СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКИХ СТАРТАПОВ В 2023 ГОДУ
Секция: Экономика
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКИХ СТАРТАПОВ В 2023 ГОДУ
Последние десятилетия в России активно набирает популярность такое явление, как стартап. Учёные-экономисты ещё не пришли к единому определению этого понятия. Одни считают, что это «временная структура, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельно экономической модели бизнеса» [2], другие же думают, что стартап – это компания, созданная в первую очередь для быстрого роста, а всё, что мы ассоциируем со стартапами – лишь его следствие.
Но каким бы ни было определение стартапа, общая суть остаётся прежней; стартап – это небольшая компания с малым бюджетом и высокими рисками, которая старается выжить за счёт новизны идей.
Сфера стартапов в России развивалась довольно стремительно, но в 2022 году, в связи с геополитической ситуацией, многие иностранные инвесторы ушли с российского рынка. Это сильно ударило по малому бизнесу страны. По экспертным оценкам венчурных фондов рынок уменьшился на 70%. Это связано в первую очередь с тем, что Большинство российских стартапов выбрали для себя путь релокации, то есть переноса экономической деятельности за рубеж.
Но прошло время, рынок российских стартапов подстроился под изменения и стабилизировался. Да, инвесторов стало меньше, но появились новые фонды, да и про госфинансирование забывать не стоит. Количество стартапов за 2023 год уменьшилось по сравнению с прошлыми результатами, но и тут есть свои успехи. Эксперты центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub изучили стадии развития стартапов в России по итогам первого полугодия 2023 года и пришли к выводу, что 24% стартапов имеют готовый продукт и массовые продажи, 33% запустили прототип, остальные проекты находятся на стадии разработки или идеи [3].
Одним из основных направлений стартапов в России стали IT-технологии. Так в 2023 году самыми популярными сегментами этой сферы стали AI (продукты, где основной упор делается на искусственный интеллект) и Ecom (все, что связано с электронной коммерцией, включая маркетплейсы). В добавок кибербезопасность впервые вошла в топ-3 самых популярных отраслей в отечественном технологическом бизнесе по итогам первого полугодия 2023 года. Количество стартапов на этом рынке увеличилось в 2 раза по сравнению с 2022 годом [1].
Ещё одним популярным направлением российских стартапов в 2023 году стало импортозамещение. Количество импортных западных товаров резко сократилось из-за введённых санкций, поэтому появилось довольно много предприятий, предлагающих аналогичную продукцию. При чём иногда заменяется не только сама продукция, но и целая торговая марка. Особо предприимчивые люди и на этом не остановились; появилось такое явление, как импортоопережение. Это не только замена ушедшего с рынка товара, но и значительное улучшение его качеств и характеристик. Эта сфера довольно сложна, так как требует инновационного подхода, но и на неё желающие находятся [4].
В итоге можно сказать, что сфера стартапов в России пережила серьёзное потрясение, но смогла выстоять и не погибнуть. 2023 год, конечно, был не самым успешным для экономики страны, но на то были веские причины. Сейчас ситуация становится всё более стабильной, поэтому стоит рассчитывать на улучшение экономических показателей в этом году.