Исследование тормозной силы на городском электрическом транспорте
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Исследование тормозной силы на городском электрическом транспорте
Городской электрический транспорт является частью производственной и социальной инфраструктуры города и служит главным средством доставки населения к местам работы и отдыха.
Выполняя жизненно важные функции в современном городе, он должен обладать высокой надежностью и безопасностью.
Активная безопасность транспортных средств обеспечивается их хорошими тормозными свойствами.
Эффективность тормозов самым непосредственным образом влияет на все показатели качества пассажирского транспорта: безопасность, скорость движения, комфортабельность, экономичность.
Поэтому необходимо знать и уметь правильно исследовать тормозную силу и применять её при проектировании электрических подвижных составов.
Тормозной силой называют регулируемую силу, создаваемую тормозными средствами и направленную противоположно скорости движения.
Для создания искусственного сопротивления движению транспортного средства во фрикционных (механических) тормозах используется явление внешнего сухого трения твердых тел.
На рисунке 1 приведена схема образования тормозной силы механического тормоза, действие которого основано на использовании сцепления колес с рельсами.
Рисунок 1. Схема образования тормозной силы колесно-колодочного тормоза
В результате прижатия тормозной колодки с силой К к поверхности колеса, катящегося по рельсу с угловой скоростью ω и нагруженного силой Pк, возникает касательная сила трения, равная произведению силы нажатия колодки на коэффициент трения φк:
Fтр = Kφк . (1)
Сила Fтр препятствует вращению колеса.
Однако она не может быть тормозной силой, так как по отношению к движущемуся транспортному средству является внутренней.
Тормозная сила должна быть приложена извне и может возникнуть только при наличии силы сцепления колеса с рельсом.
Сила сцепления возникает вследствие действия вертикальной статической и динамической нагрузок Рк от колеса на рельс. В результате действия силы Fтр создается момент, направленный против вращения колеса, где Rк – радиус колеса.
M тр = Fтр Rк . (2)
Под действием этого момента в зоне контакта колеса и рельса (в точка О) возникает сила Bо, действующая от колеса на рельс.
Противоположно направленная горизонтальная реакция рельса Bт = Bо и является тормозной силой, препятствующей поступательному движению.
Она действует на колесо со стороны рельса и является внешней по отношению к транспортному средству.
Для одной тормозной колодки
. (3)
Для оси колесной пары
Bт = nKφк , (4)
Где n – количество колодок, действующих на ось.
Схема образования тормозной силы рассмотрена для случая движения без изменения скорости (при подтормаживании на спуске). При торможении с замедлением транспортного средства тормозная сила, возникающая в точке контакта колеса с рельсом, уменьшается за счет инерции вращающейся колесной пары Bи.
В электрическом (электродинамическом) тормозе характерно образование тормозного момента на якоре электродвигателя, переключенного в режим генератора.
Через редуктор этот момент передается на приводные колеса.
Принцип образования тормозной силы в этом случае такой же, как и при действии колесно-колодочного тормоза.
Величина тормозного момента зависит от электротехнических характеристик двигателей.