5 млрд евро) и Польша (32,4 млрд евро). В то же время другие страны демонстрируют торговый дефицит, включая Францию (-137,8 млрд евро), Германию (-24,2 млрд евро) и Австрию (-14,4 млрд евро). Эти различия отражают разные экономические модели и специализацию стран в рамках единого рынка ЕС [2].

Важным показателем уровня экономической интеграции является доля внутрирегиональной торговли в общем торговом обороте стран.  Для большинства стран ЕС торговля внутри союза составляет более 60% их общего товарооборота. Наиболее высокие показатели наблюдаются у Люксембурга (экспорт - 79,5%, импорт - 90,7%), Словакии (экспорт - 77,4%, импорт - 79,4%), Венгрии (экспорт - 78,9%, импорт - 69,4%) и Чехии (экспорт - 81,5%, импорт - 72,8%). Это говорит о высокой степени интеграции данных стран в единый рынок ЕС и их зависимости от торговли внутри союза [2].

В то же время некоторые страны, например, Ирландия (экспорт - 42,1%, импорт - 39,1%) и Нидерланды (экспорт - 69,8%, импорт - 41,1%), имеют относительно низкую долю внутренней торговли в общем объеме. Это объясняется их активным участием в глобальных цепочках создания стоимости и значительным объемом торговли с партнерами за пределами ЕС, включая США, Китай и другие страны.

Общий оборот внутренней торговли стран ЕС в 2023 году составил 8,12 трлн евро, что на 33,5% выше показателя 2019 года (6,08 трлн евро). Это свидетельствует о высокой степени восстановления экономики после кризиса, вызванного пандемией, и об углублении интеграционных процессов в ЕС [1].

Повышение уровня интеграции в ЕС может привести к еще большей экономической сплоченности и взаимодействию между государствами-членами. В этом процессе могут быть задействованы создание единого рынка, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, а также усиление общих социальных программ.

Страны, такие как Польша, успешно применяют средства Европейского Союза для модернизации своей инфраструктуры и стимулирования экономического роста. Такой подход может послужить примером для других государств, желающих более активно участвовать в интеграционных процессах.

Европейский Союз сталкивается с серьезными глобальными экономическими трудностями, такими как соперничество с другими интеграционными блоками и регионами. В связи с этим ЕС должен уделять особое внимание поддержанию своей конкурентоспособности и способности адаптироваться к динамике мировой торговли.

 

Список литературы:
1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd.org/ - ( дата обращения 11.04.2025)
2. Евростат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat  – (дата обращения 11.04.2025)