ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Сохранение биоразнообразия представляет собой одну из центральных задач современного общества, поскольку оно играет ключевую роль в поддержании экосистем и обеспечении устойчивого развития.
Начиная с XVII века вследствие хозяйственной деятельности человека стала наблюдаться тенденция к сокращению биологического разнообразия Земли. Растущее хищническое потребление природных ресурсов, разрушение мест обитания флоры и фауны, непродуманная эксплуатация отдельных видов (массовый отстрел животных, отлов рыбы, вырубка ценных видов деревьев и т.д.), глобальное техногенное загрязнение окружающей среды привело к резкому сокращению биологического разнообразия планеты. По современным оценкам, под воздействием антропогенных факторов за последнее столетие скорость вымирания видов почти в 40000 раз превысила естественную [1, с. 4-5].
В настоящее время в мире интенсивно трансформируются природные экологические системы и исчезают виды живых организмов. Природные экологические системы полностью изменены на пятой части суши. В Красный список Всемирного союза охраны природы включено более 17 000 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений. Под угрозой исчезновения находятся около 21 процента видов млекопитающих, 30 процентов амфибий, 12 процентов птиц, 28 процентов рептилий, 37 процентов пресноводных рыб, 35 процентов беспозвоночных и 70 процентов дикорастущих растений [2].
Республика Беларусь, обладая уникальными природными ресурсами и разнообразием флоры и фауны, сталкивается с серьезными вызовами, связанными с угрозами утраты биоразнообразия. На современном этапе основной проблемой сохранения биоразнообразия в Республике Беларусь является интенсивное индустриальное развитие. Согласно мировому прогнозу, выбросы диоксида углерода в глобальном масштабе могут вырасти на 13% к 2035 году. Без значительного сокращения выбросов средние температуры могут повыситься на 5°С к 2100 году. Это создаст значительные риски для обеспечения продовольственной и водной безопасности, приведет к сокращению биоразнообразия до 50%, а также повлечет за собой негативные социально-экономические последствия от стихийных бедствий и опасных климатических явлений [3]. В данном контексте правовые основы обеспечения сохранения биоразнообразия становятся важным аспектом, требующим глубокого анализа и дальнейшего совершенствования.
Актуальность исследования правовых механизмов, направленных на охрану биоразнообразия, обусловлена необходимостью интеграции экологической политики с экономическими и социальными аспектами, что в свою очередь способствует не только сохранению природных ресурсов, но и устойчивому развитию страны.
Биоразнообразие (биологическое разнообразие) – это многоплановое понятие, означающее разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Величина биоразнообразия признана в биологии одним из главных показателей жизнеспособности как внутри вида, так и в рамках всей биосферы. При однообразии характеристик особей внутри вида (от человека до растений и микроорганизмов) любое существенное изменение внешних условий более тяжело скажется на выживаемости и приспособляемости вида [1, с. 4-5].
В Республике Беларусь обеспечение сохранения биоразнообразия регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. Так, с целью решения проблемы биоразнообразия, 5 июня 1992 г. на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро мировыми лидерами была подписана Конвенция о биологическом разнообразии и провозглашен курс на устойчивое развитие. Конвенция о биологическом разнообразии была подписана Республикой Беларусь 11 июня 1992 г. и ратифицирована Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 10 июня 1993 г. № 2358-XII. Для реализации положений данной Конвенции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 789 была утверждена Первая национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия [1, с. 5].
Для остановки процесса утраты биологического разнообразия страны – участницы Конвенции о биологическом разнообразии на 15-й конференции сторон в 2022 году приняли Куньмин-Монреальскую глобальную рамочную программу по биоразнообразию, которая установила амбициозный путь для достижения глобального видения мира, живущего в гармонии с природой к 2050 году. Среди ключевых элементов программы – четыре цели, которые необходимо достичь до 2050 года, и 23 задачи на 2030 год. Отметим, что Программа обеспечивает хорошую основу для глобальных действий в области биоразнообразия, дополняя Парижское соглашение по климату. Она прокладывает путь к климатически нейтральному позитивному по отношению к природе миру к 2050 году.
Республика Беларусь присоединилась также к ряду других международных соглашений. Так, присоединившись к Рамсарской конвенции в 1999 году, Беларусь взяла на себя обязательства по сохранению водно-болотных угодий международного значения. Сейчас в Беларуси 26 водно-болотных угодий, включенных в Рамсарский список, общей площадью 778,9 тыс. га. Приоритетными направлениями работы являются разработка планов управления болотами, инвентаризация и мониторинг торфяников, а также экологическая реабилитация. Конвенция Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) регламентирует оценку воздействия на окружающую среду при реализации проектов, которые могут оказывать трансграничное воздействие. Беларусь стала стороной Конвенции 8 февраля 2006 года.
На национальном уровне действуют различные нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы охраны окружающей среды и биоразнообразия. Например, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г № 1982-XII, наряду с иными, устанавливает и правовые основы для защиты видов диких животных и дикорастущих растений. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 ноября 2018 г. № 150-З устанавливает правовые основы для создания и функционирования особо охраняемых природных территорий, что является важным инструментом для обеспечения сохранения биоразнообразия.
В целях обеспечения выполнения Республикой Беларусь положений Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года и протоколов, принятых в ее развитие, реализуются Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2021–2025 годы. Важно отметить, что реализация комплекса мер по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия вносит существенный вклад в достижение Республикой Беларусь Целей устойчивого развития 13, 14, 15 и других.
В настоящее время проводится анализ данных мониторинга животного и растительного мира, государственных кадастров животного и растительного мира, научных и иных исследований за последние 10 лет с целью создания пятого издания Красной книги Республики Беларусь, запланированного на 2025 год. По итогам данной работы будут: актуализированы списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны видов диких животных и дикорастущих растений; подготовлен макет пятого издания Красной книги Республики Беларусь «Растения» и «Животные» с очерками по видам [4].
Кроме того, в Республике Беларусь была разработана и утверждена методика стоимостной оценки экосистемных услуг и стоимостной ценности биологического разнообразия. То есть, с одной стороны, формируется рынок экосистемных услуг и высчитывается экономический эффект от сохранения экосистемы (например, оценивается фотосинтезирующий потенциал лесных экосистем). С другой стороны, рассчитывается стоимость компонентов среды для удовлетворения социально-экономических потребностей (платная рыбалка, охота, вырубка древостоя). Деятельность человека должна соответствовать принципу «экологичное – экономично».
Таким образом, утрата биоразнообразия может привести к системным сбоям в экосистемах, что негативно скажется на качестве жизни человека и экономическом развитии. Для сохранения биологического разнообразия необходимо обеспечить функционирование национальной экологической сети, системы особо охраняемых природных территорий, минимизировать негативное влияние инвазивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений на состояние популяций аборигенных видов и экологические системы, осуществлять мероприятия по сохранению и устойчивому использованию водно-болотных угодий, торфяников, предотвращению деградации земель, обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности и т.д.
Необходимость интеграции подходов к охране биоразнообразия в политику и практику устойчивого развития становится очевидной. Важно развивать и внедрять эффективные стратегии, направленные на сохранение и восстановление природных экосистем, а также на управление природными ресурсами с учетом их экологической ценности. Только через комплексный подход и международное сотрудничество можно достичь целей по сохранению биоразнообразия и обеспечить устойчивое развитие государств.
