Статья:

Уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Орехов С.О. Уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(3).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ

Орехов Сергей Олегович
магистрант Забайкальского государственного университета, РФ, г. Чита

 

Конституционный Суд РФ своим постановлением от 16.07.2015 г. признал ч.1 статьи 226.1 УК РФ, устанавливающую ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, не соответствующей Конституции РФ. В связи с чем, на сегодняшний день являются актуальными вопросы перемещения указанных веществ через государственную и таможенную границы, а также остается открытым вопрос об уголовной ответственности за контрабанду сильнодействующих веществ. Помимо этого, необходимо отметить, что общественная опасность контрабанды заключается в том, что данное уголовно наказуемое деяние наносит вред не только экономической безопасности страны, но и способно причинить ущерб жизни и здоровью гражданам, так как предметами контрабанды могут являться различные опасные вещества. К таким веществам традиционно относят наркотические и психотропные химические соединения, а также сильнодействующие вещества, которые могут являться более опасными.

Новизна данной научной статьи заключается прежде всего в том, что в отечественной литературе практически никто, кроме профессора А.В. Федорова, в своих работах не рассматривал данную проблему. Кроме этого в  статье рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с квалификацией контрабанды сильнодействующих веществ в рамках единой таможенной территории  Евразийского Экономического Союза  (далее ЕврАзЭС). 

В настоящее время борьба с контрабандой различных запрещенных веществ является одним из приоритетных направлений таможенных органов. В 2017 году российскими таможенными органами в ходе таможенног контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъято из незаконного оборота в 1314 случаях более 2689 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Помимо этого таможенными органами изъято более 2610 кг контролируемых веществ, в том числе более 300 кг гашиша,13 кг кокаина, 26 кг марихуаны , около 2,2 т сильнодействующего вещества хлороформ. По статье 229.1 УК РФ возбуждено 298 уголовных дел,изъято около 378 кг наркотических средств и психотропныхвеществ. По статье 226.1 УК РФ возбуждено 147 уголовных дел , изъято более 2232 кг СДВ.[1] Сильнодействующие вещества являются важными компонентами для изготовления опасных наркотических химических соединений, таких как «спайс» и различных психоактивных веществ, употребление которых наносит вред здоровью граждан, вплоть до летального исхода. Также сильнодействующие вещества могут быть использованы для изготовления поддельных лекарственных средств, употребление которых может нанести вред здоровью.

На данный момент времени понятие контрабанды в действующем российском законодательстве не содержится. До создания ЕврАзЭС понятие контрабанды, как уголовно наказуемого деяния, содержалось в части 1статьи 188 УК РФ. Однако, данная статья утратила силу. В настоящее время данный термин раскрывается в п. 25 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕвразийскогоЭконосического Союза (Далее ТК ЕврАзЭС), так под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается перемещение товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Необходимо отметить, что для правильного понимания незаконного перемещения сильнодействующих веществ стоит обращаться не только к законодательным актам, но и к соответствующим разъяснениям судебных органов. К таким разъяснениям в частности относится Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде». В данном постановление в пункте 5 дается определение незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Указанное понятие аналогично п. 25 ч. 1 ст. 2 ТК ЕврАзЭС.

Уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих, веществ установлена в статье 226.1 УК РФ. Характерной особенностью рассматриваемой нормы является то обстоятельство, что деяние совершается с прямым умыслом, а также специфическим является момент окончания преступления. Так, анализируемое деяние считается оконченным с момента незаконного перемещения сильнодействующих веществ через Государственную границу РФ или через таможенную границу Евразийского Экономического Союза.

Особенностью контабанды выступает место совершения данного деяния. Под местом совершения преступления понимают территорию, на которой совершено незаконное, уголовно наказуемое деяние. Для контрабанды сильнодействующих веществ такой территорией является государственная граница Российской Федерации, либо таможенная граница Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС. Стоит уточнить, что незаконное перемещение вышеуказанных веществ считается оконченным с момента пересечения государственной или таможенной границы, следовательно, местом совершения указанного преступления являются участки границы Российской Федерации, а также специализированные пропускные пункты пограничных органов ФСБ РФ и ФТС РФ.

Одной из особенностей рассматриваемого состава преступления, является специфический предмет преступления, в нашем случае это сильнодействующие вещества. Напрямую конкретные вещества в диспозиции статьи 226.1 УК РФ не закреплены.Для того чтобы узнать содержательные особенности данных веществ, необходимо обратиться к соответствующему документу. В частности, для целей статьи 226.1 УК РФ и применительно к интересующим нас веществам, такой перечень закреплен в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей уголовного кодекса российской федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации». Необходимо отметить, что аналогичные перечни запрещенных веществ содержатся в законодательстве других государствах – членах ЕврАзЭС, которые отличаются от отечественного перечня по некоторым позициям, что осложняет борьбу с контрабандой данных веществ. Так, например, в списке запрещенных сильнодействующих веществ в Российской Федерации присутствует химическое соединение под названием «1-тестостерон», а в аналогичных перечнях Республики Казахстан такого вещества нет. Более того, в рамках ЕврАзЭС отсутствуют единые для государств - членов правила перемещения сильнодействующих веществ, что в свою очередь также порождает разногласия в борьбе с контрабандой данных веществ.

Помимо этого необходимо сказать, что на законодательном уровне нет легального определения сильнодействующих веществ. Так, профессор А.В. Федоров дает следующее определение: «сильнодействующие вещества – это вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни действие в случае приема их в значительных дозах или при наличии медицинских противопоказаний».  В связи с этим на практике, таможенным органам проблематично разграничить незаконное перемещение указанных веществ через границу от контрабанды различных лекарственных средств, содержащих указанные вещества.

Особенностью статьи 226.1 УК РФ считается то, что на данный момент эта статья признана Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации. Из материалов дела следует, что 2 июня 2014 года граждане Республики Казахстан Н. и Я. были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.1 статьи 226.1 УК Российской Федерации, которое выразилось в незаконном перемещении через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан сильнодействующего вещества 1-тестостерон (в форме его эфиров) массой 2,056 грамма в составе жидкости в двух ампулах с надписью "Sustanon" и того же сильнодействующего вещества (в форме его эфира) массой 3,792 грамма в составе жидкости в четырех ампулах с надписью «Тестостерону пропiонат», а также сильнодействующего вещества станозолол массой 12,164 грамма в составе таблеток в емкости с надписью «Azolol».

Вышеуказанные граждане обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой обосновывали неконституционность статьи 226.1 УК Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев данную жалобу, признал неконституционным положения статьи 226.1 УК РФ, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, в той мере, в какой данное положение - при наличии приводящей к его произвольному истолкованию и применению неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.

 В обосновании своего решения Конституционный Суд РФ указал, во – первых, что ни национальном ни на наднациональном уровне не существует нормативно – правового акта, который бы четко регулировал вопросы перемещения сильнодействующих веществ в рамках ЕврАзЭС.  Сфера действия ни одного из ныне действующих актов не охватывает в полной мере случаи перемещения сильнодействующих веществ физическими лицами внутри ЕврАзЭС. Во-вторых, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что только бланкетный характер не делает норму неконституционной, а определённость нормы должна быть оценена в контексте всей правовой системы государства.

Также по результатам рассмотрения, Конституционный Суд РФ постановил, что федеральному законодателю надлежит определить порядок перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС лекарственных средств, в состав которых входят сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, в целях личного использования. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС лекарственных средств, в состав которых входят сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, физическими лицами в целях личного использования должно осуществляться с учетом условий, установленных в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Таким образом, таможенные органы в данный момент времени не могут применять статью 226.1 УК РФ в рамках незаконного перемещения сильнодействующих веществ в лекарственных средствах.

 В настоящий момент федеральному законодателю необходимо определить порядок перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС лекарственных средств, в состав которых входят сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, в целях личного использования.

На данный момент в статью 50 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», законодатель внес изменения в пункт 1статьи 1, изложив её в следующей редакции: «личного использования физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию. Ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, в соответствии со списком сильнодействующих веществ, утвержденным Правительством Российской Федерации, для личного использования физическими лицами осуществляется при наличии документов (заверенных копий документов), подтверждающих назначение медицинским работником физическому лицу лекарственных препаратов (с указанием наименования и количества назначенного лекарственного препарата);». 

Помимо этого существует законопроект, призванный внести в статью 226.1 УК РФ уточнения, касающиеся сильнодействующих веществ, так федеральный законодатель планирует слово «сильнодействующих» заменить словами «сильнодействующих веществ (за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих сильнодействующие вещества, перемещение которых осуществляется для личного использования физическими лицами)».

Таким образом, законодатель выполнит одно из необходимых требований Конституционного Суда Российской Федерации – уточнит какие именно сильнодействующие вещества является предметами состава статьи 226.1 УК РФ. Помимо этого необходимо отметить, что в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 226.1 уголовного кодекса российской федерации», законодатель указал, что «представленный законопроект вносит изменения в статью 226.1 УК РФ в части исключения из-под действия статьи случаев перемещения лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих сильнодействующие вещества, для целей личного использования физическими лицами, требования по перемещению которых установлены статьями 47 и 50 Закон N 61-ФЗ (с учетом разработанного проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 50 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»)». Исходя из положений статей, вводится обязательное требование для физических лиц, провозящих в Российскую Федерацию сильнодействующие препараты, иметь на них документ от врача. В медицинской справке должно быть указано назначение ввозимого лекарства, его наименование и количество. Подтверждающие документы должны содержать сведения о наименовании и количестве назначенного лекарственного препарата. Если они составлены на иностранном языке, к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод.

Таким образом, законодатель устанавливает определенный порядок таможенного контроля сильнодействующих веществ, содержащихся в лекарственных средствах.

Тем не менее, в рамках ЕврАзЭС в настоящее время не вырабатано единых подходов к данному вопросу, что предполагает в будущем разработку единых правил таможенного контроля лекарственных средств, содержащих сильнодействующие вещества.

Необходимо сказать, что в целях ускорения таможенного контроля лекарственных средств, содержащих сильнодействующие вещества в рамках ЕврАзЭС целесообразно создать единый список всех лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, которые производят страны ЕврАзЭС. Данный список способствовал бы наиболее быстрому и «безболезненному» таможенному контролю, а самое главное исключил или ограничил бы ввоз на единую таможенную территорию различных импортных препаратов, которые содержат запрещенные вещества.

Одним из вариантов создания единого списка сильнодействующих веществ может выступать унифицикация действующих национальных списков вышеобозначенных веществ.

Стоит отметить, что некоторые ученые, такие как профессор А.В. Федоров, считают, что ответственность за контрабанду сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ, установленная в ст. 226.1 УК РФ, разрушает системность построения Особенной части УК РФ, так как данная статья включена не в главу 25 УК РФ,  а в главу 24 УК РФ. Глава 25 УК РФ дополнялась ст. 229.1, это объяснялось тем, что контрабанда является одним из видов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и ее следует включить в ту главу, в которой содержатся статьи, предусматривающие ответственности за незаконный оборот таких средств и веществ. В то же время ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ теперь устанавливается ст. 226.1 УК РФ, включенной в главу 24 УК РФ, хотя ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота таких веществ установлена ст. 234 УК РФ, включенной в главу 25 УК РФ. При этом речь идет об одних и тех же сильнодействующих и ядовитых веществах.

В связи с изложенным, представляется необходимым исключить сильнодействующие вещества из диспозиции ст. 226.1 и включить их в качестве предмета контрабанды в ст. 229.1 УК РФ. Либо исключить данные предметы контрабанды из статьи 226.1 УК РФ и дополнить статью 234 УК РФ контрабандной составляющей для данных веществ.

В заключении необходимо отметить, что законодателю необходимо в кратчайшие сроки разработать и утвердить новый порядок перемещения сильнодействующих веществ, причем данный порядок должен быть един на всей территории стран ЕврАзЭС, разработать легальное определение сильнодействующих веществ. Более того, в рамках единой таможенной территории ЕврАзЭС необходимо разработать единый перечень сильнодействующих веществ. Помимо этого законодателю целесообразно выделить в отдельную статью УК РФ контрабанду сильнодействующих веществ, как это предлагает сделать А.В. Федоров, так как данный шаг помимо устранения пробела в национальном законодательстве, возможно, явился бы шагом для разработки единой нормы на всей территории ЕврАзЭС, которая устанавливала бы ответсвенность за данное преступное деяние.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза : приложение №1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=185006330907484988618034467&cacheid=EB42C3766926C2E826CB95227F341EF9&mode=splus&base=LAW&n=215315&rnd=C92B06EF1CA18915771E2A68E6C189D4#017149101416260115
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс].– Режим доступа. – URL:  http://base.garant.ru/10108000/#block_2261
3. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ (действующая редакция, 2018) [Электронный ресурс].– Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/
4. Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей уголовного кодекса российской федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 964. [Электронный ресурс].– Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12158202/
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 22-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева». [Электронный ресурс].– Режим доступа. – URL:   http://base.garant.ru/71140194/#block_111
6. Лазенкова, И.В., Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В. Лазенкова. – М.,2015 . – 22 с.
7. Федоров,  А.В. Сильнодействующие и ядовитые вещества как предмет преступления : История и современность (1917 – 2008 гг.) / А.В.Федоров  // Наркоконтроль. – 2008. – № 1. – С. 9–19
8. Федоров, А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ / А.В. Федоров // Наркоконтроль. – 2012. – № 1. – С. 2–15.
9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [ Электронный ресурс].– Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=185006330907484988618034467&cacheid=B175520936346EC99701711A98A9C02B&mode=splus&base=PRJ&n=138596&rnd=C92B06EF1CA18915771E2A68E6C189D4#02977181074665376


[1] Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за 2017 год (http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26268:-2017-&catid=54:2011-01-24-16-31-26&Itemid=1957)