ПРОПУСК ВАГОНОВ НА ПКО И ПКБ
Конференция: CCCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки

CCCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОПУСК ВАГОНОВ НА ПКО И ПКБ
Аннотация. В статье рассмотрен рейтинг коммерческого осмотра на станциях Южно-Уральской железной дороги. Приведен анализ коэффициентов ПКО и способы их улучшения.
Ключевые слова: коммерческий осмотр, перевозка грузов, отцепка вагонов.
В соответствии с "Методика размещения пунктов коммерческого осмотра вагонов в поездах и коммерческих постов безопасности с расчетным обоснованием" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 07.08.2019 N 1725/р) основным фактором, препятствующим оснащению станций современными средствами диагностики вагонов и грузов, являются особенности инфраструктуры (узкое междупутье, криволинейность подходных путей, уклоны подходных путей, сложность путевого развития входных горловин) станций.
В связи с вышесказанным, установка технических средств в нестандартных и сложных условиях значительно повышает стоимость работ по проектированию и строительству и ведет к снижению экономической эффективности и увеличению сроков окупаемости технических средств. Если рейтинговая оценка по станции высока требуется доработка технологии осмотра вагонов.
Рейтинг ПКО и ПКБ показывает наибольшую вероятность отцепок в пути следования по дороге. Это говорит о том, что на данных станциях необходимо укрепить и организовать работы по коммерческим осмотрам.
Рейтинг ПКО по удельной величине количества пропущенных вагонов на ПКО на 10 тыс. погруженных за 2023/2024 годы приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Рейтинг ПКО по удельной величине количества пропущенных вагонов на ПКО на 10 тыс. осмотренных за 2023/2024 г. [1]
ПКО |
Количество пропущенных вагонов |
Количество осмотренных вагонов |
Удельная величина отцепленных вагонов |
|||
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
|
Орск |
5 |
2 |
5420 |
5048 |
0,009 |
0,004 |
Оренбург |
0 |
0 |
832470 |
799592 |
0 |
0 |
Никель |
0 |
0 |
2259904 |
1991709 |
0 |
0 |
Челябинск |
0 |
3 |
1207188 |
1077798 |
0 |
0,0278 |
Златоуст |
8 |
2 |
63230 |
62268 |
1,27 |
0,321 |
По данным таблицы 1 строится рейтинг ПКО за 2023/2024 годы, который приведен в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1. Рейтинг ПКО за 2023/2024 годы
По расчету рейтинга предприятий определено, что степень риска пропуска вагонов на ПКО и ПКБ наиболее вероятна на Орской и Златоустовской станции.
Рейтинг грузов по удельной величине количества отцепленных вагонов на 10 тыс. погруженных по Южно-Уральскому региону за 2024 год: топливо дизельное – 86%, мазут – 14%.[2]
Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте должна обеспечивать полное удовлетворение грузоотправителя в перевозках: сохранность грузов и своевременную доставку в пункт назначения. При этом должны соблюдаться такие условия:
- наилучшее использование средств железнодорожного транспорта;
- высокая производительность труда;
- наименьшая себестоимость перевозок;
- безопасность движения.
В свою очередь из-за обнаружения и последующего исправления коммерческих неисправностей станция несет большие убытки, это влечет за собой простой вагонов и увеличение срока доставки, также затраты на замену средств крепления, заработной платы штата сотрудников, осуществляющих исправление браков и перегрузку груза на другой подвижной состав. Более того, коммерческие неисправности создают реальную угрозу безопасности движения поездов, что в свою очередь влияет на качество исполнения услуги по перевозке груза, его сохранность, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Для сокращения случаев возникновения коммерческих неисправностей необходим контроль перевозки грузов на всех этапах перевозочного процесса:
- прием груза к перевозке;
- осмотр вагонов с грузом при отправлении;
- осмотр вагонов с грузом в пути следования;
- осмотр вагонов с грузом на станции назначения.
