Статья:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дашкевич Е.А., Доронина Д.А. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 18.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Дашкевич Екатерина Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Доронина Дарья Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Манкевич Ирина Петровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Сохранение биоразнообразия представляет собой одну из центральных задач современного общества, поскольку оно играет ключевую роль в поддержании экосистем и обеспечении устойчивого развития.

Начиная с XVII века вследствие хозяйственной деятельности человека стала наблюдаться тенденция к сокращению биологического разнообразия Земли. Растущее хищническое потребление природных ресурсов, разрушение мест обитания флоры и фауны, непродуманная эксплуатация отдельных видов (массовый отстрел животных, отлов рыбы, вырубка ценных видов деревьев и т.д.), глобальное техногенное загрязнение окружающей среды привело к резкому сокращению биологического разнообразия планеты. По современным оценкам, под воздействием антропогенных факторов за последнее столетие скорость вымирания видов почти в 40000 раз превысила естественную [1, с. 4-5].

В настоящее время в мире интенсивно трансформируются природные экологические системы и исчезают виды живых организмов. Природные экологические системы полностью изменены на пятой части суши. В Красный список Всемирного союза охраны природы включено более 17 000 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений. Под угрозой исчезновения находятся около 21 процента видов млекопитающих, 30 процентов амфибий, 12 процентов птиц, 28 процентов рептилий, 37 процентов пресноводных рыб, 35 процентов беспозвоночных и 70 процентов дикорастущих растений [2].

Республика Беларусь, обладая уникальными природными ресурсами и разнообразием флоры и фауны, сталкивается с серьезными вызовами, связанными с угрозами утраты биоразнообразия. На современном этапе основной проблемой сохранения биоразнообразия в Республике Беларусь является интенсивное индустриальное развитие. Согласно мировому прогнозу, выбросы диоксида углерода в глобальном масштабе могут вырасти на 13% к 2035 году. Без значительного сокращения выбросов средние температуры могут повыситься на 5°С к 2100 году. Это создаст значительные риски для обеспечения продовольственной и водной безопасности, приведет к сокращению биоразнообразия до 50%, а также повлечет за собой негативные социально-экономические последствия от стихийных бедствий и опасных климатических явлений [3]. В данном контексте правовые основы обеспечения сохранения биоразнообразия становятся важным аспектом, требующим глубокого анализа и дальнейшего совершенствования.

Актуальность исследования правовых механизмов, направленных на охрану биоразнообразия, обусловлена необходимостью интеграции экологической политики с экономическими и социальными аспектами, что в свою очередь способствует не только сохранению природных ресурсов, но и устойчивому развитию страны.

Биоразнообразие (биологическое разнообразие) – это многоплановое понятие, означающее разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Величина биоразнообразия признана в биологии одним из главных показателей жизнеспособности как внутри вида, так и в рамках всей биосферы. При однообразии характеристик особей внутри вида (от человека до растений и микроорганизмов) любое существенное изменение внешних условий более тяжело скажется на выживаемости и приспособляемости вида [1, с. 4-5].

В Республике Беларусь обеспечение сохранения биоразнообразия регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. Так, с целью решения проблемы биоразнообразия, 5 июня 1992 г. на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро мировыми лидерами была подписана Конвенция о биологическом разнообразии и провозглашен курс на устойчивое развитие. Конвенция о биологическом разнообразии была подписана Республикой Беларусь 11 июня 1992 г. и ратифицирована Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 10 июня 1993 г. № 2358-XII. Для реализации положений данной Конвенции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 789 была утверждена Первая национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия [1, с. 5].

Для остановки процесса утраты биологического разнообразия страны – участницы Конвенции о биологическом разнообразии на 15-й конференции сторон в 2022 году приняли Куньмин-Монреальскую глобальную рамочную программу по биоразнообразию, которая установила амбициозный путь для достижения глобального видения мира, живущего в гармонии с природой к 2050 году. Среди ключевых элементов программы – четыре цели, которые необходимо достичь до 2050 года, и 23 задачи на 2030 год. Отметим, что Программа обеспечивает хорошую основу для глобальных действий в области биоразнообразия, дополняя Парижское соглашение по климату. Она прокладывает путь к климатически нейтральному позитивному по отношению к природе миру к 2050 году.

Республика Беларусь присоединилась также к ряду других международных соглашений. Так, присоединившись к Рамсарской конвенции в 1999 году, Беларусь взяла на себя обязательства по сохранению водно-болотных угодий международного значения. Сейчас в Беларуси 26 водно-болотных угодий, включенных в Рамсарский список, общей площадью 778,9 тыс. га. Приоритетными направлениями работы являются разработка планов управления болотами, инвентаризация и мониторинг торфяников, а также экологическая реабилитация. Конвенция Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) регламентирует оценку воздействия на окружающую среду при реализации проектов, которые могут оказывать трансграничное воздействие. Беларусь стала стороной Конвенции 8 февраля 2006 года.

На национальном уровне действуют различные нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы охраны окружающей среды и биоразнообразия. Например, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г № 1982-XII, наряду с иными, устанавливает и правовые основы для защиты видов диких животных и дикорастущих растений. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 ноября 2018 г. № 150-З устанавливает правовые основы для создания и функционирования особо охраняемых природных территорий, что является важным инструментом для обеспечения сохранения биоразнообразия.

В целях обеспечения выполнения Республикой Беларусь положений Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года и протоколов, принятых в ее развитие, реализуются Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2021–2025 годы. Важно отметить, что реализация комплекса мер по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия вносит существенный вклад в достижение Республикой Беларусь Целей устойчивого развития 13, 14, 15 и других.

В настоящее время проводится анализ данных мониторинга животного и растительного мира, государственных кадастров животного и растительного мира, научных и иных исследований за последние 10 лет с целью создания пятого издания Красной книги Республики Беларусь, запланированного на 2025 год. По итогам данной работы будут: актуализированы списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны видов диких животных и дикорастущих растений; подготовлен макет пятого издания Красной книги Республики Беларусь «Растения» и «Животные» с очерками по видам [4].

Кроме того, в Республике Беларусь была разработана и утверждена методика стоимостной оценки экосистемных услуг и стоимостной ценности биологического разнообразия. То есть, с одной стороны, формируется рынок экосистемных услуг и высчитывается экономический эффект от сохранения экосистемы (например, оценивается фотосинтезирующий потенциал лесных экосистем). С другой стороны, рассчитывается стоимость компонентов среды для удовлетворения социально-экономических потребностей (платная рыбалка, охота, вырубка древостоя). Деятельность человека должна соответствовать принципу «экологичное – экономично».

Таким образом, утрата биоразнообразия может привести к системным сбоям в экосистемах, что негативно скажется на качестве жизни человека и экономическом развитии. Для сохранения биологического разнообразия необходимо обеспечить функционирование национальной экологической сети,  системы особо охраняемых природных территорий, минимизировать негативное влияние инвазивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений на состояние популяций аборигенных видов и экологические системы, осуществлять мероприятия по сохранению и устойчивому использованию водно-болотных угодий, торфяников, предотвращению деградации земель, обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности и т.д.

Необходимость интеграции подходов к охране биоразнообразия в политику и практику устойчивого развития становится очевидной. Важно развивать и внедрять эффективные стратегии, направленные на сохранение и восстановление природных экосистем, а также на управление природными ресурсами с учетом их экологической ценности. Только через комплексный подход и международное сотрудничество можно достичь целей по сохранению биоразнообразия и обеспечить устойчивое развитие государств.

 

Список литературы:
1. Купчинова Т.А. Биоразнообразие природы Беларуси. Национальная стратегия сохранения : методич. пособие. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 28 с.
2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf (дата обращения: 20.05.25).
3. Уникальные природные достопримечательности в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belta.by/infograp hica/view/unikalnye-prirodnye-dostoprimechatelnosti- v-belarusi-39320/ ( дата обращения: 20.05.25).
4. В Беларуси пересмотрят национальный план действий по сохранению биоразнообразия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/ustoychivoe-razvitie-v-garmonii-s-prirodoy.html? ysclid=mb17qv80o4732008268#bounce ( дата обращения: 20.05.25).