ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОРГАНИЗАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ПОВРЕЖДЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОТЕРПЕВШЕГО СТРАХОВЩИКОМ (ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА В НАТУРЕ)
Конференция: CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОРГАНИЗАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ПОВРЕЖДЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОТЕРПЕВШЕГО СТРАХОВЩИКОМ (ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА В НАТУРЕ)
CONSEQUENCES OF NON-ORGANIZATION OF RESTORATION REPAIRS OF THE DAMAGED VEHICLE OF THE VICTIM BY THE INSURER (COMPENSATION OF THE DAMAGE CAUSED IN KIND)
Anastasia Kashirskaya
Student, Volgograd state University, Russia, Volgograd
Аннотация. Одним из основных принципов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных законодательством. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре). Вместе с тем, участились случаи осуществления страховщиком страховой выплаты в денежной форме в отсутствие соответствующего соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим ввиду невозможности организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей.
Abstract. One of the basic principles of compulsory civil liability insurance for vehicle owners is the guarantee of compensation for damage caused to the life, health or property of victims, within the limits established by law. Insurance compensation for damage caused to a passenger car is carried out by organizing and (or) paying for the restoration of the damaged vehicle of the victim (compensation for the damage in kind). At the same time, cases of insurance payments in cash by the insurer have become more frequent in the absence of a corresponding written agreement between the insurer and the victim due to the impossibility of organizing and (or) paying for the restoration of the damaged vehicle of the injured vehicle at the car service station.
Ключевые слова: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховое возмещение, страховая выплата, страховой случай.
Keywords: compulsory civil liability insurance for vehicle owners, insurance indemnity, insurance payment, insured event.
Условия и порядок страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – Закон об ОСАГО).
В соответствии со статьей 3 Закона об ОСАГО одним из основных принципов обязательного страхования является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных данным федеральным законом.
Согласно абзацам первому - третьему пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 указанной статьи.
Стоимость восстановительного ремонта легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, определяется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 года N 31, следует, что возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, по общему правилу осуществляется путем восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, при этом страховщиком стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего или по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Отсутствие у страховщика возможности организовать и оплатить восстановительный ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей в соответствии с положениями Закона об ОСАГО не тождественно основаниям, предусмотренным вышеуказанной правовой нормы, в связи с чем, не освобождает страховщика от обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего и не порождает у страховщика право в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства по оплате ремонта транспортного средства в натуре с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий на выплату страхового возмещения в денежной форме.
Действующим законодательством предусмотрены следующие способы страхового возмещения в пределах установленной Законом об ОСАГО страховой суммы: путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, либо в форме страховой выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО (пункты 1 и 15 статьи 12 Закона об ОСАГО, пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2022 года N 31).
Стоимость восстановительного ремонта легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации, определяется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, абзац второй пункта 49 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2022 года N 31).
При этом из положений Закона об ОСАГО следует приоритет натурального возмещения.
Отсутствие станции технического обслуживания автомобилей, с которой страховщиком заключен договор на проведение восстановительного ремонта транспортного средства, не предусмотрено пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в качестве основания для осуществления страхового возмещения в денежной форме. Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2022 года N 31, в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО с учетом абзаца шестого пункта 15.2 этой же статьи, страховщик не вправе отказать потерпевшему в организации и оплате восстановительного ремонта легкового автомобиля с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий и в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства на выплату страхового возмещения в денежной форме. В отсутствие достижения сторонами явного и недвусмысленного соглашения о страховой выплате в денежной форме с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, страховщик не вправе заменить без согласия потерпевшего оплату восстановительного ремонта на страховую выплату.
С учетом изложенного, если страховщик не исполнит обязательство по выдаче направления на станцию технического обслуживания автомобилей на ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего, у последнего имеется право требовать от страховщика полного возмещения убытков в виде стоимости такого ремонта без учета износа транспортного средства.
